Текст для смыслового чтения 9 класс биология (клетка)
Оценка 4.9
Карточки-задания +2
docx
биология +1
9 кл
19.01.2017
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова). У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения. Предлагаем пример текста с заданиями для формирования умения смысловго чтения.
клетка.docx
Познакомьтесь с информацией сайта: http://ru.wikipedia.org. о гомеостазе и выполните
приведенные после текста задания
Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук. В 1665 году,
пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы
пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на
множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчел, и он назвал эти ячейки
клетками (поанглийски cell означает «ячейка, клетка»).
В 1675 году итальянский врач М. Мальпиги, а в 1681 году — английский ботаник Н.
Грю подтвердили клеточное строение растений. О клетке стали говорить как о «пузырьке, наполненном
питательным соком». В 1674 году
голландский мастер Антоний ван Левенгук (Anton van
Leeuwenhoek, 1632—1723) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» —
движущиеся живые организмы (инфузории, амёбы, бактерии). Также Левенгук впервые наблюдал
животные клетки —эритроциты и сперматозоиды. Таким образом, уже к началу XVIII века учёные
знали, что под большим увеличением растения имеют ячеистое строение, и видели некоторые
организмы, которые позже получили название одноклеточных.
В 1802—1808 годах французский исследователь ШарльФрансуа Мирбель установил, что все
растения состоят из тканей, образованных клетками. Ж. Б. Ламарк в 1809 году распространил идею
Мирбеля о клеточном строении и на животные организмы. В 1825 году чешский учёный Я.
Пуркине открыл ядро яйцеклетки птиц, а в 1839 ввёл термин «протоплазма». В 1831 году английский
ботаник Р. Броун впервые описал ядро растительной клетки, а в 1833 году установил, что ядро
является обязательным органоидом клетки растения. С тех пор главным в организации клеток
считается не мембрана, а содержимое.
Клеточная теория строения организмов была сформирована в 1839 году немецкими учёными,
зоологом Т. Шванном и ботаником М. Шлейденом, и включала в себя три положения. В 1858
году Рудольф Вирхов дополнил её ещё одним положением, однако в его идеях присутствовал ряд
ошибок: так, он предполагал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая «сама по
себе». Лишь позднее удалось доказать целостность клеточной системы.
В 1878 году русским учёным И. Д. Чистяковым открыт митоз в растительных клетках; в 1878
году В. Флемминг и П. И. Перемежко обнаруживают митоз у животных. В 1882 году В.
Флемминг наблюдает мейоз у животных клеток, а в 1888 году Э. Страсбургер — у растительных.
Клеточная теория является одной из основополагающих идей современной биологии, она стала
неопровержимым доказательством единства всего живого и фундаментом для развития таких
дисциплин, как эмбриология, гистология и физиология.
Выполните следующие задания:
1. Озаглавьте текст и обоснуйте, почему вы выбрали такое название.
2. Используя информацию текста, составьте хронологическую таблицу развития учения о
клетке.
3. Составьте перечень ученых и их вклад в изучение клетки.
4. Используя информацию текста, создайте схему строения клетки.
5. Выскажите свое мнение к тезису: «Клеточная теория является одной из
основополагающих идей современной биологии».
6. Оцените значимость клеточной теории для биологии.
Текст для смыслового чтения 9 класс биология (клетка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.