МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОАГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ
МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К. ЖУКОВА»
Организация работы школы по противодействию жестокому обращению с детьми
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают его правам и благополучию.
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на него со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей.
Выделяют эмоциональное (или психологическое), физическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение нуждами ребенка. Чтобы легче было дифференцировать наблюдаемые симптомы у ученика, а также доступно донести информацию в процессе проведения бесед с родителями, допускающими жестокое обращение с детьми, в своей работе мы используем таблицу (табл. 1). Она составлена на основе материалов, представленных на курсах «Работа психолога кризисного центра» в Институте практической психологии И.А. Алексеевой (психолог-консультант, генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги»).
Таблица 1
Виды насилия и его влияние на детей
Виды насилия |
Проявления |
Последствия для детей |
Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, неопытность, психические болезни) и без таковых
|
• Оставление ребенка без присмотра; • не предоставление ребенку медицинской помощи; • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); • отсутствие возможности получения адекватного образования. Основные формы: • отказ от ребенка; • недостаток заботы; • отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены; • нехватка медицинской помощи; • недостаток соответствующего образования; • недостаток необходимого питания; • нехватка необходимого крова
|
Дети дошкольного возраста: - • маленький вес и низкий рост; - • микроцефалия; - • задержка речевого развития; - • плохое внимание; - • эмоциональная незрелость; - • гиперактивность; - • агрессивность; - • неопрятность; - • неразборчивое дружелюбие. Дети младшего школьного возраста: • энурез, энкопрез; • трудности в обучении; • плохое внимание; • отсутствие уверенности в себе; • гиперактивность; • агрессивность; • склонность к уединению; • плохие взаимоотношения с другими; • деструктивное поведение. Подростки: • отставание в весе и росте или ожирение; • частые заболевания; • неопрятность; • задержка полового развития; • плохая способность к обучению; • пропуски занятий; • раннее вовлечение в употребление алкоголя, токсических веществ |
Эмоциональное (психическое) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития
|
• Угрозы, запугивание; • оскорбления, крики; • брань, унижение человеческого достоинства; • ложь, обман ребенка; • завышенные требования, не соответствующие возрасту; • принуждение к нахождению в одиночестве, отвержение ребенка; • негативное оценивание с акцентированием на недостатках; • лишение родительской любви, заботы и безопасности |
Дети дошкольного возраста: - • страхи; - • задержка физического, умственного и эмоционально-волевого развития; - • беспокойная привязанность; - • чувство вины, стыда; - • синдром навязчивых движений (сосание пальцев, вырывание волос и т. д.). Дети младшего школьного возраста: - • эмоциональная незрелость; - • неуспешность в учебной деятельности; - • агрессивность; - • низкая самооценка; - • противоречивый стиль поведения. Подростки: • фобии; • депрессии; • аффективно-тревожное восприятие одиночества; • академическая неуспеваемость; • дисгармоничность в отношениях; • коммуникативная некомпетентность; • нарушение самосознания и идентичности; • неконтролируемое аффективное поведение |
Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни
|
• Избиение; • пощечины; • прижигания; • удушение; • утопление; • дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты; • заточение с лишением еды и питья; • лишение теплой одежды (выгоняют на мороз); • другие нарушения режима с принуждением к исполнению приказов
|
Дети дошкольного возраста: • страхи; • беспокойство; • ЗПР; • чувство беспомощности; • отсутствие сопротивления, смирение; • аутоэротические действия (раскачивание, сосание пальца). Дети младшего школьного возраста: • страхи; • «эмоциональная тупость»; • эмоциональная неустойчивость; • амбивалентные чувства к взрослым; • нарушение познавательной деятельности; • стигматизация; • девиации. Подростки: • депрессии; • посттравматическое стрессовое расстройство (далее – ПТСР); • академическая неуспеваемость; • нарушение межличностных отношений; • низкая самооценка; • аутоагрессивное поведение; • девиантное поведение |
Сексуальное насилие (злоупотребление детьми) – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды
|
• Ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка; • рассматривание половых органов ребенка; • принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека; • эксгибиционизм; • вуайеризм; • притеснение ребенка смущающими взглядами и сексуальными высказываниями; • порнография (принуждение ребенка рассматривать порнографические снимки); • мастурбация в присутствии ребенка; • инцест; • изнасилование; • принудительная проституция
|
Дети дошкольного возраста: • ночные кошмары, страхи; • самообвинения; • отставание в речевом и интеллектуальном развитии; • нарушение привязанности; • замкнутость; • регрессивное поведение; • агрессия, гнев; • аутоэротические действия; • сексуализированное поведение. Дети младшего школьного возраста: • страхи; • низкая самооценка; • школьная неуспеваемость; • нарушение базового доверия; • открытость границ; • поведенческий диапазон от регрессии до псевдовзрослости; • сексуализированное поведение. Подростки: • фобии; • депрессия; • ПТСР; • побеги из дома; • низкая самооценка (стигматизация); • суицидальные попытки и мысли; • употребление наркотиков и алкоголя; • проституция, промискуитет |
Комплексное насилие – сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих социальную адаптацию |
Последствия комплексного насилия: Если преобладало эмоциональное насилие, то оказывалось более сильное влияние на интеллект детей, их школьную успеваемость, на личностные и межличностные отношения, формировался тип личности «маленький неудачник». Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессия, отсутствие доверия, садистские наклонности, антисоциальное поведение. Если преобладало сексуальное насилие, связанное с ранним сексуальным опытом, действиями, совершенными вопреки желаниям детей, то это выражалось в нарушении сексуального развития детей, их половой идентификации и сексуальных установок, в развитии ПТСР и заниженной самооценки, агрессивности, насильственном поведении
|
Чтобы помочь ребенку, который стал жертвой насилия, необходимо реализовать систему работы, включающую диагностику, психологическую помощь, психокоррекцию, реабилитацию. Технология предполагает:
• работу с ребенком и родителями (первичное интервью);
• диагностику последствий насилия и личностных особенностей;
• разработку и внедрение психокоррекционных программ;
• повторную диагностику и оценку состояния ребенка;
• сопровождение детей и их семей.
Таблица 2
План мероприятий по противодействию жестокому обращению с детьми
Содержание мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные |
Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся и педагогами по противодействию жестокому обращению с детьми, по защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации, с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб |
В течение года
|
Руководитель ОО |
Включение в план работы «Родительского всеобуча» вопросы по проблемам: • противодействия жестокому обращению с детьми; • предотвращения конфликтных ситуаций в образовательной среде; • профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних; • оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и защита их прав; • работы служб «Телефона доверия» |
||
Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов к новым условиям обучения |
Октябрь-декабрь |
Педагог-психолог |
Обучение учащихся навыкам психологической адаптации |
||
Организация и проведение мониторинга «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду |
Октябрь-ноябрь |
|
Осуществление по итогам мониторинга соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися |
В течение года
|
Социально-психологическая служба ОО |
Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми |
Педагог-психолог Социальный педагог |
|
Ориентация деятельности социально-психологических служб на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды, межличностных отношений, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье |
||
Разработка информационных, методических материалов для родителей и педагогических работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т. д.) о построении взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействии жестокому обращению, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказании помощи в трудной жизненной ситуации |
Педагог-психолог, Социальный педагог |
|
Размещение на стендах в образовательных учреждениях информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб |
|
Мы используем две методики: «Чувства, преобладающие в школе» и методику диагностики тревожности у подростков (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан). После получения результатов в обязательном порядке на индивидуальную консультацию приглашаются родители обучающихся, показавших высокий уровень тревожности или чрезмерное спокойствие. В процессе консультации родителей знакомят с результатами, обсуждаются возможные или явные причины, которые привели к подобной ситуации, определяются пути совместной работы родителей и школы по преодолению кризиса. В сложных случаях родители направляются в другие учреждения психологического и медицинского профиля для оказания глубокой комплексной помощи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.