Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .
Оценка 5

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Оценка 5
Особые потребности +2
doc
воспитательная работа +2
8 кл—10 кл
27.01.2017
Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .
Современному классному руководителю предстоит выполнять очень много разных функций и решать разные задачи, одной из которых является профессиональная ориентация своих воспитанников. Дети часто обращается к классному руководителю с просьбой помочь им выбрать профессию. Чтобы выбор детей был не случайный, педагог может помочь им в этом, используя в работе диагностику. Одним из ее видов является предлагаемый тест, так как психологи считают, что именно с определения ведущего полушария и нужно начинать профориентационную работу.документ с текстом
левополушарные или правополушарные.doc
А теперь давайте проведем учебный эксперимент. Я предлагаю вооружиться бумагой  и ручкой и выполнить четыре задания теста “Ведущие полушария”. Ответы записать  буквой “П” (правый тип реакции) или “Л” (левый тип реакции). Задание 1 Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух  больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался правый  палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый  палец, то тип реакции у вас левый. Задание 2 Инструктивная карточка к определению ведущего глаза.  1. В листе бумаге сделать округлое отверстие диаметром около 1 см.  2. Лист бумаги с отверстием поместить перед глазами и настроить взгляд (двумя  глазами) через отверстие на какой­либо предмет. Взгляд зафиксировать. 3. Закройте правый глаз. Обратите внимание на рассматриваемый предмет. Виден ли он?  4. Восстановите рассматривание предмета через отверстие двумя глазами. 5. Закройте левый глаз. Виден ли предмет рассматривания? 6. Если при закрывании правого глаза изображение предмета остается четким  (он не сдвигается в сторону), ведущим является левый глаз. Вы неосознанно  подстраиваетесь первоначально под левый глаз. 7. Если при закрывании правого глаза изображение “убегает”, а при закрывании  левого глаза оно остается четко видимым, то ведущим является правый глаз. 8. Полученные результаты зафиксируйте в тетради. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в  которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой  глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка  сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка  сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый. Задание 3 Учащимся предстоит немного поаплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. Обратите  внимание, какая рука при этом у вас сверху – правая или левая. Зафиксируйте этот  результат на своем листке. Задание 4 Примите так называемую позу Наполеона: скрестите руки на груди. Посмотрите какая  рука оказалась сверху – правая или левая. Зафиксируйте это. Результаты,  полученные в этих четырех тестах, сложи и найди особенности своего характера в  следующих вариантах ответов. ПППП – для тебя характерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение; ты не любишь конфликтовать, спорить, ссориться. ПЛПЛ – Определяющая черта твоего характера­ нерешительность. ППЛП – для тебя характерны решительность, чувство юмора, артистизм; это очень  контактный тип характера. ППЛЛ – редкий тип характера, близкий предыдущему, но мягче; наблюдается  некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью. ПЛПП­ вариант, сочетающий аналитический склад ума с мягкостью характера;  медленное привыкание к новому; осторожность. ПППЛ – слабый и самый редкий тип характера: обладатели его подвержены  различному влиянию, часто беззащитны. ЛППП – такое сочетание встречается очень часто; основная черта – эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью; ты поддаешься чужому влиянию, в то  же время ты приспосабливаешься к различным условиям жизни, легко сходишься с  людьми. ЛППЛ – для тебя характерны мягкость и наивность; ты требуешь особого,  внимательного отношения к себе. ЛЛПП – тебе присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов,  а также склонность к самоанализу. ЛЛПЛ – в твоем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. ЛЛЛП – ты эмоционален, энергичен, решителен, но часто наспех принимаешь решения,  которые приносят значительные осложнения; тебе необходимо выработать у себя  надежный “тормозной механизм”. ЛЛЛЛ – неконсервативный тип характера; ты способен взглянуть на старые вещи по­ новому, тебе характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в  замкнутость. ЛПЛП – самый сильный тип характера; тебя трудно в чем­либо убедить, ты с трудом  меняешь свою точку зрения, но в то же время энергичен, упорно добиваешься своих  целей. ЛПЛЛ – очень похоже на предыдущий тип: та же настойчивость в достижении  поставленных целей, склонность к самоанализу, но друзей находишь с трудом. ПЛЛП – у тебя легкий характер, ты умеешь избегать конфликтов, любишь  путешествовать, легко находишь друзей, но часто меняешь свои увлечения. ПЛЛЛ – непостоянство и независимость; ты кажешься мягким, но когда доходит до  дела, ты требователен и настойчив. Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты  ответов, что и следовало ожидать. 1. Какое полушарие мозга у вас преобладает? Информация:Правое полушарие связано с созданием пространственных объектов,  невербальным творческим мышлением и обработкой визуальных образов, однако  областей со строго определёнными функциями на нем нет.  Левое полушарие связано с функциями языка и речи, оно управляет способностью  писать и понимать слова и играет важнейшую роль в осуществлении математических  расчётов и логических умозаключений.  ВЫБЕРИТЕ ОТВЕТЫ, КОТОРЫЕ ВАМ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯТ                                     1. одеваясь утром, я:                                                                                                                а. Надеваю чистую одежду, которую заблаговременно выкладываю с вечера.                  б. Выбираю одежду, которая соответствует моему настроению утром, или просто  надеваю первые попавшиеся чистые вещи.  2. Выбираясь куда­нибудь с друзьями, я:                                                                           а. Люблю отправиться в уже знакомое место, где обычно хорошо провожу время.           б. Предпочитаю искать новые места, в которых мне ещё не доводилось бывать.  3. Мой рабочий стол:                                                                                                                а. Опрятно убран, и все бумаги и письменные принадлежности находятся в  безукоризненном порядке.                                                                                                         б. Покрыт бумагами, так, что я всегда могу сразу же выбрать нужную, если она мне  понадобится.  4. Я предпочитаю, чтобы в пятницу…                                                                                   а. Мои выходные были уже спланированы, чтобы я знал(а) заранее, что мне предстоит  сделать.                                                                                                                                       б. Мне не приходилось думать о том, как пройдут выходные: я предпочитаю проводить их свободно и спонтанно.  5. Мои любимые занятия можно описать следующим образом:                                     а. Они требуют сосредоточенности, предполагая изучение и анализ.                                 б. Они требуют творческого отношения и воображения.  Ответы                                                                                                                                         1. Если больше ответов “А”, то вы – левополушарник и, решая проблему, предпочитаете полагаться на факты и сведения, прежде чем принимать решение. Вашими главными  недостатками являются: неприятие новых идей и, возможно, подавление своих  творческих импульсов, поскольку вы оцениваете свои идеи прежде, чем они успевают  до конца сформироваться. 2. Если больше ответов “Б”, то вы – правополушарник и решаете проблемы творчески и гибко, находя для них массу решений сразу. Ваш главный недостаток в том, что мелочи и подробности вас утомляют, и вы бросаетесь на решение новых задач, не успев до  конца расправиться со старыми.  3. Если ответов “А” и”Б” примерно поровну, это означает, что оба полушария мозга  одинаково активны и действуют в состоянии равновесия. Подобная гибкость  мышления позволяет с успехом сочетать аналитические и творческие методы решения  проблем. Однако вы рискуете быть не вполне последовательно мыслящим, и  недостаточно творческим человеком, а это может ограничить глубину вашего ума и  способность переключаться с “левополушарных” решений на “правополушарные”.  2. Советы для развития ­ если вы – левополушарник, собирайте “коллекцию настроений”. Коллекционируйте  различные картинки и предметы, которые кажутся вам привлекательными: перья,  листья и т. д. Поместите всё это в альбом и затем просматривайте его. Какие  ощущения он у вас вызывает? Устанавливая эмоциональную – а не логическую – связь  между предметами, вы будете стимулировать у себя развитие правополушарного  мышления.  ­ если вы – правополушарник, возьмите газету и, закрыв глаза, ткните наугад в  страницу, после чего запишите слово, в которое вы попали. Повторите это, пока у вас  не наберётся 10 слов. Теперь составьте из этих слов короткий рассказ, употребляя их  так, как они были написаны. Используя слова, которые выбирали не сами, вы  способствуете развитию у себя левополушарного мышления.  “Правополушарные” школьники “Левополушарные” школьники Перерабатывают информацию  целостно, одновременно, образно.  Анализируют от целого к частному.  “Правополушарные” легче выполняют  задачи зрительно­пространственного  анализа. Они легко отвлекаются, способны к  саморазвлечению. Воспринимают  конкретные объекты. Лучше усваивают  информацию, представленную в виде  графиков, таблиц, наглядности. Не любят проверять выполненную  работу. Предпочитают самостоятельный выбор. Эмоциональны, артистичны, обладают  Перерабатывают информацию  последовательно, дискретно.  “Левополушарные” отличаются большим  объемом внимания, изобретательностью,  устойчивостью. У таких учащихся выше скорость  переключения с одного вида работы на  другой. Они хорошо планируют стратегию  действий, но относительно высокая скорость часто мешает точному выполнению работы. Эти школьники способны к концентрации и  сосредоточенности. Преимущество отдают  воспроизведению фактической  информации. Анализируют от части к  целому. Любят проверять выполненную  работу. интуитивным мышлением. Они особенно чувствительны к  интонациям, жестам, прикосновениям. Это самое простое и прямое доказательство функциональной ассиметрии полушарий  головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет  левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и  речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому, среди гениев столь большое  количество левшей. Исследование свойств нервной системы учащихся по психомоторным показателям. Ход работы 1. Каждый выполняющий работу получает лист, расчерченный на шесть квадратов. По  моему сигналу каждый из вас должен поставить как можно больше точек в квадрате в  течение пяти секунд. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по  команде учителя и только по направлению часовой стрелки. Все время вы должны  работать в максимальном для себя темпе. Учитель подает сигнал “Начали”, а затем через каждые 5 секунд: “Перейти на другой  квадрат”. По истечении работы в шестом квадрате дается команда: “Стоп”. 2. Обработка результатов включает следующие процедуры: Подсчет количества точек в каждом квадрате; Построение графика работоспособности (для этого на оси абсцисс отмечаются  пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат количество точек в каждом  квадрате. Анализ результатов Полученные графики работоспособности могут быть разделены на четыре типа. 1. Выпуклый тип. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной  нервной системы. Темп нарастания до максимального происходит в первые 10­15с; в  последующем, к 25­30с, он может снизиться ниже исходного уровня. 2. Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всей работы. Характерен для нервной системы средней силы. 3. Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5­секундного  отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Свидетельствует о  слабости нервной системы. 4. Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется  кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Это свидетельствует о  способности к кратковременной мобилизации работоспособности. Такие люди  относятся к группе лиц со средне­слабой нервной системой. Таким образом, знание психофизиологических особенностей собственной нервной  системы позволит учащимся правильно выбрать индивидуальный темп работы, точно  распределить учебную нагрузку и отдых и тем самым оптимизировать  работоспособность ,и, надеюсь, это будет интересно и для родителей. Исследование индивидуальных особенностей памяти и внимания учащихся сегодня мы  проводить не будем, в файле есть инструкция по выполнению работы, будет желание  проведете на местах. Рефлексивно­оценочный этап Еще во второй половине 19 века возникло представление о том, что две половины головного мозга  человека различным образом получают, хранят и перерабатывают информацию, поступающую от  органов чувств. (Звучит “Болеро” Равеля.) Автор этого музыкального произведения Морис Равель – известный французский композитор. В  возрасте 57лет он попал в аварию и получил серьезную травму левого полушария мозга. После травмы  композитор по­прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, критиковать или наслаждаться  услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель  страдал афазией  Факультативное занятие: "Определение профиля функциональной асимметрии" Липатов       Петр       Иванович, учитель биологии  Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии, Внеклассная работа  Объявление  Цели:  1. Познакомить с понятием “профиль функциональной асимметрии”. 2. Научить методикам определения моторной и сенсорной асимметрии. 3. Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными  особенностями человека. 4. Формировать навыки самонаблюдения и анализа. Задачи:  1. Изучить методики определения асимметричности развития парных органов. 2. Определить доминирование парных органов: ведущая рука; ведущая нога; ведущий палец;  ведущий глаз. 3. На основании полученных данных определить тип функциональной асимметрии. ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. Вступительная часть. Теоретическое обоснование вопроса. Парные органы человека развиты и функционируют далеко не одинаково. Чаше один из них (правый  или левый) преобладает, т.е. является ведущим, а человек, т.о. является асимметричным (левшой или  правшой). Под левшеством в широком смысле понимается левая асимметрия ­ преобладание левой части над  правой в совместном функционировании парных органов. При правшестве ­ преобладают правые части.  Возможна симметрия функций обеих частей. В этом случае говорят об амбидекстрах.  Левшество не сводится лишь клеворукости. Оно возможно в функциях всех парных органов.  Наблюдаются различные асимметрии:    моторные (рук и ног); сенсорные (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).  Присущее каждому данному человеку сочетание моторных и сенсорных асимметрий названо  индивидуальным профилем функциональных асимметрий, или просто “профиль асимметрии”. 2. Определение доминирования в развитии парных органов. 2.1. Определение ведущего глаза. Чаще всего исследуется асимметрия зрения по прицельной способности глаз. Г.А.Литинский (1929)  заметил, что “перевешивает впечатлительная способность одного из глаз и это превалирование чаще на правом глазу”. Данные о частоте левой асимметрии глаз по прицельной способности у право ­ и  леворуких разноречивы. Н.Брагина указывает, что левая асимметрия установлена ею у 30%  обследованных левшей, симметрия ­ у 7,4%; у остальных 62,6% было правшество зрения. По данным  Матовой М.А. левшество и правшество зрения с разной частотой встречается у спортсменов разных  видов спорта. Так у теннисистов чаще, чем у стрелков встречается левшество глаз (24% и 6,5%),  правшество же наоборот ­ чаще у стрелков (87% и 43%). Выполнение работы проводится индивидуально согласно прилагаемой инструкции. Инструктивная карточка к определению ведущего глаза.  9. В листе бумаге сделать округлое отверстие диаметром около 1 см.  10. Лист бумаги с отверстием поместить перед глазами и настроить взгляд (двумя глазами) через  отверстие на какой­либо предмет. Взгляд зафиксировать. 11. Закройте правый глаз. Обратите внимание на рассматриваемый предмет. Виден ли он?  12. Восстановите рассматривание предмета через отверстие двумя глазами. 13. Закройте левый глаз. Виден ли предмет рассматривания? 14. Если при закрывании правого глаза изображение предмета остается четким (он не сдвигается в сторону), ведущим является левый глаз. Вы неосознанно подстраиваетесь первоначально  под левый глаз. 15. Если при закрывании правого глаза изображение “убегает”, а при закрывании левого глаза  оно остается четко видимым, то ведущим является правый глаз. 16. Полученные результаты зафиксируйте в тетради. 2.2. Определение моторной асимметрии. Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах. Во втором случае один из учащихся  является экспериментатором: он предлагает обследуемому выполнить определенные движения  (согласно инструкций) и фиксирует результат. 2.2.1.Определение ведущего пальца по типу переплетения пальцев. Сложите пальцы в замок (фото 1). Большой палец какой руки у вас оказался сверху? Попробуйте  сложить пальцы иначе. Удобно?  Вы не задумываясь складываете пальцы в замок всегда одинаково (сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки).  Если сверху находится палец правой руки, то говорят о правом переплетении пальцев (ведущий палец),  и наоборот. 2.2.2. Определение ведущей руки по типу переплетения предплечий. Сложите руки (фото 2) на груди (поза Наполеона). Предплечье какой руки находится сверху?  Попробуйте сложить иначе? За правый тип переплетения предплечий принимают такое положение, когда  сверху находится предплечье правой руки. Определение ведущей ноги по типу переплетения ног.  Положите ногу на ногу (фото 3). Какая нога оказалась сверху?  Если правая, то правое переплетение. Таблица №1. Данные по функциональной асимметрии Ведущий глаз Ведущий палец Ведущая рука Ведущая нога         3. Определение типа функциональной асимметрии Проанализируйте полученные вами данные (таблица 1). Для определения типа функциональной асимметрии (ФА) достаточно определить число случаев  преобладания левости над правостью: чем больше случаев доминирования левых органов, тем в  большей степени вы левша (ваш тип функциональной асимметрии приближается к “типично левому”), и  наоборот. Кроме типично левого и правого типов ФА имеются и переходные. Таким образом, можно выделить 5  типов ФА:       правый – все случаи преобладания правых органов (ПППП); преимущественно правый – преобладание 3 любых правых органа (ПППЛ); симметричный тип (амбидекстр) – два левых и два правых (ППЛЛ); преимущественно левый – преобладание 3 любых левых органа (ПЛЛЛ); левый – все случаи преобладания левых органов (ЛЛЛЛ). 4. Взаимосвязь типа ФА с индивидуальными особенностями развития. Изучение этих признаков ценно еще и тем, что, по мнению ряда авторов, они могут быть связаны с  функционированием полушарий головного мозга Явление асимметрии человеческого мозга открыто более 100 лет назад, когда было замечено, что центр речи чаще всего располагается в левом полушарии, которое, как известно, регулирует и работу правой  руки. Доминирование его считается неоспоримым, а всю нашу цивилизацию в связи с этим иногда  называют праворукой или левополушарной. Позже особенности специализации каждого из полушарий  блистательно показали в своих опытах Газзанига и Сперри, прибегнув для этого в клинических  условиях к рассечению мозга. С тех пор изучение велось разными способами. Накоплены тысячи  фактов. Очень сложный характер имеют внутриполушарные взаимодействия. А межполушарные ­ мир таких  динамичных, гибких связей, что всякая попытка ранжировать их, разделить, противопоставить  выглядит грубой, приблизительной. Долгое время считалось, что если центр речи у большинства людей  в левом полушарии, то оптимальное сочетание ­ ведущие правая рука, нога, ухо, глаз ­ все правое.  Сейчас происходит некое деление людей на правополушарных и левополушарных. Первые будут  характеризоваться рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к  словесному оформлению мысли и одновременно некоторой заформализованностью, слабой  эмоциональной отзывчивостью. Вторые, напротив, более эмоциональны, склонны к образному  интуитивному мышлению, могут охватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и  анализа деталей. Различия деятельности полушарий головного мозга проявляется не только в моторике. Существует  своеобразная специализация полушарий: правое полушарие, регулирующее эмоции, например,  занимается мгновенным, целостным опознанием предмета, создавая образ, а левое,  “интеллектуальное”, дает ему словесную метку, структурируя возникшее представление.  Для желающих можно предложить задание на дом: Определить тип функциональной асимметрии своих родителей, родственников, знакомых с учетом их  профессии. Полученные данные могут стать основой исследовательской работы. Данное занятие легло в основу исследовательской работы учащихся “Профиль функциональной  асимметрии и предметная дифференциация старшеклассников” (Приложение 1)

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .

Текст теста "Определение ведущего полушария»"(классное руководство) .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017