Тема: «Христианская семья и ее ценности»
Оценка 4.6

Тема: «Христианская семья и ее ценности»

Оценка 4.6
docx
13.12.2022
Тема: «Христианская семья и ее ценности»
урок по орксэ.docx

 

 

Тема: «Христианская семья и ее ценности»

Цель продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье

Задачи: формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях;

воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям;

способствовать развитию творческих способностей учащихся 

Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентация «Семья. Семейные ценности», учебник «Основы православной культуры» для 4 класса под ред. А.В.Бородиной. Выставка иллюстраций о семье, рисунков детей «Наша дружная семья».

 

Ход урока

Слайд 1-2

Организационный момент

Учитель - Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.

Сообщение темы урока

Учитель -Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте. Доскажите словечко.

Слайд 3

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? Что такое семья?

Семья – мама и папа, братья и сёстры – играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры.

Словарная работа

Слайд 4

Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова. 

(Семья – группа живущих вместе близких родственников)

Слайд 5-7

Учитель - Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему.   Л.Н. Толстой

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира.  А.С.Макаренко

Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. В.А.Сухомлинский

Как вы понимаете эти слова?

 

Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

Слайд 8

Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья» 

Ученик - Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».

Учитель - Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

Дети называют качества, учитель прикрепляет к магнитной доске названия качеств.

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Запомните, ребята, эту легенду.

На основании этих качеств составьте,  какие правила должны быть в семье:

Слайд 9

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей, и т. д.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы.

Ученик -

Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!

Слайд 10

 

Сочинение :  «Моя семья».   Учащиеся зачитывают свои работы.

Слайд 11

Читают дети по порядку;

Каждая семья интересна по-своему. 
В каждой семье есть чему поучиться.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы.

Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

 

Слайд 12

 

Знакомство с повестью о Петре и Февронии 

Учитель - Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.

Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся.

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.  Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.  Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

Слайд 13

 

День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

Ученики-

Когда-то о нем не слыхала Земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я»

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я — тихо молвила Ева. — Я, я».

Сказала она знаменитых семь «я»...

Вот так на Земле появилась семья

 

Слайд 14-15

 

Учитель - Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке» Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом

Любовь - основа основ семьи и православия.

 

Учитель - С момента появления первого человека на Земле люди объединяются в семьи (в общины)- И это не случайно, так как только в семье человек способен получить настоящее счастье: счастье труда, заботы о ближнем, счастье человеческого общения и материнства.


Недаром существует русская поговорка: «Семья — награда, что дороже клада». Никакой клад не способен заменить ни родителей, ни братьев, ни сестер, ни детей. Крепкая дружная семья — результат человеческого труда, человеческих усилий. Семью закаляет труд, сплачивает праздник.

Слайд 16

 

О семье сложено много пословиц. Давайте мы с вами сейчас дополним пословицы:

«На что и клад, коли в семье лад».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Вместе тошно, а врозь скучно».

«Любовь да совет — так и горя нет».

«Семья — печка: как холодно, все к ней собираются».


Ученик.

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечает папа: «Не было тебя».
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?

Родословная

Слайд 17


Учитель - Каждая семья имеет свою родословную.


Родословная — это перечень поколений одного рода.


Род — ряд поколений; происходящих от одного предка.


Предок — древний родственник по роду.


Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков.


Учитель. Ребята кто из вас  подготовил свое семейное дерево.  (Дети выходят и рассказывают )

 

 Реликвии
Слайд 18


Учитель - В каждой семье есть свои реликвии, т. е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение.

Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.

Давайте вспомним  и расскажем  хотя бы об одной из реликвий, хранящихся в вашей семье.( рассказ детей)

Слайд 19-20

 

Учитель - Фамильный, семейный герб - символ семьи. Он показывает интересы, увлечения, желания членов семьи, рассказывает о прошлом, настоящем семьи, предсказывает будущее.

Сам обычай создавать семейный герб - родился не на пустом месте. Древние народы выбирали себе символы в качестве отличительных знаков. Но начало созданию особой геральдической символики положили рыцарские походы. В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба. Такими символами на своих гербах люди гордились и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические деяния предков.

В последствие, этих рисунков – символов появилось так много, что пришлось их упорядочить и даже установить специальные правила. А раз появились правила, то родилась и специальная дисциплина, их регулирующая. Геральдика.

Но ещё интереснее составлять собственный герб.

( Защита  семейных гербов )

 

- Учитель - Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

Слайд 21

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Семья.

Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.

Семья.

Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.

А сейчас мы вместе с вами оценим свою работу на уроке.

1. Как ты работал?

2. Что взял нового для себя?

3. Чем хотел бы поделится с родителями?

Слайд 22

А теперь я открою ваш конверт откровений , и зачитаю вашу анкету

 

Слайд 23

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Конверт откровений

 

Я злюсь, когда мои родители

__________________________________

Я радуюсь, когда мои родители

__________________________________

Я счастлив, когда _______________________

__________________________________

Я переживаю, когда _____________________

__________________________________

Я возмущаюсь, когда ____________________

__________________________________

Мои родители – это _____________________

__________________________________

Я хочу, чтобы мои родители ________________

__________________________________

Мои родители меня _____________________

__________________________________

Я боюсь, когда мои родители_ ______________

__________________________________

Мне приятно, когда мои родители ____________

__________________________________

Я надеюсь, что мои родители _______________

__________________________________

Самый счастливый  день в нашей семьи, когда____

__________________________________

Я не люблю, когда взрослые ________________

__________________________________

Дома я стараюсь _______________________

__________________________________

Мне плохо, когда меня ___________________

__________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Христианская семья и ее ценности»

Тема: «Христианская семья и ее ценности»

Слайд 5-7 Учитель - Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему

Слайд 5-7 Учитель - Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему

Ученик - Папа в зеркало глядит:

Ученик - Папа в зеркало глядит:

Учитель - Семья – это школа любви

Учитель - Семья – это школа любви

Кто платье сошьет, постирает белье,

Кто платье сошьет, постирает белье,

Слайд 16 О семье сложено много пословиц

Слайд 16 О семье сложено много пословиц

Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие…

Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие…

Они указывали на древность рода и героические деяния предков

Они указывали на древность рода и героические деяния предков

Слайд 23 ПРИЛОЖЕНИЕ:

Слайд 23 ПРИЛОЖЕНИЕ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022