План-конспект урока родного (русского) языка в 7 классе по теме
«Текст как единица языка и речи»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий.
Решаемые проблемы: каковы языковые признаки текста?
Планируемые результаты:
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
3. Актуализация опорных знаний
-- Что изучает синтаксис?
-- Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?
4. Работа по теме урока.
Повторение сведений о тексте:
-- Что такое текст?
-- Какие свойства присущи тексту?
-- Что такое тема текста?
-- Что называется основной мыслью текста?
Слово учителя:
Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, жения
Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль – это то, ради чего написан текст.
Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью.
Средства связи:
● лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы);
● морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);
● синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм – например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол; парцелляция – когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).
Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.
Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.
Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.
Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема текста – это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Например, темой текста могут быть «Событие, которое волнует всех», «Телевидение» и т.д. В формулировке темы содержание текста отражается в самом общем виде. Тема не указывает на позицию автора или основную мысль текста. Чтобы определить тему текста, надо в самом сжатом виде ответить на вопрос: «О чём этот текст? Про что в нём говорится?» Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы.
Основная мысль – это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литературный язык нуждается в защите и охране», «Настоящая демократия невозможна без личной ответственности каждого» и др.
Структура текста
Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.
Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.
Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.
Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.
Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.
Виды и средства связи предложений в тексте
В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений:
а) цепная;
б) параллельная.
Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.
Средствами цепной связи могут быть следующие:
а) лексический повтор;
б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;
в) слова-«заместители»:
· указательные, личные и притяжательные местоимения;
· местоименные наречия;
· союзные слова;
· словесный пропуск и некоторые другие.
Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.
Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.
Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.
(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)
Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставляются.
Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:
· одинаковом порядке следования слов;
· единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.
Например: Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.
Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте. В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая.
5. Подведение итогов урока:
-- Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?
-- В чем особенность изучения слов в синтаксисе? (Слова изучаются как члены предложения).
-- Как связаны тема текста и его основная мысль?
-- В каких случаях текст может состоять из одного предложения?
6. Домашнее задание:
Дифференцированное задание
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.