Тема 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА И ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Основные принципы организации аудита, аудиторские доказательства.
2. Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов.
1. Основные принципы организации аудита, аудиторские доказательства.
Принципы аудита - это основные принципы, по которым осуществляется его функция. В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» аудиторские организации обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы при принятии любых решений профессионального характера.
Основные принципы аудита можно разделить на две группы:
1) основные принципы, регулирующие аудит – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит;
2) основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.
Основные профессиональные принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают в себя:
1) Независимость выражается в отсутствии у аудитора при формировании своего мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств. Реализация принципа независимости предполагает достижение аудиторской организацией полной самостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки.
2) Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.
3) Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.
4) Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.
5) Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.
6) Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени. Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.
7) Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу. Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация (аудитор). Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Следовательно, принципы аудита основываются на его независимости как вида финансово-хозяйственного контроля, высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора, научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.
Профессиональный скептицизм выражается в том, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений
К основным принципам проведения аудита относятся:
1) определение объема аудита;
2) планирование аудита;
3) оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
4) аудиторские доказательства;
5) аудиторская документация;
6) аудиторское заключение.
Определение объема аудита. Согласно п. 5 стандарта аудиторской деятельности № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.
Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.
Планирование аудита. В соответствии со стандартом аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля. Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, спланировать их деятельность, получив согласие клиента.
Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение,
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитору необходимо дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятым в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.
Аудиторские доказательства. Согласно требованиям федерального стандарта аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства», в ходе проверки ауди
тору необходимо собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Аудиторская документация. Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» определяет, что важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, необходимы для аудиторских процедур (ведомости, схемы и т.п.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, а информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.
Аудиторское заключение. В соответствии с федеральным аудиторским правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите».
2. Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов.
Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной организации.
По аналогии с международной практикой, палата аудиторов разработала кодекс профессиональной этики аудиторов с целью поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности в сообществе специалистов. Нормы настоящего кодекса основаны на этических нормах Международной федерации бухгалтеров (IFА).
Кодекс содержит следующие нормы профессионального поведения:
1) соблюдение общепринятых моральных норм и принципов;
2) соблюдение общественных интересов;
3) объективность;
4) внимательность;
5) независимость;
6) профессиональная компетентность;
7) конфиденциальность;
8) действия, несовместимые с профессией;
9) оплата аудиторских услуг;
10) налоговые отношения;
11) отношения между аудиторами;
12) отношения сотрудников с аудиторской фирмой;
13) публичная информация и реклама;
14) аудиторские услуги в других государствах.
Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов. Каждый аудитор обязан руководствоваться в поведении и взаимоотношениях нравственными нормами, принятыми в обществе.
Соблюдение общественных интересов. Независимый аудитор должен при исполнении профессиональных обязанностей учитывать интересы не только клиента, но и других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор должен быть уверен, что защищаемые им интересы в пользу клиента не противоречат законодательным нормам и общественной справедливости,
Объективность. Аудиторы должны быть уверены в отсутствии предвзятости, зависимых обстоятельств во взаимоотношениях с клиентом при составлении аудиторского заключения. Аудитор должен помнить, что основой выводов и оценки достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта может быть только достаточный объем аудиторских доказательств.
Внимательность. В обязанности аудиторов входит максимальное внимание при соблюдении аудиторских стандартов и законодательных норм в процессе планирования проверки и контролирования работы ассистентов.
Независимость. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме. Аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.
Профессиональная компетентность. Аудиторы обязаны обеспечивать достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, гарантировать добросовестное и качественное выполнение проверки, своевременность и компетентность. Аудитор обязан отказаться от рекомендаций по вопросам, выходящим за пределы его компетенции и квалификации. Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, финансов, гражданского права.
Конфиденциальность. Аудитор обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию, полученную в ходе выполнения профессиональных услуг, без ограничения во времени. Аудитор не должен использовать информацию в ущерб интересам клиента для своей выгоды.
Действия, несовместимые с профессией. Аудитор не должен совмещать профессиональную практику и другие виды деятельности. Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг одновременно не может рассматриваться несовместимыми действиями.
Оплата аудиторских услуг. Оплата профессиональных услуг аудитора зависит от сложности, качества, опыта, ответственности и квалификации аудитора, объема услуг. Размер оплаты за услуги аудитора не должен зависеть от достижения какого-то определенного результата или обусловливаться другими подобными обстоятельствами. Аудитор не имеет права получать плату за услуги наличными деньгами сверх установленных норм расчетов. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить в договоре условия оплаты. Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора.
Налоговые отношения. Аудиторы обязаны предупреждать клиента о возможных последствиях при нарушении налоговых обязательств, предоставлять рекомендации в области налогообложения только в письменной форме, соблюдать налоговое законодательство и избегать его нарушения в своих интересах или в интересах других лиц. Особенно важно воздерживаться от сознательной фальсификации в целях уклонения клиента от исполнения налоговых обязательств. О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибок в расчете и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента.
Отношения между аудиторами. Аудиторы обязаны воздерживаться от необоснованной критики других аудиторов и сознательных действий, причиняющих ущерб профессии. Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене аудитора, содействовать в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора. Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для сказания услуг других аудиторов и специалистов.
Отношения сотрудников с аудиторской фирмой. Сотрудники аудиторской организации обязаны способствовать повышению авторитета и дальнейшему развитию фирмы, совершенствовать практику и повышать качество предоставляемых услуг, заботиться об уровне профессиональных знаний и компетентности. Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику. Руководители фирмы должны воздерживаться от обсуждения работы подчиненных с третьими лицами. Аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у него документальную и иную профессиональную информацию.
Публичная информация и реклама. Реклама аудиторских услуг должна быть информативной, прямой, не вводящей заинтересованных пользователей в заблуждение и не вызывающей у них недоверие.
Профессиональной этике аудиторов противоречит публичная информация, содержащая:
· конфиденциальные сведения клиента;
· необоснованную хвалебную саморекламу аудитора (аудиторской фирмы);
· недостоверные сведения, вводящие пользователей в заблуждение;
· информацию, имеющую целью давление на налоговые, судебные органы;
· информацию, заранее гарантирующую клиенту благоприятные результаты аудиторской проверки.
Аудиторские услуги в других государствах. Этические нормы незыблемы независимо от территориально-географических различий предоставления аудиторских услуг. Гарантией обеспечения качества услуг аудитора служит соблюдение международных аудиторских стандартов и стандартов государства клиента.
Оказывая аудиторские услуги в другом государстве, необходимо руководствоваться следующими правилами:
· если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает услуги, менее строгие, чем предусмотренные Кодексом Аудиторской палаты России, необходимо руководствоваться требованиями данного кодекса;
· если этические нормы профессионального поведения, установленные в государстве, в котором аудитор оказывает услуги, более строгие, чем предусмотренные Кодексом Аудиторской палаты, необходимо пользоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве;
· если международные этические нормы профессионального поведения аудиторов превышают требования Кодекса Аудиторской палаты, аудитор обязан руководствоваться международными нормами.
Соблюдение этических норм профессионального поведения является обязанностью каждого сотрудника аудиторской фирмы или самостоятельного аудитора.
Основы профессиональной этики аудиторов
Вопросы для рассмотрения
1. Основные принципы аудиторской деятельности
2. Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов Украины
1. 1. Основные принципы организации аудиторской деятельности
Обеспечение высокого профессионального уровня услуг для достижения максимальной эффективности труда направленной на удовлетворение потребностей украинского общества требует от аудитора соблюдения основных принципов аудита.
Принципы аудита (от лат. Principium – начало, основа) – это основные положения, на основе которых осуществляется аудиторская деятельность. Принципы аудита определены международным стандартом аудита (МСА-200 «Цель и общие принципы аудиторской проверки финансовых отчетов»).
Принципы аудита существуют в четырех аспектах: методологические, организационные, методические и этические.
Методологические принципы:
- Планирование аудита
- Обоснование оценки значимости аудиторских доказательств и системы внутреннего контроля
- Целесообразность выбора методики и техники аудита, определение критериев существенности
- Соблюдение методики оценки рисков и выборочной проверки данных
- Анализ формирования и формирование выводов
- Ответственность за представленное заключение
- Соблюдение порядка документального оформления
- Взаимодействие аудиторов
- Обоснование использования результатов работы другого аудитора или специалистов другой отрасли
- Полное информирование клиента
- Контроль качества работы аудитора.
Этические принципы:
- Объективность
- Независимость
- Доброжелательность
- Конфиденциальность
- Компетентность
По определению, профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом. Она является индикатором моральности профессиональных групп, к которым общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.
Профессиональная этика аудитора – это, прежде всего, специфический моральный Кодекс этой профессии, совокупность правил, характер взаимоотношений, обусловленных профессиональной деятельностью.
Требования общества к профессии независимого аудитора:
1. Достоверность: украинское общество чувствует потребность в использовании достоверной информацией
2. Профессионализм: определяются и выдвигаются клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами требования к специалистам-аудиторам
3. Качество услуг: выполнение аудиторских услуг должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством, стандартами аудита и Кодексом этики
4. Доверие: пользователи услугами аудитора должны быть уверены в том, что он никогда не нарушит принципы профессиональной этики и будет соблюдать их в течение всей практики
Одним из факторов обеспечения условий объективности является независимость аудитора. Независимость аудитора обусловлена его профессиональной деятельностью и основывается на отсутствии материальной заинтересованности аудитора в результатах деятельности проверяемого субъекта. Независимость аудитора имеет правовые, этические и экономические аспекты.
Доброжелательность. Аудитор обязан проявить к клиенту доброжелательное обращение, в общении с клиентом придерживаться спокойного и выдержанного тона. Доброжелательность аудитора проявляется в уважении к заказчику и коллегам в профессиональном общении, позитивном отношении к критическим замечаниям по поводу выполненной работы, уважении к мнению других специалистов и учете его в процессе исследования.
Конфиденциальность информации. Аудитор должен придерживаться полной конфиденциальности всей, без исключения, информации, полученной в процессе проведения аудита.
Компетентность аудитора. Аудит необходимо проводить с профессиональным мастерством лицам, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку, опыт и компетентность в этой отрасли.
Аудитору необходимо иметь знания по общим и специальным дисциплинам, уровень которых подтверждается квалификационным экзаменом в Аудиторской палате Украины, и иметь практический опыт работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.