Технологизация работы ЦМК с упором на личностно-ориентированное обучение и инновационную деятельность

Технологизация работы ЦМК с упором на личностно-ориентированное обучение и инновационную деятельность

docx
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Технологизация работы ЦМК мй 2016 Иконникова.docx

Технологизация работы ЦМК с упором на личностно-ориентированное обучение и инновационную деятельность

методический совет , май 2016 год

 

Современный период нашего общества, находящегося на этапе реформирования всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой цели во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности, адекватно востребующей его индивидуально сущностные способности.

Видом такой деятельности для педагогической сферы может выступать методическая работа, заключающая в себе мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может занимать доминирующую роль в личностно-профессиональном становлении педагога в образовательных учреждениях разного уровня, в том числе профессиональных. Методическая работа как особое направление в педагогике учебных заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало ее возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов методической работы. Не случайно методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа. Вместе с тем, анализ существующей практики показывает, что учебные заведения не готовы в полной мере использовать ее потенциал как фактора личностно-профессионального становления педагога.

Методическая работа в колледже должна быть целостной, основанной на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

В колледже сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должных связей, учета конкретных интересов и потребностей коллектива и УВП.

Задача руководства и методической службы заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Ведущую роль в этом играют цикловые методические комиссии.

Считаю, что основные направления деятельности ЦМК – это:

 Организация изучения документов Государственного стандарта профессионального образования, а также нормативных документов по содержанию, организации и методике учебно-воспитательного процесса.

Обсуждение разработанной преподавателями и мастерами производственного обучения рабочей (в том числе авторской) учебно-программной документации.

1.     Обсуждение коррективов, вносимых преподавателями и мастерами в действующую учебно-программную документацию.

2.     Обсуждение перспективно-тематических планов, перечней учебно-производственных работ, учебно-технической документации, содержания контрольных тестовых заданий, проверочных и контрольных работ, экзаменационных билетов, перечней квалификационных практических (пробных) работ.

3.     Обсуждение документации по комплексному учебно-методическому обеспечению учебного процесса и др.

4.     Повышение качества учебно-воспитательного процесса

5.     Анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и мер по совершенствованию организации и методики теоретического и производственного обучения.

6.     Обсуждение вопросов организации и методики выполнения учащимися упражнений и самостоятельных работ, творческих заданий, лабораторно-практических работ, применения современных технических средств обучения, новых педагогических технологий и т.д.

7.     Разработка мер по планированию и Осуществлению межпредметных связей специальных, общетехнических, общеобразовательных предметов и производственного обучения.

8.     Обсуждение организационно-методических вопросов использования в учебном процессе «активных» форм и методов обучения.

9.     Обсуждение вопросов подготовки, проведения и анализа проверочных работ (в частности, результатов тестовых проверок знаний и умений учащихся), экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся и др.

При этом очень важно сделать упор на личностно-ориентированное обучение и инновационную деятельность

Перейдем к аспектам научно-методической деятельности преподавателя колледжа.

Наиболее значимыми аспектами научно-методической деятельности на уровне образовательного учреждения становятся следующие:

·         изучение, исследование, анализ инновационной педагогической практики в колледже;

·         концептуальное представление образовательной деятельности педагогов, ее целеполагание;

·         проектирование и планирование профессионально-методического образования преподавателя на различных уровнях (методические объединения, методические службы города, области, институты повышения квалификации работников образования) на основе глубокого анализа информационных педагогических потребностей педагогов с учетом новых тенденций в развитии науки и практики;

·         разработка и применение методических рекомендаций, пособий и дидактических материалов, педагогических технологий, ориентированных на развитие аналитических и методических способностей преподавателей, адекватный выбор альтернативных учебно-методических комплектов, методик с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

·         организация и проведение научно-методических мероприятий, опытно-экспериментальной и исследовательской работы;

·         контроль и рефлексивная оценка результатов педагогической и методической деятельности, ее коррекция.

Эти аспекты научно-методической деятельности наиболее востребованы преподавателями, если они реализуются в личностно ориентированных, активных формах взаимодействия с педагогами (таблица), а научность обеспечивается через систему планирования и организацию обучения педагогов на различных уровнях: на уровне очного, очно-заочного обучения на базе институтов (развития образования или повышения квалификации работников образования, высших учебных заведений и др.), на уровне организации методических служб (информационно-методических – диагностических центров, методических кабинетов и др.), на уровне методической работы образовательного учреждения (проблемные и творческие группы, исследовательские лаборатории, научно-практические семинары и др.).

Развивая такие формы работы с преподавателями, стоит непременно учитывать уровень профессионального мастерства педагога, с тем чтобы проектировать и планировать методическую деятельность с учетом индивидуальных запросов и уровня подготовленности преподавателя к решению той или иной педагогической задачи. Поэтому диагностика уровня профессионализма педколлектива колледжа необходима в качестве стартового начала для дальнейшего определения будущих форм, методов, содержания методической работы, в том числе работы ЦМК, с конкретным педагогом или группой преподавателей.

Параметры диагностики состояния педагогической деятельности отдельных педагогов или групп педагогов и ее результатов:

·         Содержание программ обучения (традиционная, адаптивная, индивидуальная, авторская).

·         Содержание и наличие технологий и методик обучения, воспитания и развития.

·         Состояние организационно-коммуникативной деятельности педагогов (способ общения преподавателя с детьми).

·         Состояние методической деятельности педагогов (наличие обобщенного опыта работы, разработок системы упражнений по предмету, участие в методической работе колледжа, города, области и др.).

·         Мотивация к инновационной деятельности (участие в экспериментальной, инновационной работе).

·         Деятельность учащихся у исследуемых педагогов (их познавательная, коммуникативная, самоорганизующая деятельность).

·         Результаты деятельности учащихся.

·         Достижения и затруднения в деятельности педагогов и учащихся.

http://ok-t.ru/img/baza7/metod.--posob.-ONMD-1383564301.files/image003.png

 

Для нашего колледжа, например, в результате диагностики уровня профессионализма педагогического коллектива можно выявить следующие ранжируемые группы педагогов:

·         способных разрабатывать новые программы, технологии обучения, модифицировать программы и методики преподавания;

·         добивающихся повышенного уровня обученности учащихся;

·         обучающих учащихся со стабильно высокими, положительными результатами, адаптирующих методики на уровень развития своих студентов;

·         испытывающих затруднения в организации эффективного образовательного процесса, в научной и методической подготовке, в практической педагогической деятельности (молодые специалисты, молодые педагоги...) и так далее.

 

 

Разный уровень профессиональной подготовки преподавателей не может не влиять на научно-методическую деятельность в колледже. Поэтому административный состав обязан помнить о различных возможностях науки как средствах обучения и педагогического условия развития профессионального мастерства и личностного роста педагога. Развивающиеся научные знания по андрагогике (обучение взрослых), антропологии (личность и закономерности ее развития), аксиологии (ценности жизни), культурологии и методологии становятся основополагающей составляющей современного содержания образования, обеспечивающей личностно ориентированный подход в обучении взрослых и детей.

В связи с этим новым ориентиром в научно-методической работе становится главным не столько процесс информирования преподавателей о научных достижениях, сколько проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путем самообразования, самоорганизации и саморазвития и формирование таким образом компетенций и педагогического творчества.

Современная система методической подготовки педагога предполагает появление и «взращивание» новых качеств преподавателей, имеющих личностно ценностные, деятельностные, концептуально целостные, рефлексивные характеристики, проявляемые как в методической работе, так и в педагогической практике. Поэтому, считаю, что в содержание и планирование научно-методической деятельности целесообразно было бы включить некоторые обозначенные проблемы и темы для изучения и разработки. И, в целом, при составлении планирующих документов, учитывать сделанные рекомендации и выделенные направления работы ЦМК и аспекты педагогической деятельности, что может привести к высокому уровню технологизации работы ЦМК.

 

 

Иконникова Т.И.


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)