«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Оценка 5

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Оценка 5
Научные работы
doc
информатика
Взрослым
23.01.2018
«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Наступающий век ставит перед образованием новые цели и задачи. В частности, особую актуальность приобретает изменение образовательных технологий и структуры предметных областей. Постепенно информатика бывшая совсем недавно периферийной дисциплиной, занимает центральное место в школьном обучении: без умения пользоваться информационными технологиями становится не только сложно найти работу, но и ориентироваться в современном мире. Изучение курса информатики в школе преследует две цели: общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная цель: заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Прикладная – в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. Эпоха персональных компьютеров внесла свои коррективы в жизнь практически любого человека. Появление компьютера изменило технологию создания текстовых документов, привело к разработке прикладного программного обеспечения, с помощью которого создаются текстовые документы, – текстовых редакторов или текстовых процессоров. Процесс подготовки текстов стал доступен каждому. Поэтому не случайно одним из ключевых компонентов освоения компьютерной грамотности является изучение текстовых процессоров.
Диплом. работа.doc
2 Дипломная работа 3 ОГЛАВЛЕНИЕ   ВВЕДЕНИЕ Наступающий   век   ставит   перед   образованием   новые   цели   и   задачи.   В частности, особую актуальность приобретает изменение образовательных технологий и структуры предметных областей. Постепенно информатика бывшая совсем недавно периферийной дисциплиной, занимает центральное место в школьном обучении: без умения пользоваться информационными технологиями становится не только сложно найти   работу,   но   и   ориентироваться   в   современном   мире.   Изучение   курса информатики в школе преследует две цели:  общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная цель: заключается   в   освоении   учащимися   фундаментальных   понятий   современной информатики,   формирование   у   них   навыков   алгоритмического   мышления, понимания   компьютера   как   современного   средства   обработки   информации. Прикладная  –   в   получении   практических   навыков   работы   с   компьютером   и современными информационными технологиями. Эпоха персональных компьютеров внесла свои коррективы в жизнь практически любого человека. Появление компьютера изменило технологию 4 создания текстовых документов, привело к разработке прикладного программного обеспечения, с помощью которого создаются текстовые документы, – текстовых редакторов или текстовых процессоров. Процесс подготовки текстов стал доступен каждому. Поэтому не случайно одним из ключевых компонентов освоения компьютерной грамотности является изучение текстовых процессоров. ГЛАВА   1   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   АСПЕКТЫ   ИЗУЧЕНИЯ   ТЕМЫ «ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 1.1  Сущность понятий  «компетенция»,  «компетентность», «компетентностный подход». Одной   из   главных   задач   современной   системы   российского   образования является создание условий для качественного обучения. Одним из важных условий повышения качества образования определено внедрение компетентностного подхода [13,   24].  Предполагается,   что   в   основу   обновленного   содержания   общего образования,   в   качестве   его   основных   целей,   будет   положено   развитие   или формирование   у   учащихся   так   называемых   «ключевых   компетентностей». В   научной   педагогической   литературе   множество   работ   посвящено   уточнению понятий   «компетенция»,   «компетентность»   и   «компетентностный   подход» [1,2,3,4,5,6,7] приведем краткое описание этих понятий у указанных авторов. Хуторской     А.   В.   дает   следующее   понимание   термина  компетенция  – отчужденное,   заранее   заданное   социальное   требование   (норма)   к   образовательной 5 подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [4]. И раскрывает составляющие элементы этого понятия:  знания ­ это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания ­ более  широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный  контекст, в котором работает человек.   навыки  ­   это   владение   средствами   и   методами   выполнения   определенной задачи.   Навыки   проявляются   в   широком   диапазоне;   от   физической   силы   и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.   способность  ­   врожденная   предрасположенность   выполнять   определенную   Способность   также   является   приблизительным   синонимом задачу. одаренности.   стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для   выполнения   задачи.   Поведение   включает   в   себя   наследованные   и приобретенные   реакции   на   ситуации,   и   ситуационные   раздражители.   Наше поведение   проявляет   наши   ценности,   этику,   убеждения   и   реакцию   на окружающий   мир.   Когда   человек   демонстрирует   уверенность   в   себе, формирует  из  коллег  команду,  или  проявляет  склонность к  действиям, его поведение   соответствует   требованиям   организации.   Ключевым   аспектом является возможность наблюдать это поведение.   усилия  ­   это   сознательное   приложение   в   определенном   направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда ­ недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.          В   работах   А.В.   Хуторского   –   «компетентность  –   владение,   обладание человеком   соответствующей   компетенцией,   включающей   его   личностное отношение   к   ней   и   предмету   деятельности».   «Компетенция   включает 6 совокупность   взаимосвязанных   качеств   личности   (знания,   умения,   навыки, способы   деятельности),   задаваемых   по   отношению   к   определённому   кругу предметов   и   процессов   и   необходимых   для   качественной   продуктивной деятельности по отношению к ним».  Компетентностный подход ­ это подход, акцентирующий   внимание   на   результате   образования,   причем   в   качестве результата   рассматривается   не   сумма   усвоенной   информации,   а   способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. По   мнению   А.   Г.   Бермуса   [3]:   «Компетентность  представляет   собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».   М. А. Чошанов [7] считает, что компетентность ­ это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».   А.   М.   Ароновым   [1]  компетентность  определяется,   как   «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», П.Г.Щедровицким [9] ­ как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.  О. Е. Лебедев [6] определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».   И.   А.   Зимней   [5]  компетентность  трактуется   «как   основывающийся   на   интеллектуально   и   личностно   обусловленный   опыт   социально­ знаниях, профессиональной жизнедеятельности человека». В. Л. Акуленко [2] считает   компетентность – это характеристика, даваемая человеку   в   результате   оценки   эффективности/результативности   его   действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем.   Знания,   навыки,   способности,   мотивы,   ценности   и   убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не   делают   человека   компетентным.  Определяющими   признаками   понятия «компетенция»   являются   следующие   характеристики   ­   постоянная   изменчивость, связанная   с   изменениями   к   успешности   взрослого   в   постоянно   меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, 7 которая   проявляется   в   возможности   построения   своего   образования   с   учетом успешности   в   личностной   и   профессиональной   деятельности.   Компетенция проявляется   в   умении   осуществлять   выбор,   исходя   из   адекватной   оценки   своих возможностей   в   конкретной   ситуации,   и   связана   с   мотивацией   на   непрерывное образование.  Проблема   отбора   ключевых   (базовых,   универсальных)   компетентностей является   одной   из   центральных   для   обновления   содержания   образования. Формулировки   ключевых   компетенций   представляет   наибольший   разброс   мнений; при   этом   используются   и   европейская   система   ключевых   компетенций,   так   и собственно российские классификации. А. В. Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на   основе   главных   целей   общего   образования,   структурного   представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих   ему   овладевать   социальным   опытом,   получать   навыки   жизни   и практической деятельности в современном обществе [4]. С   данных   позиций   ключевыми   образовательными   компетенциями   являются следующие: 1. Ценностно­смысловые компетенции.  Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.  2.   Общекультурные   компетенции.  Ученик   должен   быть   хорошо   осведомлен, обладать   познаниями   и   опытом   деятельности   в   вопросах   национальной   и общечеловеческой   культуры,   духовно­нравственных   основ   жизни   человека   и человечества,   культурологических   основ   семейных,   социальных,   общественных явлений и традиций, бытовой и культурно­досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира. 3. Учебно­познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере   самостоятельной   познавательной   деятельности,   включающей   элементы логической,   методологической,   общеучебной   деятельности,   соотнесенной   с 8 реальными   познаваемыми   объектами.   Сюда   входят   знания   и   умения   организации целеполагания,   самооценки   учебно­   планирования,   анализа,   рефлексии, познавательной деятельности.  4.  Информационные   компетенции.  При   помощи   реальных   объектов   (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио­ видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.  5.  Коммуникативные   компетенции.  Включают   знание   необходимых   языков, способов   взаимодействия   с   окружающими   и   удаленными   людьми   и   событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.  6. Социально­трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско­общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,   представителя),   в   социально­трудовой   сфере   (права   потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. 7.  Компетенции   личностного   самосовершенствования  направлены   на   освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции   и   самоподдержки.   К   данным   компетенциям   относятся   правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. И.А.Зимней выделены три группы ключевых компетентностей [5]:  компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;  компетентности,   относящиеся   к   взаимодействию   человека   с   другими людьми;  компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. 9 Такая   группировка   позволила   структурировать   существующие   подходы   к названию и определению ключевых компетенций/компетентностей и представить их совокупность (всего выделено 10 основных компетенций).   1.   Компетенции,   относящиеся   к   самому   человеку   как   личности,   субъекту деятельности, общения. Они суть:  компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;  компетенции ценностно­смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности   культуры   (живопись,   литература,   искусство,   музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;  компетенции   интеграции:   структурирование   знаний,   ситуативно­адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;  компетенции   гражданственности:   знания   и  соблюдение   прав   и   обязанностей гражданина;   свобода   и   ответственность,   уверенность   в   себе,   собственное достоинство,   гражданский   долг;   знание   и   гордость   за   символы   государства (герб, флаг, гимн);  компетенции   самосовершенствования,   саморегулирования,   саморазвития, личностной   и   предметной   рефлексии;   смысл   жизни;   профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.   2.  Компетенции,   относящиеся   к   социальному   взаимодействию   человека   и социальной сферы:  компетенции   социального   взаимодействия:   с   обществом,   общностью, коллективом,   семьей,   друзьями,   партнерами,   конфликты   и   их   погашение, сотрудничество,   толерантность,   уважение   и   принятие   другого   (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; 10  компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс­ культурное   общение;   деловая   переписка;   делопроизводство,   бизнес­язык; иноязычное   общение,   коммуникативные   задачи,   уровни   воздействия   на реципиента. 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:  компетенция   познавательной   деятельности:   постановка   и   решение познавательных   задач;   нестандартные   решения,  проблемные   ситуации   —   их создание   и   разрешение;   продуктивное   и   репродуктивное   познание, исследование, интеллектуальная деятельность;  компетенции   деятельности:   игра,   учение,   труд;   средства   и   способы   моделирование, проектирование, планирование, деятельности:     прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;  компетенции   информационных   технологий:   прием,   переработка,   выдача информации;   преобразование   информации   (чтение,   конспектирование), массмедийные,   мультимедийные   технологии,   компьютерная   грамотность; владение электронной, интернет­технологией. Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только   разрозненное   предметное,   но   и   целостное   компетентностное   образование. Образовательные   компетентности   ученика   будут   играть   многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Именно компетентностный подход в состоянии, по мнению многих авторов, адекватно ответить на эти требования: во­первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную   и   навыковую   составляющие   образования.   Эти   составляющие выступают   в   традиционной   школе   зачастую   в   несвязанном   виде,   когда   знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных ситуациях. Во­ вторых,   в   понятии   компетентности   заложена   новая   идеология   интерпретации 11 содержания   образования,   формируемого   "от   результата".   В­третьих,   ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных   или   близкородственных   умений   и   знаний,   соответствующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и   т.д.).   Имеется   еще   и   ряд   других   веских   причин   в   пользу   введения компетентностного   подхода.   Компетентностный   подход   не   следует противопоставлять   традиционному,   основанному   на   знаниях,   умениях   и   навыках. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, так как оно с  одной   стороны,   включает   их,   но   в   тоже   время   к   ним   не   сводится,   то   есть   не является   простой   суммой   ЗУНов.   Понятие   компетентности   включает   не   только когнитивную   и   операционально­технологическую   составляющую,   но   и мотивационную,   этическую,   социальную   и   поведенческую.   Оно   включает   также результаты   обучения   (способности   решать   задачи   определенного   типа),   систему ценностных ориентации, привычки и проч.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего образования   второго   поколения   [   ]   также   содержит   следующие   определения компетенции и компетентности: Компетенция   1)   круг   полномочий   и   прав,   предоставляемых   законом,   уставом   или   договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;   2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетентность­умение   активно   использовать   полученные   личные   и профессиональные   знания   и   навыки   в   практической   или   научной   деятельности. Различают социальнотрудовую, образовательную,     общекультурную,   информационную, самоопределения и др.   коммуникативную,   компетенции   в   сфере   личностного Кроме этого ФГОС 2­го поколения содержит и список ключевых компетенций. 1.2 ИКТ­компетентность 12 В настоящее время не только педагогическое  сообщество, но и общество в целом   понимает,   что   владение   компьютером   (компьютерная   грамотность) представляет   собой   важнейший   элемент   образования.   Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как   формирование   технологических   навыков.   Одним   из   результатов   процесса информатизации   должно   стать   появление   у   учащихся   и   педагогов   способности использовать   современные   информационные   и  коммуникационные   технологии   для работы   с   информацией.   Они   должны   уметь   искать   необходимые   данные, обрабатывать,   анализировать   и   оценивать   их,   а   также   продуцировать   и распространять   информацию   в   соответствии   со   своими   целями.   Формирование информационной   компетентности  представляет   собой  процесс  перехода  к такому состоянию,  когда   ученик  становится  способным   находить,  понимать,  оценивать   и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.  В   условиях   интенсификации   процессов   информатизации   общества   и образования   при   формировании   универсальных   учебных   действий,   наряду   с традиционными   методиками,   целесообразно   широкое   использование   цифровых инструментов и возможностей современной информационно­образовательной среды. Курнешова   Л.Е. [11]   определяет   ИКТ­компетентность   на   базе   определения ИКТ–грамотности. ИКТ­грамотность  ­   это   использование   цифровых   технологий,   инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ­компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми   составляющими   навыками   ИКТ–грамотности   для   решения   возникающих вопросов   в   учебной   и   иной   деятельности,   при   этом   акцент   делается   на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Иванов Д.А. [8] определяет ИКТ­компетентность как «общеучебное умение работать   с   информацией,   представленной   в   электронном   виде».   Соответственно, формирование   этого   умения   должно   проходить   на   всех   школьных   уроках,   в   том 13 числе и на уроках технологии. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия   «компетентность»   вытекает   и   основное   условие,   необходимое   для   её формирования.  Кроме   этого,  Иванов   Д.А.  [8]    указывает,   что   компетентность   можно сформировать только  на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Для решения   задач   подготовки   школьников   к   успешной   жизни   в   информационном обществе  школа в числе прочего  должна формировать у своих учеников умения, составляющие   ИКТ–компетентность.   Ее   содержание   составляют   такие познавательные   навыки,   как   определение   (идентификация),   доступ   (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача). Определение (идентификация)  умение точно интерпретировать вопрос;  умение детализировать вопрос;  нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;  идентификация терминов, понятий;  обоснование сделанного запроса Доступ (поиск)  выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;  соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);  формирование стратегии поиска;  качество синтаксиса. Управление  создание схемы классификации для структурирования информации;  использование   предложенных   схем   классификации   для;   структурирования информации. Интеграция  умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;  умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;  умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию. 14 Оценка  выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;  выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;  умение остановить поиск. Создание  умение   вырабатывать   рекомендации   по   решению   конкретной   проблемы   на основании полученной информации, в том числе противоречивой;  умение   сделать   вывод   о   нацеленности   имеющейся   информации   на   решение конкретной проблемы;  умение обосновать свои выводы;  умение   сбалансировано   осветить   вопрос   при   наличии   противоречивой информации;  структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов Сообщение (передача)  умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);  умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);  обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;  умение   воздерживаться   от   использования   провокационных   высказываний   по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;  знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения. Задача   учителя   сегодня   —   попробовать   шире   взглянуть   на   содержание   и методы   обучения   своему   предмету,   постараться   вплести   в   канву   традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ­компетентность. 15 Формирование   ИКТ­компетентности   обучающихся   происходит   в   рамках системно­деятельностного   подхода,   в   процессе   изучения   всех   без   исключения предметов   учебного   плана.   Вынесение   формирования   ИКТ­компетентности   в программу   формирования   универсальных   учебных   действий   позволяет образовательному   учреждению   и   учителю   формировать   соответствующие   позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников [12]. В   федеральном   государственном   образовательном   стандарте   второго поколения особое внимание уделено ИКТ­компетентности и выделены следующие компетенции :  ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно­коммуникационных технологий. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК   6.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   для совершенствования профессиональной деятельности. 2 1.3   Методика   преподавания   темы   «Текстовый   процессор»   в   рамках компетентностного подхода. В   общеобразовательном   курсе   информатики   тема   «Текстовый   процессор» изучается уже на пропедевтическом этапе, расширяясь и закрепляясь на основном, или   базовом,   и   профильном.   Этой   темой   открывается   линия   изучения информационных технологий. Учебный материал, используемый учителем при изучении темы   "Текстовый процессор", носит комбинационный характер, так как включает в себя описательный, информационный, обобщающий и теоретический типы.  Данная   тема   является,   как   правило,   первой,   изучаемой   в   базовом   курсе, относящейся   к   содержательной   линии   «Информационные   технологии».   Во   всех учебниках   [2,3,4],   отражающих   эту   тему,   раскрывается   вопрос   об   областях применения   данного   вида   технологий,   о   преимуществах   компьютерного   способа подготовки и хранения текстов по сравнению с «бумажным». Тема 4. Подготовка текстов на компьютере (8 часов + 2 часа) Текстовый редактор.  Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.  Приёмы   редактирования   (вставка,   удаление   и   замена   символов).   Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка   правописания,   расстановка   переносов.   Форматирование   символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Аналитическая деятельность: 3    соотносить   этапы   (ввод,   редактирование,   форматирование)   создания текстового   документа   и   возможности   тестового   процессора   по   их реализации;   определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Практическая деятельность:    создавать   несложные   текстовые   документы   на   родном   и   иностранном языках;   выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;    осуществлять   орфографический   контроль   в   текстовом   документе   с помощью средств текстового процессора;    оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;   создавать и форматировать списки;   создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;    переводить   отдельные   слова   и   короткие   простые   тексты   с использованием систем машинного перевода;   сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы. После   изучения   данной   темы   у   учащихся   должен   сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса. Учащиеся должны научиться:   работать с текстовым процессором, освоить основные пункты меню   панелей инструментов;   подготавливать простейший текст в текстовом процессоре;  редактировать текст, изменять шрифт и стили в готовом тексте;  работать с выделенными фрагментами;  4  осуществлять поиск и замену фрагментов текста в документе;   проверять правописание в документе;   открывать и сохранять файлы с документами;   совмещать в документе текст и графику;   устанавливать режимы печати и распечатывать документ на принтере.   Процесс создания текстового документа с помощью текстовых процессоров носит   комплексный   характер:   в   нем   задействованы   все   основные   устройства компьютера. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ, но и углубить свои знания об их устройстве, о принципах их работы. Материал должен быть выстроен так, чтобы у ученика складывалось общее представление о функциях и возможностях текстового процессора безотносительно его конкретной версии, которая будет использоваться на практических занятиях.  Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает текстовый процессор,  или любая другая программа неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, применяя на уроке обучающие презентации и электронные учебники, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. 5   РАЗРАБОТКА   ПЛАНОВ­КОНСПЕКТОВ   УРОКА   ТЕМЫ ГЛАВА   2   «ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ     . 2.1 Календарно­тематическое планирование темы «Текстовый процессор» в базовом курсе информатики Календарно­тематический план. Информатика. 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 Тема урока Кол ­во Тип урока. Цели урока часов Методы и технологии обучения Приемы   редактирования текста Вставка   изображений   в текст Вставка и редактирование таблиц Оглавление и заголовки Контрольная работа 2 1 2 1 2 Комбинированный урок Закрепить навыки редактирования   документов   в текстовом процессоре   Создавать   рисунки, графические   чертежи, представления   реального объекта; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; Правила   работы   при   построении и оформлении таблиц Комбинированный урок Комбинированный урок. Урок закрепления знаний   Комбинированный урок Рабочая программа по информатике для 9 классов составлена на основе: 1. Федерального   Государственного   стандарта   основного   общего   образования   по информатике и ИКТ;  2. Примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» 6 3. Кодификатора   элементов   содержания   для   составления   контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 4. Рабочей  программы Угриновича Н.Д.  «Информатика и ИКТ. 9 класс»  5. Учебного  плана   школы,  в  соответствии   с  которым  предмет  «Информатика   и ИКТ» в 9 классах изучается на базовом уровне за счет федерального компонента и составляет 2 часа неделю, 68 часов в год.  2.2 ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА № 1­2 Тема: Приемы редактирования текста  Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с приемами редактирования текста. Научить  производить над текстом следующие операции: вставлять символ, удалять символ,  производить замену символа, разделять слово на две части, соединять абзацы,  научить  основным операциям редактирования текста. Развивающая:   активизация процессов запоминания и воспроизведение вербальной памяти через  многократное повторение алгоритмов действий,   коррекция зрительного восприятия с помощью упражнений в узнавании и различия;  упражнений на внимание. 7  коррекция мелкой моторики рук с помощью работы с клавиатурой компьютера,  выполнение пальчиковой гимнастики.  коррекция логики мышления на основе упражнений в закреплении смыслового  сигнала. Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся,  внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. Оборудование: доска, компьютер План урока: Орг. момент (2 мин) Актуализация знаний (4 мин) Теоретическая часть (25 мин) Практическая часть (50 мин) Итог урока (6 мин)  Д/з (3 мин) Ход урока I. Орг. момент. Проверка на подготовку к уроку.  Здравствуйте, сегодня на уроке мы  изучим приемы редактирования текста. II. Актуализация знаний. С помощью, каких программных средств мы можем обрабатывать текстовую  информацию? (текст. редактор и текст. процессор) Текстовой редактор и текстовой процессор – это прикладные программы по обработке  текстовой информации. Они имеют общие возможности, но и чем­то отличаются друг от  друга.  На прошлом уроке мы работали над созданием текстового документа. Сегодня на  уроке, будем изучать второй этап работы с текстовыми документами – Это  редактирование текста. III. Теоретическая часть.  Тема нашего урока: Основные приемы редактирование текста. 8 Узнать, что такое редактирование текста, нам поможет учебник.  Открыли учебник на стр. 78 . нашли параграф 15 , пункт режим ввода – редактирование  текста. Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: «Что такое  редактирование текста? Что чаще всего приходиться редактировать?» (Работа с  учебником). Следовательно, задача нашего урока научиться редактировать (исправлять) текст.  Редактированием называют изменение текста (запись в тетрадь). Редактирование – преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение  или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста. Редактирование нужно, если: в тексте присутствуют орфографические ошибки, ошибки пунктуации, стилистические  или речевые ошибки; текст, следует разбить на абзацы; отдельные строки объединить в абзацы; изменения шрифта; вставка, удаление и замена символов. Поэтому, сегодня на уроке, вы должны научиться удалять ошибочный символ; заменять  один символ на другой; вставлять пропущенные символы, т.е. выполнять корректировку  текста ­ исправление ошибок в набранном тексте. Вставка символа Чтобы вставить пропущенный символ, достаточно нажать на клавишу с этим символом, и  ошибка будет исправлена. Все символы нашего текста, стоящие после вставленного  символа, автоматически сдвинутся вправо. Удаление символа Удалить лишний символ можно двумя способами: Курсор стоит слева от того символа, который нужно удалить. В этом случае нужно  воспользоваться клавишей Delete. Эта клавиша удаляет символ справа от курсора, текст  после курсора автоматически сдвигается влево. Курсор стоит справа от того символа, который нужно удалить. В этом случае нужно  воспользоваться клавишей BS. Эта клавиша удаляет символ слева от курсора, текст  9 вместе с курсором автоматически сдвигается влево. Замена символа Для того чтобы заменить символ, сначала удаляем неверный символ, а затем вставляем  верный, т.е. замена сводится к удалению и вставке. Способы редактирования текста: Delete Backspace Enter (внутри строки) Enter (начале строки) Delete (за последним  удаление символа справа от курсора удаление символа слева от курсора разбивка строки на две вставка пустой строки склейка двух строк удаление пустой строки символом) Delete (на пустой строке)   с помощью клавиатуры установить курсор мыши в нужное место  документа: Ноmе End Ctrl + Home Ctrl + End Shift+буква Enter Caps Lock в начало ­­­­­­­строки в конец ­­­­­­­­­строки в начало ­­­­­­­­­документа в конец ­­­­­­­­­­­документа Ввод заглавной буквы Конец абзаца Ввод текста заглавными буквами Понятие абзаца Редактирование часто применяется по отношению к абзацу. Рассмотрим это понятие. Вы заметили, что как только вводимый текст достигнет правой границы, текстовый  процессор автоматически переведет его на следующую строку. Другими словами, если  вводимое слово слишком длинно и не помещается на оставшейся строке, текстовый  процессор автоматически начинает новую строку. Если вы закончили данный абзац и  хотите, чтобы курсор переместился в начало следующего, нажмите клавишу ввода (Enter). Такое нажатие следует рассматривать как команду, по которой текущий абзац  закрывается. В текстовом процессоре  при завершении абзаца клавишей (Enter) новый  абзац наследует стиль предыдущего. 10 Абзац — фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием на клавишу  ввода (Enter). Когда   речь   идет   об   оформлении   текстовых   документов   в   первую   очередь подразумевается применение различных шрифтов, в частности выделение с их помощью заголовков и ключевых понятий. Шрифт – полный набор символов определенного начертания, включая прописные и  строчные буквы, знаки  препинания, специальные символы, цифры и знаки  арифметических действий. Каждый шрифт имеет свое название, например Times New  Roman, Arial, Comic Sans MS. Единицей измерения шрифта является пункт (1 пт = 0,367  мм) (кегль – размер шрифта в путктах). Размеры шрифтов можно изменять в больших  пределах. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют  полужирное, курсивное, полужирное курсивное. IV. Практическая часть Далее приступаем к лабораторной работе № 1 (Приложение 1) Лабораторная работа №1 Текстовый редактор  OpenOffice.orgWriter Набор, редактирование и форматирование текста (Приложение 1) 1.. Запуск и настройка редактора 1.1 Запуск OpenOffice.orgWriter Чтобы запустить текстовый редактор, выберите на основном экране Windows команду: Пуск  Все программы →  OpenOffice.org.2.0  OpenOffice.orgWriter Сразу после запуска текстового редактора автоматически создает новый документ.  Прежде чем начать ввод и оформление текста, рассмотрим вопрос о настройке окна  текстового редактора. 2. Настройка окна редактора В окне OpenOffice.orgWriter  довольно много различных элементов управления.  Большинство из них можно включать/выключать. Для удобной работы с документом  должны быть включены две панели инструментов, полосы прокрутки и строка состояния. 11 Настроенные один раз параметры окна будут запомнены, поэтому каждый раз вам не  придется их настраивать. Вы должны уметь включать эти элементы управления на тот  случай, если кто­нибудь, поработав на вашем компьютере, изменит настройку окна  редактора.  Выполните следующие действия:  Выберите команду Вид Панели инструментов. Появится диалоговое окно со  списком доступных панелей инструментов. Убедитесь, что включены две панели –  Стандартная и Форматирования (включены – значит, помечены флажками).   Если линейка отключена, то вкключите ее командой ВидЛинейка. Теперь надо установить параметры, влияющие на отображение документа в окне  текстового редактора. Установим их в расчете на работу с обычным документом, так,  чтобы документ на экране был максимально похож на печатный результат.  3. Ввод текста Когда вы приобретете некоторый опыт работы с текстовым редактором, то сможете  выполнять операции ввода и оформления текста в произвольном порядке. Сейчас,  работая над первым документом, эти действия вы будете выполнять по очереди. Сначала  наберете текст документа согласно нижеприведенному образцу, а затем – оформите  текст.  Поставьте выравнивание текста по ширине (рис1.)                                                       рис.1. выравнивание текста По умолчанию в текстовом редакторе в новом документе устанавливает размер шрифта  12 пунктов. Для большинства документов этот размер слишком мал. В списке Размер  шрифта панели инструментов Форматирование установите размер 14. (рис2.) 12 рис.2 Размер шрифта В тексте документа, который вы будете набирать, помечены места нажатия клавиш  [Enter] и [Tab] (эти метки, конечно, набирать не нужно) Клавиша [Enter] отмечает новый абзац, поэтому ни в коем случае НЕ нажимайте   Enter     после каждой строки – только в  отмеченных местах. С одной строки на другую текстовый редактор будет переносить  текст автоматически.   Наберите следующий текст (обратите внимание, что после знаков препинания пробел  ставить надо, а до знаков препинания – не надо): Господину  Enter  Ульриху Леонарду  Enter  Цветочная улица, 34  Enter  444147 Дортмунд  Enter   9 января 1994 г.  Enter   Enter   Enter   Enter   Enter   3имний отдых в 1994 г.  Enter  Уважаемый господин Ульрих,  Enter  Вы уже решили, где провести зимние каникулы? Для Вас мы делаем специальное  недорогое предложение. Путешествуйте с фирмой Sunrise Ltd. в Австрию и  пользуйтесь привлекательными условиями отдыха.  Enter  Отель "Снежная долина", Бергштадт, Австрия.  Enter  Отель "Снежная долина" ­ это туристический комплекс, занимающий значительную  площадь. Отель приспособлен для отдыха с детьми. Лыжный подъемник, лыжная 13 школа расположены рядом. В отеле есть ресторан, бассейн, сауна и гимнастический  зал. Кроме того, в отеле есть такие удобства:  Enter  Детский сад, в котором воспитатели заботятся о детях, устраивают праздники,  просмотр детских фильмов или чтение сказок.  Enter  Апартаменты с цветным телевизором, телефоном и балконом, лоджией или  террасой. Тип 1 ­ жилая площадь около 27 кв.м, тип 2 ­ около 34 кв.м.  Enter  Позвоните нам, если у Вас возникнут вопросы.  Enter   Enter   С дружественным приветом. Прежде чем продолжить работу с документом, отработайте несколько элементарных  операций, которые в будущем вам придется использовать очень часто.  1) Перемещение курсора. Курсор можно перемещать клавишами­стрелками (на одну позицию в заданном  направлении), комбинациями клавиш [Ctrl+клавиши стрелки] (на одно слово  влево/вправо или на один абзац вверх/вниз) и щелчком левой кнопкой мыши. Несколько  раз попробуйте каждый из трех способов перемещения курсора. 2) Разрыв строки в заданном месте. Поставьте курсор в строку 3имний отдых в 1994 г. после слова Зимний. Нажмите  [Enter]. Cтрока будет разорвана в позиции курсора, и в месте разрыва появится новый  маркер конца абзаца. Вообще говоря, разрывается не строка, а абзац – вместо одного  абзаца теперь стало два. 3) Объединение двух абзацев.  Маркер конца абзаца – это обычный символ, который можно удалить, скопировать и т.п.  Самым важным из этих действий является удаление – при этом два абзаца объединяются  в один. Поставьте сейчас курсор после слова Зимний ПЕРЕД маркером конца абзаца и  удалите этот маркер клавишей [Delete].  4) Удаление лишних символов. 14 Удалять лишние символы очень просто – слева от курсора символ удаляется клавишей  [Backspace], справа – клавишей [Delete]. Вы можете пользоваться любым способом, как  вам удобнее.  Поставьте курсор перед одной из трех первых "4" в строке 444147 Дортмунд и удалите  этот символ клавишей [Delete], чтобы получилось 444147.  Еще одно упражнение: переместите курсор в предложение Кроме того, в отеле есть такие удобства:  И удалите лишние символы, чтобы получилось:  Кроме того, в отеле есть:  5) Добавление символов.  Чтобы добавить новые символы в какое­либо место текста, надо поставить туда курсор и  начать набирать эти символы. Старые символы будут отодвигаться вправо. Поставьте курсор после слова школа в предложении Лыжный подъемник, лыжная школа расположены рядом.  и напечатайте слова и теннисный зал, чтобы получилось: Лыжный подъемник, лыжная школа и теннисный зал расположены рядом.  6) Добавление новых абзацев. Добавление нового абзаца очень похоже на операцию разрыва строки, только разрыв  строки надо сделать в позиции непосредственно перед маркером конца абзаца. Поместите курсор в конец строки, перед маркером конца абзаца: Тип 1 ­ жилая площадь около 27 кв.м, тип 2 ­ около 34 кв.м. Добавьте новый абзац нажатием [Enter] и напечатайте следующий текст (можете  посмотреть его расположение в образце приглашения в начале работы):  Буфет для завтраков с большим выбором блюд. УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВЫ РАЗОБРАЛИСЬ СО ВСЕМИ ОПИСАННЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ!  3.1 Исправление орфографических ошибок ЕСЛИ ЧТО­ТО НЕПОНЯТНО, ОБРАТИТЕСЬ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ.   В текстовом редакторе есть орфографический словарь, с помощью которого редактор  автоматически ищет в набираемом тексте орфографические ошибки. Слова с ошибками 15 подчеркиваются красной волнистой чертой (это служебное обозначение, при печати на  принтере эта черта не выводится). Вы должны обращать внимание на все подчеркнутые  слова.  Есть три основных причины, по которым текстовый редактор считает слово ошибочным: Данное слово написано с ошибкой, например, вы пропустили какую­нибудь букву или,  наоборот, добавили лишнюю. Можно попробовать исправить это слово по словарю – щелкнуть на нем правой кнопкой  мыши и затем выбрать правильный вариант. Если правильного варианта нет, надо  исправить слово вручную – поместить курсор на слово и удалить лишние буквы или  допечатать пропущенные. Слово написано без ошибки, но является собственным именем. Например, в вашем  документе подчеркивается имя Ульрих и название города Бергштадт. В этом случае можно либо не обращать на подчеркивание внимания, либо можно  исключить слово из проверки – щелкнуть на нем правой кнопкой и в появившемся  объектном меню слова выбрать команду Пропустить все.  Несколько слов подряд написаны без ошибок, но все равно подчеркнуты. Так бывает из­за дефекта текстового редактора: во время переключения языка  клавиатуры редактор иногда неправильно определяет, на каком языке набран текст.  Прежде чем перейти к следующему разделу, убедитесь, что в вашем тексте не осталось  слов, подчеркнутых как ошибочных. 3.2 Сохранение документа в файле Теперь, когда текст набран и готов к оформлению, целесообразно сохранить его в файле.  Перед сохранением не обязательно полностью оформлять документ. Во время работы с  документом гораздо лучше сохранять его периодически (например, каждые 15­20 мин).  Тогда вы будете застрахованы от случайной потери документа, например, из­за  отключения электричества. Сохраняя документ первый раз, надо дать имя файлу документа, т.е., указать, на каком  диске, в какой папке файл будет лежать и как он будет называться. 16 Рис. 3. Окно команды Файл Сохранить, в котором надо указать файл для сохранения  документа. Выберите команду Файл Сохранить. В появившемся диалоговом окне (рис. 3)  довольно много элементов управления. Основными являются: 1) Список папок, в котором показывается текущая папка. По умолчанию текстовый  редактор сохраняет файлы в папке C:\Мои документы. 2) Кнопка выхода в предыдущую папку (родительскую) (в показанном примере, для  C:\Мои документы, родительской является корневая папка C:\). 3) Список с содержимым текущей папки. Если содержимое списка не видно целиком,  то список можно прокрутить горизонтальной полосой прокрутки. 4) Строка ввода с именем файла, в котором будет сохранен документ. В этой строке  вы ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ввести корректное имя, прежде чем сохраните  файл. 5) Кнопка Сохранить, которую необходимо нажать для записи документа в файл с  указанным именем.  Вы должны поместить свой файл документа в папку, заведенную вами на рабочем столе.  Имя файла будет – Приглашение (Фамилия), например, Приглашение Иванов. Чтобы  сохранить документ, внимательно выполните следующие действия: 17 1) В строке где список папок выберите рабочий стол, и щелкните бегло левой  клавишей мышки по  вашей папке. 2) Щелкните один раз в строку с именем файла. В этой строке появится курсор.  Наберите нужное имя файла, например «Приглашение Иванов» 3) Нажмите кнопку Сохранить. 4) Убедитесь, что ваше имя файла появилось в строке заголовка текстового  редактора. Имя файлу дается ТОЛЬКО при первом сохранении документа.  Впоследствии при выборе команды Файл Сохранить новый вариант документа  будет заменять старый в файле с тем же именем. 4. Оформление документа 4.1 Настройка полей страницы Приступим к оформлению (форматированию) документа. Во­первых, надо установить  размер полей страницы. Поля – это белые области с четырех сторон страницы, на которых нет текста. Текст располагается между полями.  Рис. 4. Окно настройки параметров страницы. Для настройки полей выберите команду Формат  Страница. В диалоговом окне (рис.  4) сделайте четыре поля – Верхнее, Нижнее, Левое и Правое – равными 1,5 см (для  изменения размера поля можно нажимать мышью маленькие кнопки со стрелками).  Остальные параметры (например, Переплет) НЕ ТРОГАЙТЕ! 4.2 Выделение фрагментов текста 18 Для оформления документа совершенно необходимо уметь выделять фрагменты  (участки) текста – например, абзацы, слова или отдельные символы. Поскольку текст уже  набран, чтобы оформить его, приходится ВЫДЕЛЯТЬ фрагменты текста и затем  применять команды оформления.  Выделенный фрагмент помечается черным цветом. После того, как команда выполнена,  оставлять выделение не нужно – его надо снять. Для этого достаточно один раз щелкнуть  мышью в любом месте текста.  Ниже перечислены несколько способов выделения фрагментов текста. Попробуйте  каждый из них. Вы должны знать все эти способы, поэтому, если не получится хотя бы  один из них, обратитесь к преподавателю. 1) Выделение произвольного количества символов. Нажмите левую кнопку мыши на первом символе фрагмента и, не отпуская кнопку,  растяните выделение до конца фрагмента. 2) Выделение слова. Дважды щелкните левой кнопкой мыши на выделяемом слове. Выделение нескольких строк. Поместите указатель мыши СЛЕВА от строки. Указатель должен превратиться из  вертикальной черточки в стрелку. Теперь нажмите левую кнопку мыши, и, не отпуская  кнопку, переместите мышь вертикально вниз (или вверх) для выделения нескольких  строк.  3) Выделение фрагмента при помощи клавиатуры. Поставьте курсор (текстовый курсор, а не указатель мыши!) ПЕРЕД первым символом  фрагмента. Нажмите клавишу [Shift] и, не отпуская ее, с помощью курсорных клавиш­ стрелок растяните выделение на весь фрагмент. 4.3 Оформление текста документа   Не изучая пока возможности форматирования текстового редактора во всех деталях,  выполните типичные операции форматирования согласно приведенным ниже  инструкциям. В результате вы получите приглашение, похожее на образец, и усвоите, что: 19 для изменения оформления текста надо выделить нужный фрагмент, а затем  изменить его свойства с помощью соответствующей команды текстового редактора.  Дальнейшее изучение текстового редактора будет заключаться в том, что вы будете  узнавать, какие объекты могут быть в документе, какие у них есть свойства и какими  командами их можно изменять. 1) Шрифтовое оформление. Выделите строку 9 января 1994 г. и оформите ее полужирным шрифтом (т.е. нажмите  кнопку   на панели Форматирование). Теперь снимите выделение. Аналогичным  образом выделите полужирным шрифтом 3 строки: 3имний отдых в 1994 г. Продолжительность пребывания Тип1 Тип 2 С дружественным приветом. Строку Отель "Снежная долина", Бергштадт, Австрия. оформите полужирным подчеркнутым шрифтом (после выделения строки по очереди  нажмите кнопки   и  ). 2) Вставка верхнего индекса. Сокращение кв.м надо заменить на обозначение с верхним индексом м2. Удалите символы и выберите команду Формат Символы   кв., поставьте курсор после буквы м Положение Верхний Индекс (либо по кнопке Верхний индекс на панели  Форматирования ). Теперь напечатайте цифру 2. Аналогичным образом замените второе сокращение кв.м. 3) Выравнивание абзацев. Текстовый редактор автоматически формирует строки внутри абзацев. На панели  инструментов Форматирование есть четыре кнопки, с помощью которых можно задать  способы выравнивания строк абзаца: по левому краю, по центру, по правому краю и по  ширине (по обеим границам). Вот эти кнопки: 20 Поместите указатель мыши на одну из этих кнопок, но не нажимайте ее. Через 1­2 с  появится подсказка с названием кнопки. Посмотрите, как называется каждая из четырех  кнопок. Теперь поставьте курсор в строку 9 января 1994 г. и соответствующей кнопкой панели  инструментов выровняйте ее по правому краю. 4) Настройка отступов после абзацев. В образце приглашения вы можете заметить, что между некоторыми абзацами есть пустое  пространство. Эти промежутки можно было сделать при помощи пустых строк – нажимая лишний раз [Enter] при вводе текста. Этот способ неудобен тем, что размер промежутка,  если потребуется, будет довольно сложно изменить – каждый придется менять по  отдельности. Удобнее сделать отступы с помощью специального свойства абзаца –  Интервал после. Сейчас выделите строки текста от строки Цветочная улица, 34до строки (включительно) Вот наши цены: Выберите команду Формат Абзац  Отступы и интервалы. Появится окно со  свойствами выделенных абзацев (рис. 5). Установите свойство Отбивка после абзаца  равным 1 см. Рис. 5. Окно свойств абзаца. маркировка Рис.6. Окно нумерация и 21 Проверьте, помещается ли теперь весь документ на одну страницу. Если нет, то удалите  одну или несколько пустых строк в верхней части текста. 5) Оформление списка. Выделите три абзаца, которые надо оформить в виде списка (эти абзацы в образце  приглашения помечены специальным значком – кружком – в начале первой строки  абзаца). После выделения этих абзацев выберите команду Формат Маркеры и  нумерация, перейдите на закладку окна Маркеры и выберите подходящий тип списка  рис.6. 4.4 Проверка результата Сравнивать свой документ с образцом удобно в режиме предварительного просмотра  перед печатью. Выполните действия: Выберите команду Файл Предварительный просмотр. Щелчком левой кнопкой на странице вы можете переключать масштаб между  увеличенным и нормальным вариантами. Посмотрите на различные места документа.  Обратите внимание, что непечатаемые символы не видны. Нажмите кнопку Закрыть на панели инструментов для выхода из режима  предварительного просмотра. 4. Упражнения В режиме предварительного просмотра сравните документ с образцом. Найденные  различия устраните. Сохраните документ. Поставьте курсор в абзац, начинающийся со слов  Отель "Снежная долина" – это туристический комплекс... На примере этого абзаца выясните, чем отличаются четыре способа выравнивания строк  (по левому краю, по центру, по правому краю и по ширине, см. раздел 4.3). Выделите в таблице строку заголовка. Выберите команду Формат  Абзац и на  закладке Фон присвойте выделенным ячейкам серый цвет фона.  Выделите весь документ. С помощью списков панели инструментов Форматирование  смените шрифт с Times New Roman на Courier New, а размер – с 14 пт на 12 пт.

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

«ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018