Тема: « Биография И.З. Сурикова»
Оценка 4.9

Тема: « Биография И.З. Сурикова»

Оценка 4.9
Домашняя работа
doc
русская литература
7 кл—11 кл
24.02.2024
Тема: « Биография  И.З. Сурикова»
для детей
реферат Суриков.doc

Даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Раззоренов, Дерунов, Тарусин и др.), выросшей из народной среды и развившейся на русской почве в первые десятилетия пореформенной эпохи. Тяжелые условия жизни поэта преждевременно свели его в могилу, не давши ему возможности проявить свой талант во всей яркости. Родился Иван Захарович Суриков 25 марта 1841 г. в маленькой деревушке Новоселовке, Юхтинской волости, Угличского уезда, Ярославской губернии.

Отец его был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем. Открыл собственную овощную лавочку, — и лишь изредка наезжал в деревню, чтобы навестить жену и родных. Будущий поэт, тихий, слабый и болезный в детстве, до девяти лет жил в родной деревне, которая своим простым, мирным и спокойным укладом и своими красотами на всю жизнь оставила в нем неизгладимое впечатление, — впоследствии в его стихотворениях часто встречаются деревенские мотивы.                                                                                                                 

В  1849 г. он вместе с матерью переехал к отцу в Москву. Городская жизнь с ее шумом и гамом, грязью и отсутствием простора, удушливым и отравляющим воздухом подействовала на впечатлительного мальчика самым тягостным образом, и он стал еще тише, еще молчаливее и запуганнее. В десять лет, он был отдан для обучения грамоте двум пожилым купеческим вдовам,  разорившегося купеческого рода, сестрам Финогеновым. Одна,  из которых выучила своего ученика гражданской и церковной азбуке, чтению, письму палочек и букв по старинным прописям, а другая, женщина в высшей степени религиозная, ввела его в область житий святых, подвижников и пр.  Эти сказания действовали на мальчика так сильно, что он порою сам мечтал об иночестве, о спасении души в "лесных дебрях" или в "тихой матери-пустыне". Как и всякая даровитая натура, Суриков, едва выучившись грамоте, с жадностью набросился на чтение, причем поглощал все, что попадалось под руки, — сказки, путешествия, романы. Между прочим, он наткнулся также на несколько романов Мерзлякова, песен Цыганкова и басен Дмитриева и за чтением этих стихотворений, по собственному признанию, впервые сам почувствовал смутное влечение к поэзии. Привыкший учиться грамоте "на старинный лад", нараспев, мальчик и стихи не читал, а распевал. Эта манера осталась у него почти на всю жизнь и сослужила ему известную службу: когда он начал сам писать, то размер стихов долгое время проверял пением, оставив этот "натуральный" метод только значительно позже, когда познакомился с теорией стихосложения. Еще более приохотил его к чтению живший в одном доме с ним мелкий чиновник, "отставной семинарист" Ксенофонт Добротворский, неудачник и с виду угрюмый пессимист, но в сущности человек добрейшей души, к тому же имевший недурную библиотечку. Как только мальчик несколько подрос и отец заметил, что сын может быть ему полезен в торговле, он поспешил засадить его за прилавок, вооружившись вместе с тем против склонности мальчика к чтению и против завязанных им у Добротворского знакомств с несколькими интеллигентными лицами.                                                      

Строгости, почти гнет отца тяжелым образом отражались на Сурикове, но своего любимого занятия он не бросил и урывками, украдкой поглощал книгу за книгой. Смутное влечение его к поэзии вскоре реальным образом выразилось в форме стихотворения, написанного им под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме. "Дерзай, юноша", сказал ему Добротворский, прочитавший этот первый опыт. Похвала из уст такого непогрешимого, по мнению Сурикова, человека окрылила его, и за первым стихотворением последовал ряд пьес, написанных преимущественно в форме песен. Уже в этих опытах, из которых сохранились только немногие, чувствовался талант. Светилось искреннее чувство и искрилась теплота, хотя, как произведения незрелые, они страдали, разумеется, значительными недостатками — неточностью образов, отсутствием простоты и пластичности, подражанием, иногда манерностью. При тех условиях, среди которых он жил у отца, работать над усовершенствованием стиля и устранением недостатков было чрезвычайно трудно, тем более, что малообразованный юноша только инстинктом поэта чувствовал недостатки своих стихотворений, но ясного представления об этом он не имел и иметь не мог.                     

К 1857 г., т. е. когда Сурикову было 16 лет, из написанного им составилась довольно объемистая тетрадь, которую он, по совету своих друзей и с рекомендательным письмом профессора К. Ф. Рулье, отнес к одному из русских поэтов. Последний, принял в нем теплое участие, указал на недостатки, дал указания, как избежать их, и пр. Но неблагоприятный отзыв другого поэта, на суд которого Суриков, также отдал свои опыты, отзыв резкий, почти безжалостный, чрезвычайно тяжело отразился на молодом таланте. Суриков, однако не пришел в полное уныние и не забросил своих занятий, но стал к своему творчеству относиться серьезнее и строже, начал в трудиться над обработкой стиха и формы, над звучностью, плавностью и краткостью стиха, — и эта упорная работа постепенно привела его к простоте и художеству образов. Этот период в жизни Сурикова совпал со временем расцвета торговых дел у его отца, открывшего еще одну лавку, значительно больше первой. Суриков, хотя и просиживал долгими часами за прилавком и отчетностью, все же имел и некоторое свободное время, которое он целиком мог посвящать своим любимым занятиям. Но скоро отец его, возбужденный успехом и сгорая нетерпением быстро разбогатеть, начал играть на скачках. Дела его приняли дурной оборот. Чтобы забыться, он стал пить, и это окончательно его разорило. Пришлось закрыть сначала большую, затем и меньшую лавку. Отец уехал в деревню, а Суриков, вынужден был поступить в подручные к своему дяде, брату отца, старику придирчивому и капризному, имевшему тоже овощную лавочку.

      Жилось Сурикову у дяди еще хуже, чем прежде — весь его день уходил на подметание лавки, услуги покупателям и развозку на тачке товаров по заказчикам. В это время, длившееся около 12 лет, Суриков должен был почти совсем забросить любимое чтение и совершенно прекратить занятия над усовершенствованием своего дарования. Когда жизнь у дяди стала совсем невыносимой, Суриков продал все, что мог. Сколотил кое-какие гроши, за 10 руб. снял маленькое помещение на Тверской и вместе с матерью стал скупать и продавать старый лом железа, меди, тряпье и др. Торговля пошла довольно бойко, особенно когда стали продавать также уголь, сначала древесный, а затем и каменный.                                                                               

  В 1860 г. Суриков женился на сиротке M. K. Ермаковой, с которой жил вполне счастливо до конца жизни. Самостоятельность Сурикова позволила ему вернуться вновь к своим любимым занятиям. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А.Н.Плещеевым, который в опытах Сурикова признал зачатки яркого таланта, отнесся к нему весьма сочувственно и поощрил его к дальнейшему творчеству и самообразованию. Несколько наиболее удачных стихотворений Плещеев передал Ф. Б. Миллеру, редактору "Развлечения". Первое из них появилось в этом журнале в 1863 г.

 Окрыленный успехом, Суриков, как истинный талант, стал еще строже относиться к своим произведениям и, при теплом участии Плещеева, еще усерднее работать над совершенствованием стиха и формы. Жизнь Сурикова, хотя и трудная, стала кое-как налаживаться. Но вскоре умерла его мать, а из деревни приехал отец, который, поселившись у сына, стал вести нетрезвую жизнь, а затем женился во второй раз на раскольнице, оказавшейся женщиной тяжелого и сварливого характера. Суриков, вместе с женою ушел от отца. Началась жизнь, полная тяжелых страданий, лишений и скитаний, пошли бесконечные поиски работы. Суриков испробовал всякие профессии — был переписчиком, снова поступил в подручные к своему дяде, но не вынес его гнета и ушел, наконец, поступил учеником в типографию, но, проработав всего несколько дней, заболел и слег. Нужда в семье была страшная, все было продано и заложено. Дело дошло до того, что Иван Захарович, оправившись несколько от болезни, одно время помышлял даже о самоубийстве. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях «На мосту», «Смерть матери», «Шум и гам в кабаке». После ухода мачехи, обобравшей своего мужа, Суриков переселился к отцу и вновь принялся за торговлю и за перо. Произведения его стали появляться в ряде журналов — "Развлечении", "Воскресном досуге", "Иллюстрированной Газете". Талант его постепенно крепнет, принимает определенное направление, известность его растет.

 В 1871г. вышел из печати первый сборник стихов, и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы, где печатались его поэмы и исторические и легендарные сюжеты («Садко», «Богатырская жена» и др.).  И с этих пор Суриков стал часто печататься в этом журнале, поощряемый издателем Благосветловым и стоявшим близко к редакции A. K. Шеллером.  Сам поэт-самоучка, Суриков чрезвычайно сочувственно относился к таким же, как и он, самородкам, гибнущим под тяжестью неблагоприятных житейских условий. Чтобы поднять в них дух и веру в себя, он через публикацию призывает их объединиться и издать свой сборник, сборник исключительно поэтов-самоучек. Целый ряд их отозвалось на призыв Сурикова, и он организовал кружок, в который вошли Тарусин, Кондратьев, Дерунов, Раззоренов, Григорьев, Радиенов, Козырев (питомец С.) и др. Кружок, полный оживления, энергии и обмена мыслей, в 1872 г. выпустил свой первый альманах "Рассвет". Это было лучшим временем Сурикова. В этот же период он написал ряд былин, сказаний и поэм: «Василько", «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина», «Правеж», «Удалой».

 На творчество Суриков неизгладимую печать наложила его собственная жизнь, полная горя, лишений и страданий. В своих простых прочувствованных стихах он правдиво выразил все то, что он пережил и выстрадал, и не только он, но тысячи и десятки тысяч детей, и весь народ. Как его страдания являются не только личными, ему одному присущими, а характеризуют целые народные слои, так и его творчество отражает чувства не только его самого, но и многих пасынков жизни, борющихся с гнетущими условиями жизни и в этой борьбе изнемогающих. Область житейских невзгод и страданий является лейтмотивом в произведениях поэта, и только в этой области он остается самим собою — настоящим, непосредственным лириком. С глубоким чувством и неподдельной искренностью оплакивает он тяжелую крестьянскую долю, скорбит о погибших в жизненной борьбе силах, об униженных и оскорбленных, мучается людским бессилием вообще и своим в частности .

 В стихах поэта показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых  сирот; пьяница сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене. Вне этого же он часто впадает в риторику, перестает быть самим собою и обнаруживает явные следы подражания Кольцову, Некрасову, Никитину, Михайлову-Шеллеру. Прекрасно удаются Сурикову, также и небольшие картинки природы в стихотворениях: «На берегу», «На дороге», «В воздухе смолкает», «Весной», «На одре», «На чужбине», «Ночью», «От деревьев тени», «Сон и пробужденье», «Помнишь: были годы», «У могилы матери» и др. Характер своего творчества сам поэт определяет в следующем восьмистишии: «Мне доставались нелегко Моей души больные звуки, Страдал я сердцем глубоко, Когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, A жил скорбящею душою, — И оттого мой стон больной, Звучит тяжелою тоскою». Еще ярче проявляется, может быть, эта самохарактеристика в другом стихотворении, где поэт говорит: «...Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их — шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, стоны груди больной».

В 1875 г. вышло 2-е издание "Сборника стихотворений" Сурикова, довольно быстро разошедшееся. О поэте заговорила печать, если и не всегда сочувственно, то во всяком случае вполне серьезно, как о несомненном таланте, а "Общество любителей русской словесности в Москве" избрало его в свои члены. Между тем тяжелые условия жизни Сурикова скоро подорвали его здоровье и силы, и с 1879 г. он начинает серьезно прихварывать.

 Третье издание его произведений, вышедшее в 1877 г. у Солдатенкова, дало ему кое-какие средства, и он по совету врачей весною 1878 г. ездил лечиться в кумысолечебное заведение (в Самарских степях), а в 1879 г. с той же целью некоторое время жил в Крыму. Но было уже поздно, чахотка прогрессировала, и дни его были сочтены.

24 апреля 1880 г. он умер и похоронен на Пятницком кладбище в Москве. В апреле 1910 г. в Москве и отчасти и в других городах литературными обществами праздновалась память 30-летия со дня кончины Сурикова, и на могиле его был сооружен памятник. Стихотворения Сурикова выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее (М., 1885 г.), при котором помещен и подробный биографический очерк жизни поэта, написанный его другом, Н. А. Соловьевым-Несмеловым. Важнейшим материалом для биографии Сурикова являются его письма к различным лицам (напечатаны при 4-м издании его произведений) и упомянутый «Биографический очерк Сурикова» Соловьева-Несмелова .

Много простых  разных, полных тепла и свежести стихотворений для детей, которые печатались в «Детском Чтении», «Семье и Школе», «Воспитании и Обучении», «Сборниках» А. Н. Якоби и пр.). В стихотворении -  «Степь» поэт описывает красоту  степей. Сравнивает степь с морем. В стихотворении «Зима» все реально. В теории литературы такой стиль называют автологическим: слова и выражения употребляются в прямом значении. Это и создает ощущение необычайной простоты. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и др.), не усложняют поэтической картины: сравнение четко отделяет реальное от того, с чем оно сравнивается. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку – особенно ждут снега дети. Чувство с которым написано стихотворение, понятно им. В стихотворении -  «Ярко солнце светит» описываются родные и любимые картины природы. В стихотворении – «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной….») – поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр. В стихотворении – «Горе» поэт описывает трудности жизни бедняков. Мальчик работает на прядильной фабрике и пишет дедушке письмо. Дедушка безграмотный не может прочитать письмо, просит соседского мальчика прочитать. Внук пишет о том, чтобы денег от него не ждали, а сам он лежит в больнице, руку шестерней раздавило и теперь из него помощник плохой. В стихотворении -  «В ночном» поэт рассказывает о детишках, которые помогали взрослым выпасать коней, «Ухватя коня за гриву, скачут дети в поле. То-то радость и веселье, то-то детям воля!». Дети разводили костер, рассказывали друг другу истории, сказки.                                                                                                                    

Творчеством русских поэтов второй половины 19-го века в истории детской дошкольной литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благодарную память о поэтах, открывших для него поэзию родной природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  РЕФЕРАТ

 

                  Предмет: «Детская литература»

   

                 Тема: « Биография  И.З. Сурикова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                              


Даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Раззоренов,

Даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Раззоренов,

Эта манера осталась у него почти на всю жизнь и сослужила ему известную службу: когда он начал сам писать, то размер стихов долгое время проверял…

Эта манера осталась у него почти на всю жизнь и сослужила ему известную службу: когда он начал сам писать, то размер стихов долгое время проверял…

Но неблагоприятный отзыв другого поэта, на суд которого

Но неблагоприятный отзыв другого поэта, на суд которого

Плещеев передал Ф. Б. Миллеру, редактору "Развлечения"

Плещеев передал Ф. Б. Миллеру, редактору "Развлечения"

Целый ряд их отозвалось на призыв

Целый ряд их отозвалось на призыв

И оттого мой стон больной, Звучит тяжелою тоскою»

И оттого мой стон больной, Звучит тяжелою тоскою»

Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима

Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима

РЕФЕРАТ

РЕФЕРАТ

Тема: « Биография И.З. Сурикова»

Тема: « Биография  И.З. Сурикова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2024