Тема: «Христианская семья и ее ценности»
Цель продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье
Задачи: формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях;
воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям;
способствовать развитию творческих способностей учащихся
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентация «Семья. Семейные ценности», учебник «Основы православной культуры» для 4 класса под ред. А.В.Бородиной. Выставка иллюстраций о семье, рисунков детей «Наша дружная семья».
Ход урока
Слайд 1-2
Организационный момент
Учитель - Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.
Сообщение темы урока
Учитель -Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте. Доскажите словечко.
Слайд 3
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ)
Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? Что такое семья?
Семья – мама и папа, братья и сёстры – играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры.
Словарная работа
Слайд 4
Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова.
(Семья – группа живущих вместе близких родственников)
Слайд 5-7
Учитель - Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему. Л.Н. Толстой
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А.С.Макаренко
Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. В.А.Сухомлинский
Как вы понимаете эти слова?
Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)
О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.
Слайд 8
Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья»
Ученик - Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».
Учитель - Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)
Дети называют качества, учитель прикрепляет к магнитной доске названия качеств.
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Запомните, ребята, эту легенду.
На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье:
Слайд 9
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей, и т. д.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Ученик -
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!
Слайд 10
Сочинение : «Моя семья». Учащиеся зачитывают свои работы.
Слайд 11
Читают дети по порядку;
Каждая семья интересна по-своему.
В каждой семье есть чему поучиться.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Слайд 12
Знакомство с повестью о Петре и Февронии
Учитель - Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.
Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.
Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся.
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.
Слайд 13
День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.
Ученики-
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я — тихо молвила Ева. — Я, я».
Сказала она знаменитых семь «я»...
Вот так на Земле появилась семья
Слайд 14-15
Учитель - Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке» Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом
Любовь - основа основ семьи и православия.
Учитель - С момента появления первого человека на Земле люди объединяются в семьи (в общины)- И это не случайно, так как только в семье человек способен получить настоящее счастье: счастье труда, заботы о ближнем, счастье человеческого общения и материнства.
Недаром существует русская поговорка: «Семья — награда, что дороже клада».
Никакой клад не способен заменить ни родителей, ни братьев, ни сестер, ни
детей. Крепкая дружная семья — результат человеческого труда, человеческих
усилий. Семью закаляет труд, сплачивает праздник.
Слайд 16
О семье сложено много пословиц. Давайте мы с вами сейчас дополним
пословицы:
«На что и клад, коли в семье лад».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Вместе тошно, а врозь скучно».
«Любовь да совет — так и горя нет».
«Семья — печка: как холодно, все к ней собираются».
Ученик.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечает папа: «Не было тебя».
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?
Родословная
Слайд 17
Учитель - Каждая семья имеет свою родословную.
Родословная — это перечень поколений одного рода.
Род — ряд поколений; происходящих от одного предка.
Предок — древний родственник по роду.
Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на
две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится
на две меньшие ветви. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо
знать своих предков.
Учитель. Ребята кто из вас подготовил свое семейное дерево. (Дети
выходят и рассказывают )
Реликвии
Слайд 18
Учитель - В каждой семье есть свои реликвии, т. е. вещи, которые
хранятся и передаются из поколения в поколение.
Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет,
а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о
дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на
видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке
или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в
кладовке, на даче.
Давайте вспомним и расскажем хотя бы об одной из реликвий, хранящихся в вашей
семье.( рассказ детей)
Слайд 19-20
Учитель - Фамильный, семейный герб - символ семьи. Он показывает интересы, увлечения, желания членов семьи, рассказывает о прошлом, настоящем семьи, предсказывает будущее.
Сам обычай создавать семейный герб - родился не на пустом месте. Древние народы выбирали себе символы в качестве отличительных знаков. Но начало созданию особой геральдической символики положили рыцарские походы. В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба. Такими символами на своих гербах люди гордились и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические деяния предков.
В последствие, этих рисунков – символов появилось так много, что пришлось их упорядочить и даже установить специальные правила. А раз появились правила, то родилась и специальная дисциплина, их регулирующая. Геральдика.
Но ещё интереснее составлять собственный герб.
( Защита семейных гербов )
- Учитель - Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.
Слайд 21
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – существительное. Семья
2 строчка – два прилагательных. Какая она?
3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?
4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью
Дети пишут по группам и озвучивают. Например:
Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.
Семья.
Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.
А сейчас мы вместе с вами оценим свою работу на уроке.
1. Как ты работал?
2. Что взял нового для себя?
3. Чем хотел бы поделится с родителями?
Слайд 22
А теперь я открою ваш конверт откровений , и зачитаю вашу анкету
Слайд 23
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Конверт откровений
Я злюсь, когда мои родители
__________________________________
Я радуюсь, когда мои родители
__________________________________
Я счастлив, когда _______________________
__________________________________
Я переживаю, когда _____________________
__________________________________
Я возмущаюсь, когда ____________________
__________________________________
Мои родители – это _____________________
__________________________________
Я хочу, чтобы мои родители ________________
__________________________________
Мои родители меня _____________________
__________________________________
Я боюсь, когда мои родители_ ______________
__________________________________
Мне приятно, когда мои родители ____________
__________________________________
Я надеюсь, что мои родители _______________
__________________________________
Самый счастливый день в нашей семьи, когда____
__________________________________
Я не люблю, когда взрослые ________________
__________________________________
Дома я стараюсь _______________________
__________________________________
Мне плохо, когда меня ___________________
__________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.