Тема 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА И ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 лекция.docx

Тема 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА И ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

         1.      Основные принципы организации аудита, аудиторские доказательства.

         2.      Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Основные принципы организации аудита, аудиторские доказательства.

 

Принципы аудита - это основные принципы, по которым осуществляется его функция. В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» аудиторские организации обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы при принятии любых решений профессионального характера.

Основные принципы аудита можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит – этические и професси­ональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудитор­ской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудито­рами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских ус­луг и учитываться при разработке нормативных документов, регули­рующих аудит;

2) основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяю­щие этапы и элементы аудиторской проверки.

Основные профессиональные принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают в себя:

1) Независимость выражается в отсутствии у аудитора при формировании своего мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств. Реализация принципа независимости предполагает достижение аудиторской организацией полной самостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки.

2) Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

3) Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

4) Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

5) Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

6) Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени. Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

7) Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу. Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация (аудитор). Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Следовательно, принципы аудита основываются на его независимости как вида финансово-хозяйственного контроля, высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора, научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.

Профессиональный скептицизм выражается в том, что аудитор критически оценивает весо­мость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомне­ние достоверность таких документов или заявле­ний

К основным принципам проведения аудита относятся:

1) определение объема аудита;

2) планирование аудита;

3) оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

4) аудиторские доказательства;

5) аудиторская документация;

6) аудиторское заключение.

Определение объема аудита. Согласно п. 5 стандарта аудиторской деятельности № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», термин «объем аудита» относится к ауди­торским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федераль­ных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональ­ных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо пра­вил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан при­нимать во внимание федеральные законы, другие нормативные право­вые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требова­ния по подготовке заключения.

Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторо­нах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, организа­ции бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии, что­бы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. В соответствии со стандартом аудиторской деятельнос­ти № 3 «Планирование аудита» аудиторская организа­ция и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объе­му аудиторских процедур.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исхо­дить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудито­ра заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудитор­ские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Планировать проведение аудита следует на основе предварительно­го анализа проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля. Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, спланировать их деятельность, получив согласие клиента.

Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение,

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитору необходимо дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятым в проверяемой организации, чтобы опре­делить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержа­ние, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства. Согласно требованиям федерального стандарта аудиторской деятель­ности № 5 «Аудиторские доказательства», в ходе про­верки ауди

тору необходимо собрать доказательства того, что финансо­вые отчеты составлены в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудито­ром при проведении проверки, и результат анализа указанной информа­ции, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказа­тельствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируе­мого лица и информация, полученная из различных источников (от тре­тьих лиц).

Аудиторская документация. Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 2 «Документи­рование аудита» определяет, что важнейшие аудитор­ские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и мате­риалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие докумен­ты могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бу­маге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объе­ме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выво­дах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В ра­бочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессио­нальное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопро­сов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам про­фессиональное суждение, в рабочие документы следует включать фак­ты, которые были известны аудитору на момент формулирования выво­дов, и необходимую аргументацию.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной ауди­торской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, необходи­мы для аудиторских процедур (ведомости, схемы и т.п.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, а информация, содер­жащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение. В соответствии с федеральным аудиторским правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчет­ности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим пра­вилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение ауди­торской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выво­ды о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имуще­ственном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существен­ности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с правилом (стандартом) ауди­торской деятельности № 4 «Существенность в аудите».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов.

 

Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной организации.

По аналогии с международной практикой, палата аудито­ров разработала кодекс профессиональной этики аудиторов с целью поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответствен­ности в сообществе специалистов. Нормы настоящего кодекса основаны на этических нормах Междуна­родной федерации бухгалтеров (IFА).

Кодекс содержит следующие нормы профессионального поведения:

1) соблюдение общепринятых моральных норм и принципов;

2) соблюдение общественных интересов;

3) объективность;

4) внимательность;

5) независимость;

6) профессиональная компетентность;

7) конфиденциальность;

8) действия, несовместимые с профессией;

9) оплата аудиторских услуг;

10) налоговые отношения;

11) отношения между аудиторами;

12) отношения сотрудников с аудиторской фирмой;

13) публичная информация и реклама;

14) аудиторские услуги в других государствах.

Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Каж­дый аудитор обязан руководствоваться в поведении и взаимоотношени­ях нравственными нормами, принятыми в обществе.

Соблюдение общественных интересов. Независимый аудитор должен при исполнении профессиональных обязанностей учитывать ин­тересы не только клиента, но и других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор должен быть уверен, что защищае­мые им интересы в пользу клиента не противоречат законодательным нормам и общественной справедливости,

Объективность. Аудиторы должны быть уверены в отсутствии предвзятости, зависимых обстоятельств во взаимоотношениях с клиентом при составлении аудиторского заключения. Аудитор должен по­мнить, что основой выводов и оценки достоверности бухгалтерской от­четности экономического субъекта может быть только достаточный объем аудиторских доказательств.

Внимательность. В обязанности аудиторов входит максимальное внимание при соблюдении аудиторских стандартов и законодательных норм в процессе планирования проверки и контролирования работы ас­систентов.

Независимость. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на прове­ряемой фирме. Аудитор не может проверять фирму, одним из собствен­ников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.

Профессиональная компетентность. Аудиторы обязаны обеспе­чивать достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, га­рантировать добросовестное и качественное выполнение проверки, сво­евременность и компетентность. Аудитор обязан отказаться от реко­мендаций по вопросам, выходящим за пределы его компетенции и ква­лификации. Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональ­ные знания в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, финансов, гражданского права.

Конфиденциальность. Аудитор обязан сохранять в тайне кон­фиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения професси­ональных услуг, без ограничения во времени. Аудитор не должен ис­пользовать информацию в ущерб интересам клиента для своей выгоды.

Действия, несовместимые с профессией. Аудитор не должен совмещать профессиональную практику и другие виды деятельности. Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг одно­временно не может рассматриваться несовместимыми действиями.

Оплата аудиторских услуг. Оплата профессиональных услуг аудитора зависит от сложности, качества, опыта, ответственности и ква­лификации аудитора, объема услуг. Размер оплаты за услуги аудитора не должен зависеть от достижения какого-то определенного результата или обусловливаться другими подобными обстоятельствами. Аудитор не имеет права получать плату за услуги наличными деньгами сверх ус­тановленных норм расчетов. Аудитор обязан заранее оговорить с кли­ентом и письменно закрепить в договоре условия оплаты. Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора.

Налоговые отношения. Аудиторы обязаны предупреждать кли­ента о возможных последствиях при нарушении налоговых обязательств, предоставлять рекомендации в области налогообложения только в письменной форме, соблюдать налоговое законодательство и избегать его нарушения в своих интересах или в интересах других лиц. Особенно важно воздерживаться от сознательной фальсификации в целях уклонения клиента от исполнения налоговых обязательств. О выявлен­ных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения нало­гового законодательства, ошибок в расчете и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента.

Отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны воздержи­ваться от необоснованной критики других аудиторов и сознательных действий, причиняющих ущерб профессии. Аудитор должен воздержи­ваться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене ауди­тора, содействовать в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора. Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для сказания услуг других аудиторов и спе­циалистов.

Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. Сотрудники аудиторской организации обязаны способствовать повышению авторите­та и дальнейшему развитию фирмы, совершенствовать практику и повы­шать качество предоставляемых услуг, заботиться об уровне професси­ональных знаний и компетентности. Аттестованный аудитор, часто меня­ющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику. Руководители фирмы должны воздерживаться от обсуждения работы подчиненных с третьими лицами. Аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у него документаль­ную и иную профессиональную информацию.

Публичная информация и реклама. Реклама аудиторских услуг должна быть информативной, прямой, не вводящей заинтересованных пользователей в заблуждение и не вызывающей у них недоверие.

 

Про­фессиональной этике аудиторов противоречит публичная информация, содержащая:

· конфиденциальные сведения клиента;

· необоснованную хвалебную саморекламу аудитора (аудиторской фирмы);

· недостоверные сведения, вводящие пользователей в заблуждение;

· информацию, имеющую целью давление на налоговые, судебные органы;

· информацию, заранее гарантирующую клиенту благоприятные ре­зультаты аудиторской проверки.

Аудиторские услуги в других государствах. Этические нормы незыблемы независимо от территориально-географических различий пре­доставления аудиторских услуг. Гарантией обеспечения качества услуг аудитора служит соблюдение международных аудиторских стандартов и стандартов государства клиента.

Оказывая аудиторские услуги в другом государстве, необходимо руководствоваться следующими правилами:

· если этические нормы профессионального поведения, установлен­ные в государстве, в котором аудитор оказывает услуги, менее стро­гие, чем предусмотренные Кодексом Аудиторской палаты России, не­обходимо руководствоваться требованиями данного кодекса;

· если этические нормы профессионального поведения, установлен­ные в государстве, в котором аудитор оказывает услуги, более стро­гие, чем предусмотренные Кодексом Аудиторской палаты, не­обходимо пользоваться этическими нормами, принятыми в этом госу­дарстве;

· если международные этические нормы профессионального поведе­ния аудиторов превышают требования Кодекса Аудиторской палаты, аудитор обязан руководствоваться международными нормами.

Соблюдение этических норм профессионального поведения является обязанностью каждого сотрудника аудиторской фирмы или самостоя­тельного аудитора.

 

 

 

Основы профессиональной этики аудиторов

Вопросы для рассмотрения

 

1. Основные принципы аудиторской деятельности

2. Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов Украины

 

1. 1. Основные принципы организации аудиторской деятельности

Обеспечение высокого профессионального уровня услуг для достижения максимальной эффективности труда направленной на удовлетворение потребностей украинского общества требует от аудитора соблюдения основных принципов аудита.

Принципы аудита (от лат. Principium – начало, основа) – это основные положения, на основе которых осуществляется аудиторская деятельность. Принципы аудита определены международным стандартом аудита (МСА-200 «Цель и общие принципы аудиторской проверки финансовых отчетов»).

Принципы аудита существуют в четырех аспектах: методологические, организационные, методические и этические.

Методологические принципы:

- Планирование аудита

- Обоснование оценки значимости аудиторских доказательств и системы внутреннего контроля

- Целесообразность выбора методики и техники аудита, определение критериев существенности

- Соблюдение методики оценки рисков и выборочной проверки данных

- Анализ формирования и формирование выводов

- Ответственность за представленное заключение

- Соблюдение порядка документального оформления

- Взаимодействие аудиторов

- Обоснование использования результатов работы другого аудитора или специалистов другой отрасли

- Полное информирование клиента

- Контроль качества работы аудитора.

Этические принципы:

- Объективность

- Независимость

- Доброжелательность

- Конфиденциальность

- Компетентность

По определению, профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом. Она является индикатором моральности профессиональных групп, к которым общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.

Профессиональная этика аудитора – это, прежде всего, специфический моральный Кодекс этой профессии, совокупность правил, характер взаимоотношений, обусловленных профессиональной деятельностью.

Требования общества к профессии независимого аудитора:

1. Достоверность: украинское общество чувствует потребность в использовании достоверной информацией

2. Профессионализм: определяются и выдвигаются клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами требования к специалистам-аудиторам

3. Качество услуг: выполнение аудиторских услуг должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством, стандартами аудита и Кодексом этики

4. Доверие: пользователи услугами аудитора должны быть уверены в том, что он никогда не нарушит принципы профессиональной этики и будет соблюдать их в течение всей практики

 

Одним из факторов обеспечения условий объективности является независимость аудитора. Независимость аудитора обусловлена его профессиональной деятельностью и основывается на отсутствии материальной заинтересованности аудитора в результатах деятельности проверяемого субъекта. Независимость аудитора имеет правовые, этические и экономические аспекты.

Доброжелательность. Аудитор обязан проявить к клиенту доброжелательное обращение, в общении с клиентом придерживаться спокойного и выдержанного тона. Доброжелательность аудитора проявляется в уважении к заказчику и коллегам в профессиональном общении, позитивном отношении к критическим замечаниям по поводу выполненной работы, уважении к мнению других специалистов и учете его в процессе исследования.

Конфиденциальность информации. Аудитор должен придерживаться полной конфиденциальности всей, без исключения, информации, полученной в процессе проведения аудита.

Компетентность аудитора. Аудит необходимо проводить с профессиональным мастерством лицам, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку, опыт и компетентность в этой отрасли.

Аудитору необходимо иметь знания по общим и специальным дисциплинам, уровень которых подтверждается квалификационным экзаменом в Аудиторской палате Украины, и иметь практический опыт работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также