Технологизация работы ЦМК с упором на личностно-ориентированное обучение и инновационную деятельность
методический совет , май 2016 год
Современный период нашего общества, находящегося на этапе реформирования всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой цели во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности, адекватно востребующей его индивидуально сущностные способности.
Видом такой деятельности для педагогической сферы может выступать методическая работа, заключающая в себе мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может занимать доминирующую роль в личностно-профессиональном становлении педагога в образовательных учреждениях разного уровня, в том числе профессиональных. Методическая работа как особое направление в педагогике учебных заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало ее возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов методической работы. Не случайно методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа. Вместе с тем, анализ существующей практики показывает, что учебные заведения не готовы в полной мере использовать ее потенциал как фактора личностно-профессионального становления педагога.
Методическая работа в колледже должна быть целостной, основанной на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
В колледже сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должных связей, учета конкретных интересов и потребностей коллектива и УВП.
Задача руководства и методической службы заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Организация изучения документов Государственного стандарта профессионального образования, а также нормативных документов по содержанию, организации и методике учебно-воспитательного процесса.
Обсуждение разработанной преподавателями и мастерами производственного обучения рабочей (в том числе авторской) учебно-программной документации.
1. Обсуждение коррективов, вносимых преподавателями и мастерами в действующую учебно-программную документацию.
2. Обсуждение перспективно-тематических планов, перечней учебно-производственных работ, учебно-технической документации, содержания контрольных тестовых заданий, проверочных и контрольных работ, экзаменационных билетов, перечней квалификационных практических (пробных) работ.
3. Обсуждение документации по комплексному учебно-методическому обеспечению учебного процесса и др.
4. Повышение качества учебно-воспитательного процесса
5. Анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и мер по совершенствованию организации и методики теоретического и производственного обучения.
6. Обсуждение вопросов организации и методики выполнения учащимися упражнений и самостоятельных работ, творческих заданий, лабораторно-практических работ, применения современных технических средств обучения, новых педагогических технологий и т.д.
7. Разработка мер по планированию и Осуществлению межпредметных связей специальных, общетехнических, общеобразовательных предметов и производственного обучения.
8. Обсуждение организационно-методических вопросов использования в учебном процессе «активных» форм и методов обучения.
9. Обсуждение вопросов подготовки, проведения и анализа проверочных работ (в частности, результатов тестовых проверок знаний и умений учащихся), экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся и др.
При этом очень важно сделать упор на личностно-ориентированное обучение и инновационную деятельность
Перейдем к аспектам научно-методической деятельности преподавателя колледжа.
Наиболее значимыми аспектами научно-методической деятельности на уровне образовательного учреждения становятся следующие:
· изучение, исследование, анализ инновационной педагогической практики в колледже;
· концептуальное представление образовательной деятельности педагогов, ее целеполагание;
· проектирование и планирование профессионально-методического образования преподавателя на различных уровнях (методические объединения, методические службы города, области, институты повышения квалификации работников образования) на основе глубокого анализа информационных педагогических потребностей педагогов с учетом новых тенденций в развитии науки и практики;
· разработка и применение методических рекомендаций, пособий и дидактических материалов, педагогических технологий, ориентированных на развитие аналитических и методических способностей преподавателей, адекватный выбор альтернативных учебно-методических комплектов, методик с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
· организация и проведение научно-методических мероприятий, опытно-экспериментальной и исследовательской работы;
· контроль и рефлексивная оценка результатов педагогической и методической деятельности, ее коррекция.
Эти аспекты научно-методической деятельности наиболее востребованы преподавателями, если они реализуются в личностно ориентированных, активных формах взаимодействия с педагогами (таблица), а научность обеспечивается через систему планирования и организацию обучения педагогов на различных уровнях: на уровне очного, очно-заочного обучения на базе институтов (развития образования или повышения квалификации работников образования, высших учебных заведений и др.), на уровне организации методических служб (информационно-методических – диагностических центров, методических кабинетов и др.), на уровне методической работы образовательного учреждения (проблемные и творческие группы, исследовательские лаборатории, научно-практические семинары и др.).
Развивая такие формы работы с преподавателями, стоит непременно учитывать уровень профессионального мастерства педагога, с тем чтобы проектировать и планировать методическую деятельность с учетом индивидуальных запросов и уровня подготовленности преподавателя к решению той или иной педагогической задачи. Поэтому диагностика уровня профессионализма педколлектива колледжа необходима в качестве стартового начала для дальнейшего определения будущих форм, методов, содержания методической работы, в том числе работы ЦМК, с конкретным педагогом или группой преподавателей.
Параметры диагностики состояния педагогической деятельности отдельных педагогов или групп педагогов и ее результатов:
· Содержание программ обучения (традиционная, адаптивная, индивидуальная, авторская).
· Содержание и наличие технологий и методик обучения, воспитания и развития.
· Состояние организационно-коммуникативной деятельности педагогов (способ общения преподавателя с детьми).
· Состояние методической деятельности педагогов (наличие обобщенного опыта работы, разработок системы упражнений по предмету, участие в методической работе колледжа, города, области и др.).
· Мотивация к инновационной деятельности (участие в экспериментальной, инновационной работе).
· Деятельность учащихся у исследуемых педагогов (их познавательная, коммуникативная, самоорганизующая деятельность).
· Результаты деятельности учащихся.
· Достижения и затруднения в деятельности педагогов и учащихся.
Для нашего колледжа, например, в результате диагностики уровня профессионализма педагогического коллектива можно выявить следующие ранжируемые группы педагогов:
· способных разрабатывать новые программы, технологии обучения, модифицировать программы и методики преподавания;
· добивающихся повышенного уровня обученности учащихся;
· обучающих учащихся со стабильно высокими, положительными результатами, адаптирующих методики на уровень развития своих студентов;
· испытывающих затруднения в организации эффективного образовательного процесса, в научной и методической подготовке, в практической педагогической деятельности (молодые специалисты, молодые педагоги...) и так далее.
Разный уровень профессиональной подготовки преподавателей не может не влиять на научно-методическую деятельность в колледже. Поэтому административный состав обязан помнить о различных возможностях науки как средствах обучения и педагогического условия развития профессионального мастерства и личностного роста педагога. Развивающиеся научные знания по андрагогике (обучение взрослых), антропологии (личность и закономерности ее развития), аксиологии (ценности жизни), культурологии и методологии становятся основополагающей составляющей современного содержания образования, обеспечивающей личностно ориентированный подход в обучении взрослых и детей.
В связи с этим новым ориентиром в научно-методической работе становится главным не столько процесс информирования преподавателей о научных достижениях, сколько проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путем самообразования, самоорганизации и саморазвития и формирование таким образом компетенций и педагогического творчества.
Современная система методической подготовки педагога предполагает появление и «взращивание» новых качеств преподавателей, имеющих личностно ценностные, деятельностные, концептуально целостные, рефлексивные характеристики, проявляемые как в методической работе, так и в педагогической практике. Поэтому, считаю, что в содержание и планирование научно-методической деятельности целесообразно было бы включить некоторые обозначенные проблемы и темы для изучения и разработки. И, в целом, при составлении планирующих документов, учитывать сделанные рекомендации и выделенные направления работы ЦМК и аспекты педагогической деятельности, что может привести к высокому уровню технологизации работы ЦМК.
Иконникова Т.И.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.