ТЕМА: Формирование базовых навыков и ключевых компетенций в начальной школе.

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мое выступление.docx

Тема: «Приемы работы над смысловым чтением в начальной школе»

Еще в 1970 - 1980 годы прошлого столетия о России говорили как о самой «читающей стране мира”.  А все почему? Был высокий престиж чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы. Практически в каждой семье занимались собирательством , создавали свои домашние библиотеки - всё это способствовало чтению. Сейчас, к сожалению это все пропало. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания     многих российских семей. Снизились возможности семьи покупать детские книги. До 90-х годов XX века 50 % родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7 %, а 37% населения не читают совсем.

Процент читающей молодежи снизился с 48% в 1991 году до 17% в 20018г.

Читать уже не престижно: в системе семейного воспитания исчезает такая форма семейного досуга, как совместное чтение. Чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель.

С приходом в общество компьютеров и интернета книга как-то отошла на второй план. Но от этого никуда не деться.  Многие же нашли в этом корень зла и говорят, что ничего с этим не поделаешь. Но оказывается не все так плохо. С появлением различных гаджетов ребенку проще стало приблизиться к книге – в сети Интернет есть аудиокниги. Это спасает, когда ученики не хотят читать, но готовы слушать. Они с интересом слушают и запоминают всё — сюжеты, героев, новую лексику, усваивается правильное произношение слов. Но конечно, аудиокниги не могут стать полной заменой привычных книг, и нам надо максимально настаивать на чтении, чтобы у детей не исчез этот навык, и в дальнейшем не было проблем с грамотным письмом.

Без чтения не бывает образования — и одновременно именно здесь к чтению принуждают. Чтению на уроке отводится очень мало времени в связи с другими видами работ с текстом, поэтому — дети читают дома. Сейчас мы пришли к тому, что  “чтение классической литературы для современного школьника аналогично чтению текстов на иностранном языке”. Большая часть слов непонятна,   не хватает сносок и комментариев. Ученики не утруждают себя поиском лексического значения слов, часто молча пропускают их. Очень продуктивна давняя традиция ве­дения читательских дневников. Некоторые учителя начальной школы до сих пор ее используют в своей работе. Он может вестись в сво­бодной форме, возможно, с рисунками, иллю­страциями, с выписками понравившихся мыслей, стихотворных строк, словариком.

В 4-х классах  проводится  рубрика  под названи­ем «Рекомендую прочитать», когда ребята рассказывают о прочитанной книге.  Известно, что рекомендации сверстников дети восприни­мают более охотно, чем взрослых.

Конечно нельзя принижать и  значения анализа текста на уроке, потому что он учит школь­ников вдумчивому, сознательному чтению, развивает мыслительные способности. Тем более, что по новым образовательным стандартам Чтение и работа с текстом-это обязательный компонент метапредметных результатов.

 Поэтому задача начальной школы- сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. В чтении существует два этапа:

1) этап технического чтения, так называемый “голый” навык,

2) этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста.

Этап содержательного чтения  это  этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное. К сожалению многие выпускники начальной школы так и не доходят до этапа автоматизации. Об этом говорят результаты ВПР прошлого года.

 

 

 

Результаты по ОО

Результаты по региону

Результаты по России

6

Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста

55

56

54

7

Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

77

67

64

8

Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста

73

69

69

Приемы формирования  смыслового чтения, которые мы используем на уроках в начальной школе:

«Задай вопрос»

«Читаем и спрашиваем»

«Дневник двойных записей»

«Чтение с пометками»

«Ассоциативный куст»

«Ромашка Блума»

«Приём тонких и толстых вопросов»

«Чтение с остановками»

«Таблица ЗХУ»

«Дерево предсказаний»

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе — лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это — не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Никаких даже мыслей о репрессиях.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. 

Что можно предложить по пропаганде книги в школе? «Литературные минутки», « Поэтические минутки»,  «5 минут с Прекрасным», конкурсы  книжных иллюстраций,  «Мой любимый писатель», «Моя любимая книжка»;  «Час  литературных встреч». Ежегодно учащиеся начальной школы встречаются с кубанской сказочницей Степановой Ларисой Сергеевной, лауреатом премии «Золотое перо Кубани». Ее сказки в стихах не просто трогают и формируют душу юных читателей, но и способствуют желанию творить добро и мечтать.

 

Поэтому на родительских собраниях мы вновь должны поднимать тему семейного чтения и рекомендовать родителям возобновлять эту традицию. Только совместными усилиями учителей, библиотеки и родителей мы сможем вернуть интерес к чтению.