Тема урока. Тела и их взаимодействие. Инерция
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: ввести понятия «взаимодействие тел»; раскрыть суть инерциального движения; формировать умение различать взаимодействия и качественно характеризовать их.
Оборудование: наклонная плоскость, тележка (или шарик), песок; два бильярдных шара; пластилин.
I. Актуализация опорных знаний
Вопрос класса
• Что называют механическим движением?
Тела и их взаимодействие. Инерция.doc
УРОК
Тема урока. Тела и их взаимодействие. Инерция
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: ввести понятия «взаимодействие тел»; раскрыть суть инерциального движения;
формировать умение различать взаимодействия и качественно характеризовать их.
Оборудование: наклонная плоскость, тележка (или шарик), песок; два бильярдных шара;
пластилин.
Этапы
I.
Актуализация опорных
знаний
II. Изучение нового материала
III.
Закрепление нового
материала
IV. Домашнее задание
План урока
Время
5-10 мин.
20-25 мин.
10-15 мин.
1-2 мин.
Приемы и методы
Вопрос класса
Беседа; постановка и обсуждение опытов;
записи в тетрадях
Вопрос класса
Комментарий учителя; записи на доске и в
дневниках
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
Вопрос класса
• Что называют механическим движением?
• Какие виды движений (за траекторией, скоростью) вы знаете?
• Какие виды движений чаще всего встречаются в природе, технике?
• Какие характеристики движения вам известны?
II. Изучение нового материала
Беседа
Вопрос класса
• В результате чего тело изменяет свою скорость?
• На полу в классе лежит мяч. Чему равна скорость мяча относительно пола?
• Как изменить скорость мяча? (Повлиять на него другим телом.)
• Мяч покатился. Что можно сказать о скорости его движения во время качения? (Скорость
уменьшается, то есть меняется.)
• Что является причиной изменения скорости мяча в этом случае? Вывод. Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.
Демонстрация 1. По наклонной плоскости тележку скатывают (шарик). У основания наклонной
плоскости горкой насыпан песок. Тележка резко тормозит. Повторяют опыт, только теперь
разглаживают песок по поверхности. Тормозной путь тележки увеличивается. При скатывании
тележки на гладкий стол его скорость долгое время не меняется. Проанализируйте увиденный опыт.
Вопрос классу: Что общего в этих двух опытах? (В обоих случаях скорость тела изменялась. И
происходило это в результате действия другого тела.)
Демонстрация 2. Сжимаем в руках кусок пластилина.
Вопрос класса
• Происходит действие одного тела на другое?
• Изменяется ли скорость тела в результате этого действия?
• А что происходит? (Деформация.)
Вывод. Действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тела, но и к
деформации.
Вопрос класса
• Приведите свои примеры, которые бы подтверждали сделанный нами вывод.
• А что произойдет с мячиком, тележкой и т. п, если другие тела не будут действовать на них?
(Скорость тел как по модулю, так и по направлению меняться не будет.)
В физике это явление называют инерцией.
Запись в тетради: Инерция — явление сохранение скорости тела при отсутствии действия на
него других тел.
Пуля, вылетевшая из ствола, продолжала бы двигаться, сохраняя свою скорость, если бы на нее
не действовало воздуха. Точно так же сохранял бы свою скорость автомобиль после выключения
двигателя (что и происходит, поскольку для действия других тел (воздуха, асфальта) требуется
определенное время).
Задание классу: Сравните тормозной путь автомобиля по сухому асфальту и по ледяной дороге.
На самом деле в природе нет тел, которые не несут никакого влияния. Поэтому наблюдать
инерцию достаточно сложно.
Вопрос класса
• Назовите тела, которые действуют на мяч, лежащий на полу в классе.
• Почему скорость мяча относительно пола не меняется?
Вывод. На тело могут действовать другие тела так, что эти действия взаимно компенсируют друг
друга. В этом случае изменения скорости тела или его деформации не происходит. При этом сами
действия не исчезают. Опыты убеждают: действие одного тела на другое никогда не бывает
односторонней. В природе существует только взаимодействие («Как аукнется — так и откликнется»).
То есть, если одно тело действует на второе, то это второе тело обязательно действует на первое.
Односторонних воздействий в природе
не бывает! Соответственно, после взаимодействия изменяются скорости обоих тел одновременно
или происходит их деформация.
Демонстрация 3. Столкновение двух бильярдных шаров. Наблюдаем изменение скорости обоих
тел. Задание классу: Приведите свои примеры, подтверждающие факт существования
взаимодействия в природе.
Вывод (запись в тетрадь). В природе существует только взаимодействие тел. Результатом этого
взаимодействия является изменение скорости взаимодействующих тел или деформация.
Два великие ученые, древнегреческий ученый Аристотель и итальянец Галилео Галилей, на
вопрос: «Что необходимо для того, чтобы скорость тела была неизменной?» — дали совершенно
разные ответы. Аристотель: «Тело нужно толкать». Галилей: «Телу не нужно мешать».
Задача класса: Решите эту научную перепалку, которая длилась веками.
III. Закрепление нового материала
Вопрос класса
• Люди (и все другие тела) для того, чтобы двигаться, отталкиваются от земного шара и
вследствие этого меняют свою скорость. А у Земли скорость при этом меняется? Почему мы не
замечаем этого?
• Известно, что Луна является спутником Земли потому, что наша планета притягивает это
небесное тело. А Луна притягивает к себе Землю? Со стороны какой планеты это притяжение
сильнее? (Провокационный вопрос.)
• Человек выпрыгнул из неподвижной лодки на берег. Почему лодка стала двигаться от берега?
• Почему при выстреле из винтовки приклад нужно плотно прижимать к плечу?
• Почему трудно удерживать шланг, из которого под напором бьет вода?
• Взаимодействие каких тел обусловливает движение облаков? вращение крыльев ветряной
мельницы? движение самолета? движение ракеты?
IV. Домашнее задание
[1]: § 9; упр. № 9 (задачи 2-4).
[2]: § 7.
[3]: СР — задачи 8.1; 8.2; 8.4—8.6;
ДР — задачи 8.7; 8.9; 8.11; 8.12; 8.15;
ВР — задачи 8.23—8.27.
Творческое задание. Пофантазируйте, что было бы с телами если бы вдруг все взаимодействия
исчезли?
Копилка интересных фактов
Ø Инерция и... классическая литература
Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели
очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога,
а гораздо дальше...
Тела и их взаимодействие. Инерция
Тела и их взаимодействие. Инерция
Тела и их взаимодействие. Инерция
Тела и их взаимодействие. Инерция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.