Текст выступления "Школа грамотности" на МО классных руководителей
Оценка 4.7

Текст выступления "Школа грамотности" на МО классных руководителей

Оценка 4.7
doc
13.06.2021
Текст выступления "Школа грамотности" на МО классных руководителей
Выступление на МО кл.рук..doc

БУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГБПОУ ВО «ГПК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ Т.А. КАПУСТЯНСКОЙ

НА МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бутурлиновка, 2021

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной деятельности. Независимо от того, какой предмет преподаёт учитель, он должен являться образцом для обучающихся в сфере культуры речи и культуры общения в целом. Особенно это актуально для воспитателя ДОУ, а также учителя начальных классов, который, вследствие специфики сознания и мировосприятия дошкольников или младших школьников, является для них кумиром, объектом подражания, непререкаемым авторитетом.

Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться.

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к мышлению и создаются необходимые условия для различных форм деятельности.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи как наука о языке помогает овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку; она учит отличать литературную речь от примитивной разговорной, помогает освободиться от "сорных" слов.

Дейл Карнеги, автор популярной в мире книги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей", писал: «Умение говорить – это кратчайший путь к известности... Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей...».

Этот материал адресован тем, кому небезразлично, как правильно ставить ударение в словах, какое слово выбрать в определённой ситуации, как чётко, красиво и логично выразить свою мысль в словесной форме. Известно, что речь формирует представление о человеке. Иногда неправильно поставленное ударение может безнадёжно испортить наше мнение о говорящем. Кроме того, очень часто неточно подобранное слово или нелогично построенное предложение могут стать причиной непонимания или даже конфликта.

Если мы хотим, чтобы нас адекватно понимали и к нашим словам прислушивались, необходимо:

·   ПРАВИЛЬНО произносить слова;

·   ПРАВИЛЬНО ставить ударения в них;

·   уметь ПРАВИЛЬНО выбрать нужно слово;

·   ПРАВИЛЬНО и красиво строить предложения.

Рассмотрим небольшой набор слов, вызывающих сложности в ударении.

► Одна из самых распространённых ошибок – ударение в глаголах прошедшего времени женского рода.

Неверно: нАчала, пОняла, взЯла, брАла, создалА.
Правильно: началА, понялА, взялА, бралА и т. д. Но в мужском роде: нАчал, пОнял, сОздал.

► Дурным тоном считается говорить звОнят, звОнит. Правильно: звонИть, звонИт, звонЯт.

► Можно купить срЕдства и пользоваться срЕдствами, но не средствАми.

► Ребёнка в детстве надо баловАть.

► В Украине говорят на украИнском языке. Кстати, как правильно «в Украине» или «на Украине» вопрос остаётся открытым, общего мнения нет.

► В кондитерской продаются тОрты, а данные заносятся в каталОг.

► А то, на что вешают ключ, называется брелоком, а не брелком.

И ещё 40 слов:

апострОф

аристокрАтия

бАнты

гЕнезис

джинсОвая

диспансЕр

договОр

дремОта

завИдно

зАговор

заплЕсневеть

закУпорить

зубчАтый

Искра

квартАл

коклЮш

кремЕнь

красИвее

кУхонный

ломОть

ломОта

мЕльком (мелькОм)

мусоропровОд

нАголо (наголО)

намЕрение

обеспЕчение

облегчИть

оптОвый

пОхороны (на похоронАх)

премировАть

принУдить

слИвовый

углублЁнный

умЕрший

фенОмен (феномЕн)

хлОпковый халат

хозЯева

чЕрпать

шАрфы

щавЕль

 

НУЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СОБЕСЕДНИКА ПО ИМЕНИ И ОТЧЕСТВУ?

К русским и в русскоязычной среде принято обращаться и называть их по имени и отчеству, обращение только по имени считается недостаточно вежливым. Правильно Владимир Владимирович Путин, но не Владимир Путин. При обращении к иностранцу (или находясь в иноязычной культурной среде) называть отчество не нужно.

КАК ЛУЧШЕ ОБРАТИТЬСЯ К МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ?

При современном обращении к мужчинам и женщинам часто говорят «Дамы и господа!». Это неудачная калька с английского языка (Ladiens and Gentlemenes). По-русски слово господа в равной степени соотносится с формами единственного числа господин и госпожа, а «госпожа» входит в число «господ».

Далее рассмотрим несколько примеров наиболее часто допускаемых речевых ошибок.

Пример 1. Завуч школы говорит на педсовете: «Подготовка к новому учебному году включает ряд мероприятий, требующих дополнительного финансирования».

Лексическая ошибка. Неправильно употреблён глагол включать, его необходимо «распространить» предложно-падежным сочетанием «в себя». Иначе можно подумать, что подготовка приводит в действие эти мероприятия, как включение электрочайника в розетку приводит в действие сам этот чайник.

Правильнее было бы сказать: «…Подготовка к новому учебному году включает в себя ряд мероприятий, требующих дополнительного финан-сирования…». И это было бы грамотно!

Пример 2. Директор школы говорит на педсовете: «Семинар будет проходить в городе Москва».

Правило таково: географическое наименование, употреблённое с родовыми наименованиями город, село, деревня, хутор, река и т.п., выступающее в функции приложения, согласуется с определяемым словом, то есть склоняется, если топоним русского, славянского происхождения или представляет собой давно заимствованное и освоенное наименование. Правильно: в городе Москве, в городе Санкт-Петербурге, в городе Владивостоке.

Обычай не склонять географическое название укоренился в профессиональной речи военных и топографов и под влиянием этого профессионально-терминологического языка широко распространился в современной речи, однако нормой его считать нельзя.

Грамотно было бы сказать: «Семинар будет проходить в городе Москве».

Пример 3. Завуч отдаёт распоряжение: «Необходимо ознакомить учителей с должностной инструкцией под роспись (или под расписку)».

Обычно путают слова: подпись и роспись.

Собственноручное начертание фамилии должностного лица – это подпись.

Роспись же – это или 1) орнаментальная или сюжетная живопись, украшающая различные части архитектурного сооружения либо предметы, изделия народного искусства, художественного ремесла или художественной промышленности: архитектурная роспись; роспись керамики; роспись по лаку; хохломская роспись, или 2) распределение чего-либо, перечень: роспись расходов.

Правильно было бы сказать: «Необходимо ознакомить учителей с должностной инструкцией под подпись».

Пример 4. Классный руководитель сообщает: «В конечном итоге наш класс занял первое место в конкурсе творческих работ».

Это пример речевой избыточности. Речевую избыточность порождает и соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение (необычный феномен, движущий лейтмотив, биография жизни, своя автобиография, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, демобилизоваться из армии). В таких случаях говорят о скрытой тавтологии, так как русское слово повторяет значение заимствованного.

Грамотно было бы сказать: «В итоге наш класс занял первое место в конкурсе творческих работ»

Пример 5. Заместитель директора по воспитательной работе делает заявление: «Организаторам школьного праздника необходимо сделать анонс на новогодний концерт».

Анонс – предварительное краткое, в несколько строк, объявление о предстоящем спектакле, премьере, фильме, лекции, передаче и т.п. Правильное            употребление этого слова таково: или анонс чего-то (анонс концерта, анонс гастролей, анонс прессы, анонс передачи, анонс номера, анонс турнира, анонс пресс-конференции; подготовить анонс фильма) или анонс о чём-то (анонс о новом фильме, анонс о концерте, анонс о бенефисе; прочитать анонс о новом мюзикле).

Поэтому правильно будет так: «Организаторам школьного праздника необходимо сделать анонс новогоднего концерта».

Пример 6. Завуч школы говорит на педсовете: «Учёт заболевания гриппом во время эпидемии должны вести классные руководители».

Важно не путать слова «заболевание» и «заболеваемость».

Заболевание – возникновение болезни, болезнь, недуг.

Заболеваемость – общее количество, число заболеваний за определённый промежуток времени.

Грамотно было бы сказать: «Учёт заболеваемости гриппом во время эпидемии должны вести классные руководители».

Пример 7. Из речи классного руководителя: «Подготовка школьного праздника вместе с одноклассниками – хорошая альтернатива пустого времяпрепровождения на улице».

Альтернатива кому/чему – необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями.

Грамотно будет так: «Подготовка школьного праздника вместе с одноклассниками – хорошая альтернатива пустому времяпрепровождению на улице».

Пример 8. Классный руководитель объявляет на родительском собрании: «Тем, кто планирует оставить детей на лето в школьном лагере, надо заключить договорА на оплату».

Строгая литературная норма такова: договОр, договОры.

Поэтому правильнее будет так: «Тем, кто планирует оставить детей на лето в школьном лагере, надо заключить договОры на  оплату».

Пример 9. Завуч предупреждает молодого учителя: «Когда будете покупать билеты в театр, договоритесь о дЕньгах с родителями учеников».

Литературная норма: деньгАм, деньгАми, о деньгАх.

Вариант дЕньгам, дЕньгами, о дЕньгах в словарях рассматривается как допустимый, однако устаревающий. Ударение на первом слоге сохраняется лишь в поговорке: «Не в дЕньгах счастье».

Правильно будет так: «Когда будете покупать билеты в театр, договоритесь о деньгАх с родителями учеников».

Пример 10. Классный руководитель выступает на родительском собрании: «Важно не просто закончить школу, но и получить знания».

Глагол закончить в значении «довести до конца, завершить» синонимичен глаголу окончить. Можно сказать и «закончить работу» и «окончить работу». Но вот в значении «пройти какой-либо курс обучения, завершить обучение где-либо» употребляется только глагол окончить: окончить школу, вуз, университет, курсы и т.п.

Классному руководителю следует сказать так: «Важно не просто окончить школу, но и получить знания».

Пример 11. Из объявления в учительской: «…мероприятие проходит под патронажем департамента образования».

Произошла путаница со словами «патронаж» и «партонат». В случае, когда речь идёт о содействии, руководстве, покровительстве и постоянном наблюдении, следует употреблять термин «патронат». А «патронаж» – это всего лишь оказание медицинской и лечебно-профилактической помощи на дому, например, новорождённым и некоторым категориям больных. Сомнительно, что столь солидное учреждение как департамент образования, будет непосредственно заниматься такими делами…

Грамотно было бы сказать: «…мероприятие проходит под патронатом департамента образования».

Пример 12. Накануне празднования женского дня классный руководитель отдаёт распоряжение: «Составлением поздравительных адресОв будет заниматься староста класса».

Одно из значений слова адрес в современном русском языке – «письменное обращение учреждения, организации, группы лиц и т.п. к кому-либо с поздравлением, приветствием, выражением благодарности (обычно в ознаменование юбилея)». Само слово адрес было заимствовано из польского (adres) или французского языка (une adresse) в петровскую эпоху. Во множественном числе это слово имеет разные формы в зависимости от значения. Правильно: почтовые адресА, но поздравительные Адресы.

Правильно было бы сказать: «Составлением поздравительных Адресов будет заниматься староста класса».

Пример 13. В речи педагога слышим такую фразу: «В ноябре месяце пятиклассники отмечают праздник Осени» или «В конце октября состоится праздничный гала-концерт, посвящённый юбилею школы».

Можно ли сказать или написать «ноябрь месяц»? Словосочетания патриот Родины, передовой авангард, памятный сувенир, совместное сотрудничество, своя автобиография, взаимно вежливы друг к другу, пернатые птицы и многие другие представляют типичные случаи лексического плеоназма. Плеоназм (от греч. pleonasmos – избыток, чрезмерность) – употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов.

Как часто организаторы школьных праздников, сгущая краски и нагнетая эмоции, рассказывают о намечающемся «праздничном гала-концерте» (хотя гала – это уже «торжественный», «праздничный» на всех европейских языках). Такие словосочетания, в которых составные части содержат один и тот же смысловой компонент, с точки зрения языковой нормы, строго говоря, недопустимы.

Следует говорить так: «Перед каникулами в ноябре пятиклассники отмечают праздник Осени». «В конце октября состоится праздничный концерт, посвящённый юбилею школы». И это будет грамотно!

Пример 14. «Мы говорили об этом выше»?

Можно ли употреблять в речи фразы типа «Я скажу об этом ниже» или «Мы говорили об этом выше»? Нет, нельзя. И вот почему. Наша устная речь протекает во времени. Поэтому такие глаголы как говорить, сказать, рассказать в своём прямом значении сочетаются со словами, которые обозначают время, его отрезок или период. Наречия выше и ниже могут сочетаться с глаголами писать, упоминать, отмечать, подчёркивать и даже говорить или рассказывать, но только в письменной речи.

При этом словами выше и ниже обозначаются предшествующее или, напротив, последующее место письменного текста, то есть то, что упомянуто выше, можно увидеть, прочитать.

В устной речи не будут ошибкой такие фразы: «Я уже говорил об этом ранее (или раньше)», «Я расскажу об этом позднее (или позже)». Вполне допустимы и выражения: «Я расскажу об этом потом» или «Я расскажу об этом далее». Но только в том случае, если мы именно говорим, а не пишем.

Пример 15. «Дорогие коллеги! Сегодня 1 сентября! У учеников приподнятое праздное настроение!», – говорит учитель на школьном празднике.

Праздный и праздничный – очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный – прилагательное к слову праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный – не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь).

При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом.

Правильно будет так: «Человек ведёт праздную жизнь». «У меня сегодня праздничное настроение».

Пример 16. На школьном педсовете завуч говорит: «Хороший классный руководитель должен во всём подавать образец своим ученикам».

Подавать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.

Итак, правильно говорим так: «Хороший классный руководитель должен во всём подавать пример своим ученикам». «Хороший классный руководитель должен во всём быть образцом для подражания».

Пример 17.  «Пора уже тебе взяться за свой ум», – увещевает учитель.

Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.

Будет верно сказать так: «Пора уже тебе взяться за ум».

Но несмотря на множество факторов, которые негативно отражаются на языке, надо стремиться говорить правильно, поскольку речь – это визитная карточка каждого человека. По тому, как человек произносит слова, можно многое рассказать о его происхождении, воспитании, образовании. Да и если носители языка, те, для кого русский – родной язык, не будут бережно относиться к нему, то кто же тогда сохранит язык?[1] Давайте говорить правильно!

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, –  дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа»[2]. (К.Г. Паустовский)


Скачано с www.znanio.ru



[1] Светлана Бибик, Gramotno-po-russki.ru

[2] © Учёба-Легко.РФ, Санкт-Петербург, 2010-2016 гг. content@uclg.ru

БУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГБПОУ ВО «ГПК»

БУТУРЛИНОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГБПОУ ВО «ГПК»

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной деятельности

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной деятельности

Ребёнка в детстве надо баловАть

Ребёнка в детстве надо баловАть

Правило таково: географическое наименование, употреблённое с родовыми наименованиями город, село, деревня, хутор, река и т

Правило таково: географическое наименование, употреблённое с родовыми наименованиями город, село, деревня, хутор, река и т

Пример 6. Завуч школы говорит на педсовете: «

Пример 6. Завуч школы говорит на педсовете: «

Сомнительно, что столь солидное учреждение как департамент образования, будет непосредственно заниматься такими делами…

Сомнительно, что столь солидное учреждение как департамент образования, будет непосредственно заниматься такими делами…

При этом словами выше и ниже обозначаются предшествующее или, напротив, последующее место письменного текста, то есть то, что упомянуто выше, можно увидеть, прочитать

При этом словами выше и ниже обозначаются предшествующее или, напротив, последующее место письменного текста, то есть то, что упомянуто выше, можно увидеть, прочитать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2021