Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
8в |
____________З.И.Яндиева |
Тема: Головной мозг
Цель урока:
образовательная: изучить строение отделов головного мозга и их функции, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов.
развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.
воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке; профилактика травматизма, правовое воспитание.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: проблемный
Форма работы – индивидуально-групповая.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте!
Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Поведенье, сознанье, воля, рефлексы
Все изучают в науке врачи
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
Центральной нервной системы ключи.
- О чём сегодня мы будем говорить? (о центральной нервной системе)
- Правильно, мы продолжаем изучение нервной системы
Давайте вспомним из чего состоит нервная система? (центральной и периферической частей)
- Что относится к центральной НС? (головной и спинной мозг)
А к периферической? (нервы и нервные узлы)
- Где находится спинной мозг? (в позвоночном канале)
Какие функции выполняет спинной мозг? (рефлекторную, проводящую)
Что же такое нейрон? (НЕЙРО́Н, нервная клетка; основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейроны обладают особыми свойствами – возбудимостью и проводимостью. Из нейронов построена нервная ткань.
Что такое аксон? Дендрит?
Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете? Приведите примеры.
Сегодня мы будем говорить об органе, который Гиппократ считал источником гнева и печали, радости и веселья, боли и скорби, слез и удовольствия.
Илья Петрович Павлов писал: «Что этот орган- самое совершенное и сложное создание земной природы»
Все наши действия происходят при участии головного мозга.
Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока
Итак, тема урока: Головной мозг.
Эпиграфом нашего урока будут слова академика, врача, ученого Владимира Михайловича Бехтерева…..“Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.
Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.
Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, В.И. Ленин 1340 г. Менделеева 1571г.
Согласны вы с этим утверждением?
Возникает проблема:
Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек
Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг.
Почему мы обладаем сознанием?
Как воспринимаем мир?
От чего зависит речь? Почему видим?
И сотни других вопросов потребовали научного ответа.
Какую бы вы поставили цель для себя на уроке?
Итак, что мы должны узнать из урока?
Изучить строении и функциях головного мозга;
выявить специфичность строения этих отделов
отношение к своему здоровью.
Чтобы достичь наших целей, сегодня на уроке: мы обсудим: из каких отделов состоит головной мозг.
- Что вам известно о головном мозге?
-Где располагается головной мозг. (В полости черепа)
- Какую роль выполняет черепная коробка. (защитную функцию)
- Назовите отделы головного мозга?
Слайд Вспомните материал развития головного мозга хордовых животных.
Что нового появилось у них в процессе эволюции?
Нервная система у животных, принадлежащих к разным классам позвоночных, развита неодинаково.
Нервная система рыб представлена головным и спинным мозгом с отходящими от них многочисленными нервами, ведущими к внешним и внутренним органам.
Нервная система земноводных в связи с полуводным образом жизни имеет более сложным строением по сравнению с нервной системой рыб. Значительного развития достигает передний мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии мозжечка.
У пресмыкающихся в связи с активным наземным существованием значительно развиваются все отделы головного мозга, увеличивается и становится выпуклым мозжечок.
Нервная система птиц в связи с полётом более сложна строением, чем у пресмыкающихся. Хорошо развиты большие полушария переднего мозга и зрительные доли, средний мозг, более развит мозжечок.
Наивысшего развития достигает нервная система млекопитающих. Значительные размеры приобретает кора переднего мозга, состоящая из нескольких слоёв нервных клеток. Кора содержит извилины и складки. Большое количество извилин в коре переднего мозга определяет более сложное поведение животных. Значительного развития достигают средний мозг и мозжечок.
Учитель:
Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга человека
Головной мозг - это отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека. Он находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи мозг покрыт тремя мозговыми оболочками. Масса мозга у взрослого человека обычно составляет около 1400—1600 г.
Учитель:
Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности “отец медицины” Гиппократ связал сознание и мозг.
Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации.
Головной мозг состоит из 3 частей:
Передний мозг, средний мозг, задний мозг.
Эти части делятся на 5 отделов: большие полушария мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок
Разделяют на пять отделов. Работа со схемой.
Учитель: Клетки мозга включают нейроны и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции.
Нейроны делятся на возбуждающие (то есть активирующие разряды других нейронов) и тормозные (препятствующие возбуждению других нейронов).
Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.
Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается внутри белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга..
1группа
Выявите в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете
Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.
Ответьте на вопросы:
Ответ. Учащиеся по команде делают в быстром темпе несколько глотательных движений. При отсутствии слюны (раздражителя) сделать глотательное движение невозможно. При раздражении рецепторов корня языка акт глотания происходит непроизвольно, и часто можно проглотить несъедобный предмет. Вот почему маленьким детям для игры нельзя давать мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).
2 группа
Выявите в ходе экспериментальной работы функции мозжечка
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?
Ответь на вопросы:
Ответ: в опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Мозжечок вносит в каждый момент двигательного акта необходимые .
Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль, можно совершить ДТП.
3 группа
Выявите в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга
Опыт 1. Работу проводите в группе. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемым, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?
Опыт 2. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так. Чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете?
Ответь на вопросы:
Ответ: рефлексы, поддерживающие равновесие тела (сохраняющие устойчивость), ориентировочный рефлекс. Рефлекторная реакция вызывается любым отклонением, а конечный эффект может быть достигнут совершенно разными движениями. Ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Рефлекторный ответ заключается в настораживании, повороте головы, глаз по направлению к новому объекту, прислушивании.
– Почему ориентировочный рефлекс имеет большое приспособительное значение? (он позволяет быстро заметить и оценить изменения, происходящие во внешней среде.)
Находятся центры рефлексов: автоматических движений, установочных и выпрямительных рефлексов.
4группа
Выявите в ходе экспериментальной работы функции промежуточного мозга
Опыт 1. По команде начинайте выполнять наклоны туловища вправо, влево. На слово «Замри!» все должны будут остановиться в той позе, в которой оказались. Ответьте на вопросы:
1. Определите, какой рефлекс, и какого отдела мозга был выявлен с помощью данного эксперимента?
2.Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?
Ответ: Промежуточный мозг заблокировал движение во многих суставах. Под действием его импульсов, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя при команде определённую позу тела.
Гипоталамус выполняет координирующий и регулирующий центр вегетативной нервной системы. Принимает участие в сложных пищевых , половых. Ориентировочных и оборонительных реакциях. Находятся центры голода, жажды, сна, агрессии, обмен веществ.
Строение и функции головного мозга
Структуры отделов |
Функции |
Продолговатый мозг |
Рефлекторная, проводящая |
Средний мозг |
Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п. |
Промежуточный мозг |
Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга. |
Мозжечок |
Координация движений. |
Закрепление:
Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.
Учитель делает вывод: Исследования показали, что многие великие люди обладали головным мозгом массой, меньшей среднестатистического веса. (Среднее значение массы головного мозга человека равно 1310 г). Поэтому величина головного мозга никак не влияет на гениальные способности человека.
Казалось бы, чем больше головной мозг – тем больше нейронов и мозг становится способным выполнять более сложные задачи. Но сами по себе нейроны по отдельности не работают, а только в совокупности отделов.
– Наш урок близится к завершению
Выполните тест по теме урока:
Тест по теме " Головной мозг".
1.Головной мозг человека состоит из:
А) ствола
Б) мозжечка
В) полушарий головного мозга
Г) моста
2.Отделы ствола:
А) продолговатый мозг
Б) мозжечок
В) мост
Г) средний мозг
Д) промежуточный мозг
3.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:
А) продолговатый мозг
Б) промежуточный мозг
В) мост
Г) средний мозг
4.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:
А) продолговатый мозг
Б) промежуточный мозг
В) мост
Г) средний мозг
5.Обеспечивает изменение величины зрачка:
А) продолговатый мозг
Б) промежуточный мозг
В) мост
Г) средний мозг
Слайд Ответы к тесту
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.