Противодействие жестокому обращению
Оценка 4.6

Противодействие жестокому обращению

Оценка 4.6
rtf
05.12.2023
Противодействие жестокому обращению
Противодйствие жестокому обращ.rtf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОАГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ

МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К. ЖУКОВА»

 

Организация работы школы по противодействию жестокому обращению с детьми

 

      Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают его правам и благополучию.

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на него со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей.

Выделяют эмоциональное (или психологическое), физическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение нуждами ребенка. Чтобы легче было дифференцировать наблюдаемые симптомы у ученика, а также доступно донести информацию в процессе проведения бесед с родителями, допускающими жестокое обращение с детьми, в своей работе мы используем таблицу (табл. 1). Она составлена на основе материалов, представленных на курсах «Работа психолога кризисного центра» в Институте практической психологии И.А. Алексеевой (психолог-консультант, генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги»).

Таблица 1

Виды насилия и его влияние на детей

Виды насилия

 Проявления

Последствия для детей

Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, неопытность, психические болезни) и без таковых

 

      Оставление ребенка без присмотра;

      не предоставление ребенку медицинской помощи;

      отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

      отсутствие возможности получения адекватного образования.

Основные формы:

      отказ от ребенка;

      недостаток заботы;

      отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены;

      нехватка медицинской помощи;

      недостаток соответствующего образования;

      недостаток необходимого питания;

      нехватка необходимого крова

 

Дети дошкольного возраста:

-                                                    • маленький вес и низкий рост;

-                                                    • микроцефалия;

-                                                    • задержка речевого развития;

-                                                    • плохое внимание;

-                                                    • эмоциональная незрелость;

-                                                    • гиперактивность;

-                                                    • агрессивность;

-                                                    • неопрятность;

-                                                    • неразборчивое дружелюбие.

Дети младшего школьного возраста:

• энурез, энкопрез;

• трудности в обучении;

• плохое внимание;

• отсутствие уверенности в себе;

• гиперактивность;

агрессивность;

• склонность к уединению;

• плохие взаимоотношения с другими;

• деструктивное поведение.

 Подростки:

• отставание в весе и росте или ожирение;

• частые заболевания;

• неопрятность;

• задержка полового развития;

• плохая способность к обучению;

• пропуски занятий;

• раннее вовлечение в употребление алкоголя, токсических веществ

Эмоциональное (психическое) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития

 

     Угрозы, запугивание;

     оскорбления, крики;

     брань, унижение человеческого достоинства;

     ложь, обман ребенка;

     завышенные требования, не соответствующие возрасту;

     принуждение к нахождению в одиночестве, отвержение ребенка;

     негативное оценивание с акцентированием на недостатках;

     лишение родительской любви, заботы и безопасности

Дети дошкольного возраста:

-                            • страхи;

-                            • задержка физического, умственного и эмоционально-волевого развития;

-                            • беспокойная привязанность;

-                            • чувство вины, стыда;

-                            • синдром навязчивых движений (сосание пальцев, вырывание волос и т. д.).

Дети младшего школьного возраста:

-                            • эмоциональная незрелость;

-                            • неуспешность в учебной деятельности;

-                            • агрессивность;

-                            • низкая самооценка;

-                            • противоречивый стиль поведения.

Подростки:

• фобии;

• депрессии;

• аффективно-тревожное восприятие одиночества;

• академическая неуспеваемость;

• дисгармоничность в отношениях;

• коммуникативная некомпетентность;

• нарушение самосознания и идентичности;

• неконтролируемое аффективное поведение

Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни

 

     Избиение;

     пощечины;

     прижигания;

     удушение;

     утопление;

     дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты;

     заточение с лишением еды и питья;

     лишение теплой одежды (выгоняют на мороз);

     другие нарушения режима с принуждением к исполнению приказов

 

Дети дошкольного возраста:

• страхи;

• беспокойство;

• ЗПР;

• чувство беспомощности;

• отсутствие сопротивления, смирение;

• аутоэротические действия (раскачивание, сосание пальца).

Дети младшего школьного возраста:

• страхи;

• «эмоциональная тупость»;

• эмоциональная неустойчивость;

• амбивалентные чувства к взрослым;

• нарушение познавательной деятельности;

• стигматизация;

• девиации.

Подростки:

• депрессии;

• посттравматическое стрессовое расстройство (далее – ПТСР);

• академическая неуспеваемость;

• нарушение межличностных отношений;

• низкая самооценка;

• аутоагрессивное поведение;

• девиантное поведение

Сексуальное насилие (злоупотребление детьми) – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды

 

     Ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка;

     рассматривание половых органов ребенка;

     принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека;

     эксгибиционизм;

     вуайеризм;

     притеснение ребенка смущающими взглядами и сексуальными высказываниями;

     порнография (принуждение ребенка рассматривать порнографические снимки);

     мастурбация в присутствии ребенка;

     инцест;

     изнасилование;

     принудительная проституция

 

Дети дошкольного возраста:

• ночные кошмары, страхи;

• самообвинения;

• отставание в речевом и интеллектуальном развитии;

• нарушение привязанности;

• замкнутость;

• регрессивное поведение;

• агрессия, гнев;

• аутоэротические действия;

• сексуализированное поведение.

Дети младшего школьного возраста:

• страхи;

• низкая самооценка;

• школьная неуспеваемость;

• нарушение базового доверия;

• открытость границ;

• поведенческий диапазон от регрессии до псевдовзрослости;

• сексуализированное поведение.

Подростки:

фобии;

• депрессия;

• ПТСР;

• побеги из дома;

• низкая самооценка (стигматизация);

• суицидальные попытки и мысли;

• употребление наркотиков и алкоголя;

• проституция, промискуитет

Комплексное насилие – сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих социальную адаптацию

Последствия комплексного насилия:

Если преобладало эмоциональное насилие, то оказывалось более сильное влияние на интеллект детей, их школьную успеваемость, на личностные и межличностные отношения, формировался тип личности «маленький неудачник».

Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессия, отсутствие доверия, садистские наклонности, антисоциальное поведение.

Если преобладало сексуальное насилие, связанное с ранним сексуальным опытом, действиями, совершенными вопреки желаниям детей, то это выражалось в нарушении сексуального развития детей, их половой идентификации и сексуальных установок, в развитии ПТСР и заниженной самооценки, агрессивности, насильственном поведении

 

 

Чтобы помочь ребенку, который стал жертвой насилия, необходимо реализовать систему работы, включающую диагностику, психологическую помощь, психокоррекцию, реабилитацию. Технология предполагает:

•    работу с ребенком и родителями (первичное интервью);

•    диагностику последствий насилия и личностных особенностей;

•    разработку и внедрение психокоррекционных программ;

•    повторную диагностику и оценку состояния ребенка;

•    сопровождение детей и их семей.

            Педагоги ОО чаще сталкиваются с проявлением в отношении детей эмоционального (психологического) и физического насилия со стороны родителей. В таком случае родители (законные представители) приглашаются на индивидуальную беседу с социальным педагогом и педагогом-психологом. Специалисты предоставляют родителям информацию в рамках своих должностных инструкцийНеисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Данная семья находится на контроле специалистов службы в период всего обучения детей в школе. В отношении ребенка осуществляются меры социально-психологической помощи и поддержки.

Таблица 2

План мероприятий по противодействию жестокому обращению с детьми

Содержание мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся и педагогами по противодействию жестокому обращению с детьми, по защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации, с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб

В течение года

 

Руководитель ОО

Включение в план работы «Родительского всеобуча» вопросы по проблемам:

• противодействия жестокому обращению с детьми;

• предотвращения конфликтных ситуаций в образовательной среде;

• профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних;

• оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и защита их прав;

• работы служб «Телефона доверия»

Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов к новым условиям обучения

Октябрь-декабрь

Педагог-психолог

Обучение учащихся навыкам психологической адаптации

Организация и проведение мониторинга «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду

Октябрь-ноябрь

Осуществление по итогам мониторинга соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися

В течение года

 

Социально-психологическая служба ОО

Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми

Педагог-психолог

Социальный педагог

Ориентация деятельности социально-психологических служб на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды, межличностных отношений, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье

Разработка информационных, методических материалов для родителей и педагогических работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т. д.) о построении взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействии жестокому обращению, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказании помощи в трудной жизненной ситуации

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Размещение на стендах в образовательных учреждениях информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб

 

 

 Мы используем две методики: «Чувства, преобладающие в школе» и методику диагностики тревожности у подростков (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан). После получения результатов в обязательном порядке на индивидуальную консультацию приглашаются родители обучающихся, показавших высокий уровень тревожности или чрезмерное спокойствие. В процессе консультации родителей знакомят с результатами, обсуждаются возможные или явные причины, которые привели к подобной ситуации, определяются пути совместной работы родителей и школы по преодолению кризиса. В сложных случаях родители направляются в другие учреждения психологического и медицинского профиля для оказания глубокой комплексной помощи.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оставление ребенка без присмотра; • не предоставление ребенку медицинской помощи; • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); • отсутствие возможности получения адекватного образования

Оставление ребенка без присмотра; • не предоставление ребенку медицинской помощи; • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); • отсутствие возможности получения адекватного образования

Угрозы, запугивание; • оскорбления, крики; • брань, унижение человеческого достоинства; • ложь, обман ребенка; • завышенные требования, не соответствующие возрасту; • принуждение к нахождению в…

Угрозы, запугивание; • оскорбления, крики; • брань, унижение человеческого достоинства; • ложь, обман ребенка; • завышенные требования, не соответствующие возрасту; • принуждение к нахождению в…

Избиение; • пощечины; • прижигания; • удушение; • утопление; • дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты; • заточение с лишением еды…

Избиение; • пощечины; • прижигания; • удушение; • утопление; • дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты; • заточение с лишением еды…

Ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка; • рассматривание половых органов ребенка; • принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека; •…

Ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка; • рассматривание половых органов ребенка; • принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека; •…

Комплексное насилие – сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что…

Комплексное насилие – сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что…

Таблица 2 План мероприятий по противодействию жестокому обращению с детьми

Таблица 2 План мероприятий по противодействию жестокому обращению с детьми

Организация и проведение мониторинга «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду

Организация и проведение мониторинга «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду

сложных случаях родители направляются в другие учреждения психологического и медицинского профиля для оказания глубокой комплексной помощи.

сложных случаях родители направляются в другие учреждения психологического и медицинского профиля для оказания глубокой комплексной помощи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2023