Тема: «Использование современных образовательных технологий
в МБДОУ»
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Перечень подходов и классификации педагогических технологий постоянно расширяется. В целом наблюдается тенденция совершенствования технологий. Растёт их разнообразие, увеличивается возможность их взаимопроникновения, интеграции с другими технологиями.
Мы широко используем в деятельности с детьми современные технологии: ТРИЗ, проектные, здоровьесберегающие, ИКТ и другие, но я остановлюсь на некоторых, а также опишу интеграцию технологий.
Теория решения изобретательских задач и методы развития творческого воображения:
С детьми трех лет мы включаем в образовательную деятельность работу с картиной, игры РТВ. Разработан алгоритм работы с картиной. Перечень картин составлен методической службой в соответствии с возрастом и лексическими темами.
С детьми постарше педагоги занимаются составлением сравнений и загадок, метафор и созданием лимериков. Приведу примеры загадок, придуманных детьми: Серый, как мышь, зубастый как тигр, быстрый, но не заяц (волк). Плавает, но не пароход, ныряет, но не рыба, в нём живут, но это не дом (подводная лодка). Пример лимерика — Если бы у Красной Шапочки, были бы хрустальные тапочки, то б она не гуляла по лесу, а превратилась бы в принцессу. Вот такие чудеса.
Самостоятельно изготовленные пособия: круги Луллия и системный оператор используем в деятельности с детьми.
Включаем детей в работу с противоречиями. Выстраивается система от простого к сложному. 1 шаг- дети подбирают слова с противоположным значением, т. е. антонимы, дают противоположные характеристики героев сказок и художественных произведений. 2 шаг- дети учатся выявлять проблемы и формулировать противоречия. 3 шаг — узнают о приёмах разрешения противоречий, дают им обозначения, а затем выбирают наиболее оптимальный.
Информационно-коммуникативные технологии.
К современному педагогу предъявляются требования владеть ИКТ, соответственно ему необходимо обучаться и развиваться в данном направлении.
Педагоги проходят курсы по данной технологии, составляют презентации к своим выступлениям на педагогических олимпах и педсоветах, создают сайты педагога, сейчас делают более сложные мультимедийные презентации с заданиями для детей, с различной анимацией, детям очень нравиться и мы пошли дальше. Научились делать мультфильмы и стали создавать их вместе с детьми. Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающими пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Мы сделали вывод: Мультфильм — может использоваться как трансляция опыта в новой, интересной форме, доступной пониманию.
Мы, педагоги используем технологию проектной деятельности, и я позволю себе некое образное сравнение: проект — как воронка, затягивает детей, педагогов, родителей; все идеи, знания, умения — всё льётся в неё и вытекает результат.
Мотивация на деятельность может быть различной: внесение нового предмета в группу как детьми, так и педагогами, интересные вопросы, наблюдения и т. д.
Воронка завертелась, стала засасывать может надолго, а может и нет, ведь проекты бывают долгосрочные и кратковременные, и результат вытекает тоже разный. Это может быть доклад, книга — сделанная совместно детьми и воспитателями; изобретение (схема или действующая модель); музей (с экскурсиями проводимыми детьми); мультфильм.
Наши дети посещают дополнительные образовательные услуги, одной из которых является степ-аэробика. Внесение нового атрибута (степа) вызвало у детей большой интерес и желание узнать о нём и научиться степ-аэробике. Всё что мы с детьми узнали о степах и о данном виде спорта мы включили в мультфильм.
Итак — мультфильм, как результат проекта, а заодно и участие в творческом конкурсе «Мой любимый вид спорта» фестиваля ДРОЗД.
Современные требования к педагогам и системе образования диктуют постоянное участие в различных фестивалях, конкурсах с детьми. Мы регулярно участвуем в конкурсах проектов «Я-исследователь», «Я-познаю мир», «Мой проект». Участие детей в конкурсах это мощный всплеск эмоций, они радуются, расстраиваются и даже плачут. Выигравший ребёнок может зазнаться, а проигравший переживает нешуточное потрясение. Многие педагоги говорят, зачем это надо? Давайте задумаемся — как скажется ограждение от конкурсов и соревнований на развитие эмоционального и социального интеллекта ребёнка? Александр Савенков говорит: опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний чрезвычайно важен для дальнейшей жизни ребёнка, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе конкурсного соревнования у ребёнка формируется собственное представление о своих возможностях, он самоутверждается, учится выигрывать и, что особенно важно — проигрывать.
Работа над проектом конечно, очень интересная, но требует много умений и знаний от педагога. Умений заинтересовать детей и поддерживать интерес, создать среду. В наших группах есть центры проектной деятельности, в которых отражается тема проекта, его содержание, на каком этапе находится данный проект, кто из детей, чем занимается для его реализации. Результат проекта необходимо оформить, и это требует особых умений от педагога. И конечно, если мы говорим о мультфильме, помимо владения компьютером, знания программы по созданию мультфильма, требует много времени - это очень кропотливое занятие. Но результат превосходит все ожидания. Особенно когда работает дружный, творческий детский и педагогический коллектив.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.