«Текст как единица языка и речи»
Оценка 4.8

«Текст как единица языка и речи»

Оценка 4.8
docx
20.07.2021
«Текст как единица языка и речи»
Текст как единица языка.docx

План-конспект урока родного (русского) языка в 7 классе по теме

«Текст как единица языка и речи»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий.

Решаемые проблемы: каковы языковые признаки текста?

Планируемые результаты:

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

3. Актуализация опорных знаний

-- Что изучает синтаксис?

-- Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?

4. Работа по теме урока.

Повторение сведений о тексте:

-- Что такое текст?

-- Какие свойства присущи тексту?

-- Что такое тема текста?

-- Что называется основной мыслью текста?

Слово учителя:

Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, жения

Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль – это то, ради чего написан текст.

Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью.

Средства связи:

● лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы);

● морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);

● синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм – например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол; парцелляция – когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).

Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.

Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.

Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Например, темой текста могут быть «Событие, которое волнует всех», «Телевидение» и т.д. В формулировке темы содержание текста отражается в самом общем виде. Тема не указывает на позицию автора или основную мысль текста. Чтобы определить тему текста, надо в самом сжатом виде ответить на вопрос: «О чём этот текст? Про что в нём говорится?» Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы.

Основная мысль – это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литературный язык нуждается в защите и охране», «Настоящая демократия невозможна без личной ответственности каждого» и др.

Структура текста

    Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции.     Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

    Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

    Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

Виды и средства связи предложений в тексте

    В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: 

    а) цепная;

    б) параллельная.

    Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

    Средствами цепной связи могут быть следующие:

    а) лексический повтор;

    б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;

    в) слова-«заместители»:

·                     указательные, личные и притяжательные местоимения;

·                     местоименные наречия;

·                     союзные слова;

·                     словесный пропуск и некоторые другие.

    Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

    Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.

    Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)

    Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставляются.

    Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:

·                     одинаковом порядке следования слов;

·                     единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

    Например: Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

    Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.

    Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте. В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая.

5. Подведение итогов урока:

-- Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?

-- В чем особенность изучения слов в синтаксисе? (Слова изучаются как члены предложения).

-- Как связаны тема текста и его основная мысль?

-- В каких случаях текст может состоять из одного предложения?

6. Домашнее задание:

Дифференцированное задание

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект урока родного (русского) языка в 7 классе по теме «Текст как единица языка и речи»

План-конспект урока родного (русского) языка в 7 классе по теме «Текст как единица языка и речи»

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении

Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес

Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2021