ОСШ им. П. Шевцова
Содержание
1 Введение
2 Н. Носов «Живая шляпа»
3 Вопросы к тексту
4 РЕКОРДСМЕН СРЕДИ БАБОЧЕК ПО МИГРАЦИЯМ — МОНАРХ
5. Вопросы к тексту
6. М. М. Пришвин «ЁЖ»
7. Вопросы к тексту
8. Дуб
9. Вопросы к тексту
Введение
Глобальный мир ускоренными темпами движется вперед. Каждый день человек сталкивается с огромным потоком информации. Это несомненно требует высоких навыков читательских компетенций.
Время существенно изменило формат читательских пристрастий и привычек. Как сохранить понимание ценности книги?
Каждая страна вырабатывает свои подходы в этом направлении.
При этом международное сообщество едино в одном - читательская
культура формируется еще в начальной школе. Неоспорим также факт
того, что читательская культура предопределяет уровень
математической и естественнонаучной подготовки школьников. Не случайно более 50 стран мира признают уникальность исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). И мы, не исключение.
Результаты PISA свидетельствуют о низких читательских компетенциях наших школьников. Показатель результативности ниже среднего ОЭСР: 390 баллов в PISA-2009, 393 в PISA-2012 и 427 в PISA-2015. Тем самым уровень читательской грамотности школьников остается актуальным для системы образования.
Для более полного понимания ситуации и получения объективной независимой международной оценки Казахстан впервые принял участие в PIRLS-2016. Учительское и родительское сообщество страны ждут результатов. Итоги исследования будут обнародованы международным координатором исследования IEA в декабре 2017 года.
Участие казахстанской школы в исследовании позволило педагогам получить доступ к признанным международным замерам навыков чтения детей. Содержательный материал данного сборника подготовлен в качестве методической поддержки для учителей начальной школы.
Н. Носов «Живая шляпа».
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Вопросы к тексту
1 Что делали ребята в начале рассказа?
Дети сидели за столом и обедали.
Дети сидели за столом и разукрашивали.
Дети разговаривали.
2.Что плюхнулось позади мальчиков?
Карандаш .
Тетрадь.
Шляпа.
3. Почему Вовка испугался шляпы?___________________________________________________________________________________________________________________
4. Опишите движение шляпы .__________________________________________________________________________________________________________________________5.Почему Вовка собрался домой?
Боялся шляпы.
Надоело рисовать.
Поругался с Вадиком.
6.Что взяли ребята в руки для обороны?
Клюшку и лыжную палку.
Палку и кочергу
Скалку и скакалку.
7. Какой вывод сделали ребята, увидев неподвижную шляпу?
8.Что сделал Владик, что бы спугнуть шляпу?
Хлопал в ладоши.
Топал ногами.
Стучал по полу клюшкой и кричал.
9. Что произошло со шляпой, когда ребята попали в нее картошкой?
10. Кто показался из под шляпы?
Щенок .
Котенок.
Мышонок.
11. Как звали котёнка?
Мурзик.
Масик.
Васька.
12. Почему Васька оказался под шляпой?
__________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что сделал Вадик, обнаружив Ваську?
14. Какой вопрос задал Вадик Ваське?
15. Как повёл себя Васька на руках у Вадика?
Стал вырываться
Фыркал и жмурился
Стал ласкаться.
16. Как вы думаете, почему автор назвал рассказ живая шляпа?
РЕКОРДСМЕН СРЕДИ БАБОЧЕК ПО МИГРАЦИЯМ — МОНАРХ
Навигационная система бабочки монарха, с помощью которой это создание и совершает свои невероятные миграции, устроена сложнее, чем системы, используемые в авиакосмической области. И все это помещается в мозгу, размеры которого не превышают размеров булавочной головки
Бабочка монарх — 4 см длиной и весит полграмма. Каждое из ее четырех крыльев содержит около 1,4 млн ячеек, похожих на маленькие чешуйки и наполненных воздухом.
Первое поколение монархов будет в виде гусениц, питающихся растениями, выделяющими млечный сок. Затем они превращаются в куколки, ну а потом в бабочек, откладывающих личинки и сразу погибающих. Вот такой вот у монархов жизненный цикл. Второе и третье поколение следует аналогичному циклу и живет в течение 2-6 недель, постепенно передвигаясь на север.
Четвертое же поколение отличается от первых трёх. Оно известно под названием Метузела, появляется в сентябре и живет 6-9 месяцев. Холодная погода не позволяет им достаточно развиться, чтоб отложить яйца. Это поколение будет мигрировать на юг в течение всего этого времени
Монархи питаются растениями, выделяющими млечный сок, который не растет в привычной среде обитания зимой. Именно потому им приходится мигрировать на север. Гусеница монарха выделяет токсин, обеспечивающий защиту от хищников, на них почти никто не охотится, потому монархи не нуждаются в камуфляже. Их яркий цвет наоборот отпугивает хищника. В то время как гусеницы питаются исключительно млечным соком, а взрослая бабочка может питаться нектаром от любых цветков
Монархи сталкиваются со многими препятствиями в своей борьбе за выживание. Прежде всего, это пестициды, которыми травят вредителей фермеры. Сельское хозяйство и урбанизация способствуют уничтожению растений, которыми они считаются. Заготовка леса и глобальное потепление также наносят ущерб бабочке, уничтожая их зимние дома.
К счастью, эти красивейшие бабочки защищены от вымирания. Во многих национальных заказниках и биосферных парках им предоставляют защиту, способствуя размножению целых поколений, а также специально выращивают растения и цветы, необходимые этим созданиям.
Это замечательное насекомое может совершать миграционные перелеты на тысячи
километров, точно достигая места, которого оно ранее никогда не видело. Например, некоторые монархи перелетают из Новой Шотландии (Канада) в горы, расположенные на западе от Мехико, преодолевая иногда в общей сложности расстояние в 5000 км. Они летят не только на то же самое место, куда мигрировали их предки, но и очень часто прилетают на то же самое дерево!
Бабочка монарх может лететь при тихой погоде со скоростью около 50 км в час и значительно быстрее при попутном ветре. Обычно эти бабочки перемещаются низко над землей, однако они были обнаружены и на высоте 3500 м.
Известно, что эти насекомые способны пролетать более чем 600 км над водой без остановки в течение 16 часов. Перелет на расстояние в 5000 км в занимает от восьми до десяти недель, причем летят они только в дневное время.
Даже если взять и переместить монархов на сотни километров от их маршрута, они все равно найдут свое место назначения. Как же им удается совершать этот удивительный подвиг? По сей день никто из ученых не может дать точного ответа на этот вопрос. Ранее считалось, что в их голове и в грудной области находится магнитный материал, что помогает им использовать магнитное поле Земли.
Однако большинство ученых полагают, что магнетизм Земли дает им только общее направление. Вероятнее всего, что бабочки ориентируются по солнцу. Возможно, природа вложила в мозг монарха некий календарь положения солнца по отношению к дате и времени. Это означает, что бабочка также должна иметь точные внутренние часы. Бабочки монархи чувствуют различные поляризации света, так что даже в пасмурный день они могут измерять угол между горизонтом и солнцем.
Людям пришлось придумать математические вычисления и навигационные приборы, для того чтобы знать свое положение в пространстве, при этом менее точно по сравнению с врожденным инстинктом этих насекомых.
Что придает миграции еще более сенсационный характер, так это то, что из-за короткого жизненного цикла бабочки монарха многие особи никогда раньше не были в том месте, к которому они направляются. Несмотря на это, а также на то, что в пути они много раз останавливаются, чтобы попить нектара, или часто их сдувает с маршрута, они безошибочно вносят необходимые исправления, чтобы вернуться к месту, откуда их родитель (или иногда даже прародитель) начал свой перелет.
Бабочка монарх является единственным известным насекомым, которое ежегодно в ходе миграции преодолевает большие континентальные расстояния. В Северной Америке различают две основные мигрирующие группы бабочек-монархов. Ареал восточной популяции расположен на востоке Скалистых гор; около 300 млн этих бабочек мигрируют из Новой Шотландии и садятся в южной части Мексиканского нагорья (западнее Мехико), занимая при этом площадь примерно в 25 га. Отдельные деревья могут давать приют до 100 тысячам особей за один раз, а всего в одном месте может скапливаться до 50 млн особей!
Некоторые бабочки сдуваются ветром на восток к Бермудам. Оттуда они летят без остановки к Багамским островам, а затем к Кубе, Ямайке, Гаити и Пуэрто-Рико, а также на места зимовки в Гватемале. В других частях мира также обитают бабочки монархи, которые не мигрируют.
Вопросы к тексту
1.Какова длина бабочки монарха?
3 см
4см
5 см
2.Сколько крыльев у монарха?
5
6
4
3.Опишите защитные свойства бабочки.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что человек сделал для защиты бабочек?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какой путь преодолевает бабочка монарх из Канады в Мехико? Напиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.С какой скоростью бабочка преодолевает свой путь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сколько времени без отдыха могут лететь бабочки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. За сколько недель бабочка преодолевает расстояние 5000 км?
от 5 до 6 недель
от 7 до 8 недель
от 8 до 10 недель
9.Найдет ли своё место бабочка, если её переместить на сотни километров? Нади ответ в тексте и напиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Что даёт магнетизм Земли для бабочки?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Как ориентируется бабочка Монарх?
По ветру
По компасу
По солнцу
12.Что придумали люди для того чтобы, знать своё местоположение в пространстве?
13.Сенсационный характер передвижения бабочки придаёт то, что…….________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.В Северной Америке различают
2 основные мигрирующие группы
бабочек
3 основные мигрирующие группы бабочек
4 основные мигрирующие группы бабочек
15. Сколько особей бабочек могут приютить некоторые виды деревьев?
100 особей
150 особей
200 особей
16. Напишите места зимовок бабочек___________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант .
М.М. Пришвин «Ёж»
Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук‑тук‑тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола ежик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе, наконец, место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажег лампу, и – здравствуйте! – ежик выбежал из‑под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были, как стволы деревьев, и, наверное, очень нравились ежику он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил ее на пол, перешел в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой‑то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажег свечку и только заметил, как еж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ежику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из‑под кровати – и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и, наконец, ухитрился: надел себе как‑то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была, как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда, и оказалось, правда: в скором времени еж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу – луну.
Я подпустил облака и спрашиваю.
– Что тебе еще надо?
Ежик не испугался.
– Пить хочешь?
Я встал. Ежик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек поплескивает.
– Ну, иди, иди, – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода.
Смотрю: будто двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он двинется – и я двину, да так и сошлись.
– Пей, – говорю окончательно.
Он и залакал.
А я так легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и все приговариваю.
– Хороший ты малый, хороший!
Напился еж, я говорю:
– Давай спать.
Лег и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу – и что же вы думаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот еж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит – на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас, я как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.
Вопросы к рассказу
1.Кого автор встретил в лесу?
Ежа
Змею
Волка
2. Какие отношения сложились в начале рассказа у автора и ежа?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.С кем автор сравнил ежа плывшего по ручью? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.В чем автор принес домой ежа?
Кармане
Шляпе
Сумке
5.Для чего автор принёс ежа домой?
Ловить мышей.
Пожалел ежа.
Что бы вместе перезимовать зиму.
6. Какое место в комнате автора выбрал ежик ?
Под столом
Под кроватью
Под стулом
7. С чем ассоциировалась зажженная
лампа у ежа?
Солнце
Облако
Луна
8. Бегая по комнате еж представлял что зто_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что ежи любят делать при свете луны?
Спать
Бегать по лесу
Прятаться в норы
10. Что нарушило сон автора?
Стук в дверь
Шелест листьев
Шелест газеты
11. Для чего ежу понадобилась газета?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Как автор имитировал плеск воды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Как автор поблагодарил ежа за понимание?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Что носил еж из мешка к себе гнездо?
Яблоки
Груши
Сливы
15. Сумел ли автор подружиться с ёжиком?____________________________________
______________________________________________________________________________
16.Чем автор кормил ежа?________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дуб
Вы однозначно будете поражены тем, сколько удивительных фактов можно рассказать о дубах. Считается, что они живут дольше, чем какое-либо другое дерево на планете, а их древесина относится к числу самых крепких пород. Примечательно, что это дерево с возрастом становится лишь крепче и лучше.
Дуб относится к семейству буковых и насчитывает более 600 видов.
Из всего многообразия дубов лишь несколько их видов растут в Южном полушарии. Все остальные произрастают исключительно в Северном.
Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Заготовляют ее при рубке леса на древесину. Снимают только кору с молодых стволов, ветвей, которая и подлежит заготовке для лечебных целей. Для лечения ожогов и гнойных ран приготовляют более концентрированный отвар.
Дубовые листья — хороший корм для дубового шелкопряда, который является одним из поставщиков натурального шелка. Не обходятся без листьев дуба и при засолке огурцов.
Как известно, семена дуба находятся в желудях, которые он производит осенью. Жёлуди обычно появляются по достижении дубом возраста 19-20 лет.
Далеко не каждый жёлудь становится новым дубом, так как они очень трудно прорастают. Лишь одному из 10000 упавших на землю желудей суждено вырасти в большое крепкое дерево.
Кабаны и олени по осени запасают жир на зиму во многом именно благодаря поеданию большого количества желудей.
Живут дубы до двух тысяч лет. Поэтому, супруги, прожившие вместе 80 лет, отмечают Дубовую свадьбу, как подтверждение того, что вечная любовь существует. В честь такого события юбилярам принято дарить подарки, изготовленные из дуба
Старые деревья охраняются, их часто обносят оградой, ухаживают за ними. В Санкт-Петербурге и его окрестностях есть дубы, посаженные, по преданию, царем Петром I. Под Москвой сохранились дубы, возраст которых 600—800 лет.
Не все дубы сбрасывают листву на зиму — в США, например, произрастает вечнозелёный вид этих деревьев.
Оказывается, лучше всего высаживать молодые
дубки в пни! Для этого пень просверливается до земли, в Образовавшееся
отверстие вносят удобрения и высаживают деревца в почвенных брикетах. Выгода
очевидна — не надо выкорчевывать пни на лесных выработках. А через несколько
лет, когда молодой дубок окрепнет, пень сгниет.
Взрослый дуб для нормального роста потребляет
около 200 литров воды в сутки. При наличии достаточного количества влаги,
дерево может вырасти до 30 метров в высоту, а диаметр ствола у некоторых
гигантов превышает 3,5 метра. Даже когда у дерева прекращается рост в высоту,
толщина ствола продолжает увеличиваться.
Народные целители рекомендуют чаще гулять в
дубравах. Это дерево подпитывает человека энергией, придает силы и ясность мысли.
Особенно полезно такое «общение» вечером, после 18 часов, когда энергетика
дерева наиболее активна.
Дуб часто встречается на гербах стран и городов.
Например, в нашей стране это дерево украшает гербы таких городов как Остров
(Псковская область), а также Цивильск и Шумерля (оба входят в состав Республики
Чувашия).
Чернила, которыми писали до конца XIX века, изготавливались
из дубовых листьев. Точнее, из наростов на листьях, которые называются галл.
Такие наросты образуются в результате повреждения листа насекомыми. Дерево,
стараясь залечить поврежденный участок, откладывает на стенках галла большое
количество дубильных веществ. Сок из галллов смешивали с железным купоросом и
добавляли клей. Такие чернила долго оставались свежими.
В 1703 году Петр Первый объявил деревья,
пригодные для кораблестроения, заповедными. Их разрешалось рубить только для
строительства флота. Тех, кто осмеливался нарушить царский указ, ждало суровое
наказание. Причем, дуб охранялся особенно строго. Если за самовольную вырубку сосны
или лиственницы грозил крупный штраф или каторжные работы, то за дуб – смертная
казнь.
Мореный дуб является уникальным материалом, на
которое природа потратила не одно столетие. Дубовое дерево, веками пролежавшее
в воде, становится красивым и крепким материалом для изготовления мебели.
Во французской деревне Аллувиль-Бельфосс находится старинный дуб-часовня высотой 16 метров и диаметром 18 метров, его возраст оценивается в 1200 лет. Это не только старейший дуб во Франции, но и место поломничества - в дупле дерева в 1669 году сооружены две молельни: часовня Богоматери Мира и Часовня отшельника. Каждый год необычный дуб привлекает до 40 000 посетителей.
Эти могучие деревья почитались многими народами. Величественные дубы имеют большое значение в истории многих стран, причём значение не только экономическое, но и культурное. С дубами связано огромное количество легенд и преданий.
Вопросы к тексту.
1.Сколько видов дубов существует?
500
![]() |
600
700
2. Для каких целей заготавливают кору дуба?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Кто из животных осенью запасает жир на зиму благодаря желудям?
Олени и свиньи
![]() |
Зайцы и белки
Волки и лисы
4. Все ли желуди могут прорасти ,и стать большим красивым деревом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В каком возрасте на дубе появляются жёлуди?
18-19 лет
19-20 лет
20-21 год
6. Что принято дарить юбилярам на дубовую свадьбу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Кем были посажены дубы в окрестностях Санкт –Петербурга?_____________
_________________________________________________________________________________________________
8. Как лучше высаживать молодые дубки?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. При наличии достаточного количества влаги , дуб может вырасти до….
![]() |
20 метров
![]() |
30 метров
![]() |
40 метров
10.Как называется нарост на листьях, из которых изготавливали чернила?
_______________________________________________________________________________________
11. С чем смешивали сок галлов для получения чернил?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Для чего разрешалось рубить дубовый лес во времена Петра Первого?
Для строительства домов.
![]() |
Для изготовления мебели
Для строительства флота.
13. В какой стране находится дуб часовня?
14. Высота дуба-часовни
16 метров
![]() |
17 метров
![]() |
18 метров
15. Сколько посетителей в год привлекает необычный дуб?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Какое значение имеют дубы в истории многих стран?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Прочитай текст: Е.А. Благинина
Крикса и Тишеня
Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую – Тишеня.
У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты – не светится в них разум.
Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.
А Крикса – бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.
Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.
А Крикса – хап-хап – схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.
Тишеня дверь затворяет – проверяет, не идёт ли кто сзади, - не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет – и так шуму на земле много.
А Крикса – грох-грох! Прохожие – ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»
В электричке ли едут – к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем – солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней – далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!
А Крикса – трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»
Тишеня по улице идёт – приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?
А Крикса – тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два – вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!
Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса – тяп-ляп – готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.
Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:
- Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд о вас заботится… И выложила все денежки – до копеечки.
А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке – давка, гам, толчея.
- Я! Я! Очередь моя!
Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:
- Фу-у-у, устала!!!
Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:
- Ну, что – какова?!
Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!
Спесива – высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр и тему этого произведения.
□ сказка о животных
□ рассказ о природе
□ сказка о людях
□рассказ о детях.
2. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?
□ о девочках и их родителях
□ о хороших и плохих людях
□ о том, как Крикса пела песни
□ О том, как Тишеня разговаривала.
3. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.
□ работает медленно и плохо
□ работает не спеша, но хорошо
□ работает быстро и плохо
□ работает быстро и успешно.
4. О чём важном сказал автор? Отметь ответ.
□ о том, что Крикса весёлая
□ о том, что девочки выросли и стали работать
□ о том, что люди бывают плохие и хорошие
□ о том, что Тишеня заботилась о родителях.
5. Чему удивляются отец с матерью? Выбери ответ.
□ тому, что девочки выросли
□ тому, что Тишеня заботится о них
□ тому, что Крикса весёлая
□ тому, что в одной семье выросли такие разные дочери.
6. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?
□ «Две сестры»
□ «Дочери»
□ «В семье»
□ «Разные яблочки».
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.