ТЕМА: Формирование базовых навыков и ключевых компетенций в начальной школе.

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мое выступление.docx

ТЕМА: Формирование базовых навыков и ключевых компетенций в начальной школе.

Основная и самая важная задача современного российского образования на данном этапе – это формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования.

 Ключевые компетентности:

— готовность к решению проблем;

—технологическая компетентность;

—готовность к самообразованию;

—готовность к использованию информационных ресурсов;

— готовность к социальному воздействию;

Эту проблемы в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

 Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.  При организации проектной  работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста,  именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Большие возможности по решению проектных задач дают уроки кубановедения и окружающего мира. При решении проектных задач широко используются занятия по внеурочке « Путешествие в мир экологии» Например: Челебов Алексей стал победителем зонального этапа конкурса Эврика Юниор с проектом « Пыль такая обычная, но такая загадочная», Игумнов « Кока-кола: мифы и реальность», Тюменцева Оксана 3 место «Волшебный мир кристаллов», Пономаренко Екатерина 2 место «Мои генеалогические корни», Тюхов Сергей 1 место муниципальный этап по теме : «Удивительный мир фразеологизмов, ( Удивительный мир слов), Бухарин Артем 2 место «Имена детей нашего класса» ( Кубановедение), Губанов Владимир 3 место « В мире чисел» ( Занимательная математика), Пилюк Мария 2 место « Эти сказочные животные – козлята» ( Путешествие по родному краю», Фокина София «Вода –источник жизни на Земле» 2 место ( Семейные экологические проекты).

Где бы мы ни занимались проектной  деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главное — это формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

 

         Еще одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании компетентности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

·         чтение — суммирование в парах;

·         синквейны;

·         чтение с остановками;

·         прием «Верите ли вы, что…»;

·         мозговой штурм;

·         таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

·         работа с вопросниками;

·         написание творческих работ;

·         создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

·         логическая цепочка;

·         уголки;

·         кластер.

·          

Прием «Чтение — суммирование в парах»

Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме, класс делится на две группы и каждой даются разные произведения этой тематики Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов.

Прием «синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

·         Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.

·         Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.

·         Описание действия. Читать, пересказывать, учить.

·         Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.

·         Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Интересный прием — «чтение с остановками»

После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.

Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием — «Работа с вопросником»

Этот прием применяют на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

Прием «Мозговой штурм»

Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 

Прием «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев. Одна группа готовит доказательства, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста.

Прием «Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

Прием критического мышления «Создание викторины»

К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем.

«Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Кластер («гроздь»)

— выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди.

«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.

 

Заключение: Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.


 

Скачано с www.znanio.ru