Противодействие жестокому обращению

  • rtf
  • 05.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Противодйствие жестокому обращ.rtf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОАГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ

МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К. ЖУКОВА»

 

Организация работы школы по противодействию жестокому обращению с детьми

 

      Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают его правам и благополучию.

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на него со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей.

Выделяют эмоциональное (или психологическое), физическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение нуждами ребенка. Чтобы легче было дифференцировать наблюдаемые симптомы у ученика, а также доступно донести информацию в процессе проведения бесед с родителями, допускающими жестокое обращение с детьми, в своей работе мы используем таблицу (табл. 1). Она составлена на основе материалов, представленных на курсах «Работа психолога кризисного центра» в Институте практической психологии И.А. Алексеевой (психолог-консультант, генеральный директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги»).

Таблица 1

Виды насилия и его влияние на детей

Виды насилия

 Проявления

Последствия для детей

Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, неопытность, психические болезни) и без таковых

 

      Оставление ребенка без присмотра;

      не предоставление ребенку медицинской помощи;

      отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

      отсутствие возможности получения адекватного образования.

Основные формы:

      отказ от ребенка;

      недостаток заботы;

      отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены;

      нехватка медицинской помощи;

      недостаток соответствующего образования;

      недостаток необходимого питания;

      нехватка необходимого крова

 

Дети дошкольного возраста:

-                                                    • маленький вес и низкий рост;

-                                                    • микроцефалия;

-                                                    • задержка речевого развития;

-                                                    • плохое внимание;

-                                                    • эмоциональная незрелость;

-                                                    • гиперактивность;

-                                                    • агрессивность;

-                                                    • неопрятность;

-                                                    • неразборчивое дружелюбие.

Дети младшего школьного возраста:

• энурез, энкопрез;

• трудности в обучении;

• плохое внимание;

• отсутствие уверенности в себе;

• гиперактивность;

агрессивность;

• склонность к уединению;

• плохие взаимоотношения с другими;

• деструктивное поведение.

 Подростки:

• отставание в весе и росте или ожирение;

• частые заболевания;

• неопрятность;

• задержка полового развития;

• плохая способность к обучению;

• пропуски занятий;

• раннее вовлечение в употребление алкоголя, токсических веществ

Эмоциональное (психическое) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития

 

     Угрозы, запугивание;

     оскорбления, крики;

     брань, унижение человеческого достоинства;

     ложь, обман ребенка;

     завышенные требования, не соответствующие возрасту;

     принуждение к нахождению в одиночестве, отвержение ребенка;

     негативное оценивание с акцентированием на недостатках;

     лишение родительской любви, заботы и безопасности

Дети дошкольного возраста:

-                            • страхи;

-                            • задержка физического, умственного и эмоционально-волевого развития;

-                            • беспокойная привязанность;

-                            • чувство вины, стыда;

-                            • синдром навязчивых движений (сосание пальцев, вырывание волос и т. д.).

Дети младшего школьного возраста:

-                            • эмоциональная незрелость;

-                            • неуспешность в учебной деятельности;

-                            • агрессивность;

-                            • низкая самооценка;

-                            • противоречивый стиль поведения.

Подростки:

• фобии;

• депрессии;

• аффективно-тревожное восприятие одиночества;

• академическая неуспеваемость;

• дисгармоничность в отношениях;

• коммуникативная некомпетентность;

• нарушение самосознания и идентичности;

• неконтролируемое аффективное поведение

Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни

 

     Избиение;

     пощечины;

     прижигания;

     удушение;

     утопление;

     дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты;

     заточение с лишением еды и питья;

     лишение теплой одежды (выгоняют на мороз);

     другие нарушения режима с принуждением к исполнению приказов

 

Дети дошкольного возраста:

• страхи;

• беспокойство;

• ЗПР;

• чувство беспомощности;

• отсутствие сопротивления, смирение;

• аутоэротические действия (раскачивание, сосание пальца).

Дети младшего школьного возраста:

• страхи;

• «эмоциональная тупость»;

• эмоциональная неустойчивость;

• амбивалентные чувства к взрослым;

• нарушение познавательной деятельности;

• стигматизация;

• девиации.

Подростки:

• депрессии;

• посттравматическое стрессовое расстройство (далее – ПТСР);

• академическая неуспеваемость;

• нарушение межличностных отношений;

• низкая самооценка;

• аутоагрессивное поведение;

• девиантное поведение

Сексуальное насилие (злоупотребление детьми) – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды

 

     Ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка;

     рассматривание половых органов ребенка;

     принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека;

     эксгибиционизм;

     вуайеризм;

     притеснение ребенка смущающими взглядами и сексуальными высказываниями;

     порнография (принуждение ребенка рассматривать порнографические снимки);

     мастурбация в присутствии ребенка;

     инцест;

     изнасилование;

     принудительная проституция

 

Дети дошкольного возраста:

• ночные кошмары, страхи;

• самообвинения;

• отставание в речевом и интеллектуальном развитии;

• нарушение привязанности;

• замкнутость;

• регрессивное поведение;

• агрессия, гнев;

• аутоэротические действия;

• сексуализированное поведение.

Дети младшего школьного возраста:

• страхи;

• низкая самооценка;

• школьная неуспеваемость;

• нарушение базового доверия;

• открытость границ;

• поведенческий диапазон от регрессии до псевдовзрослости;

• сексуализированное поведение.

Подростки:

фобии;

• депрессия;

• ПТСР;

• побеги из дома;

• низкая самооценка (стигматизация);

• суицидальные попытки и мысли;

• употребление наркотиков и алкоголя;

• проституция, промискуитет

Комплексное насилие – сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих социальную адаптацию

Последствия комплексного насилия:

Если преобладало эмоциональное насилие, то оказывалось более сильное влияние на интеллект детей, их школьную успеваемость, на личностные и межличностные отношения, формировался тип личности «маленький неудачник».

Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессия, отсутствие доверия, садистские наклонности, антисоциальное поведение.

Если преобладало сексуальное насилие, связанное с ранним сексуальным опытом, действиями, совершенными вопреки желаниям детей, то это выражалось в нарушении сексуального развития детей, их половой идентификации и сексуальных установок, в развитии ПТСР и заниженной самооценки, агрессивности, насильственном поведении

 

 

Чтобы помочь ребенку, который стал жертвой насилия, необходимо реализовать систему работы, включающую диагностику, психологическую помощь, психокоррекцию, реабилитацию. Технология предполагает:

•    работу с ребенком и родителями (первичное интервью);

•    диагностику последствий насилия и личностных особенностей;

•    разработку и внедрение психокоррекционных программ;

•    повторную диагностику и оценку состояния ребенка;

•    сопровождение детей и их семей.

            Педагоги ОО чаще сталкиваются с проявлением в отношении детей эмоционального (психологического) и физического насилия со стороны родителей. В таком случае родители (законные представители) приглашаются на индивидуальную беседу с социальным педагогом и педагогом-психологом. Специалисты предоставляют родителям информацию в рамках своих должностных инструкцийНеисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Данная семья находится на контроле специалистов службы в период всего обучения детей в школе. В отношении ребенка осуществляются меры социально-психологической помощи и поддержки.

Таблица 2

План мероприятий по противодействию жестокому обращению с детьми

Содержание мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с родителями (законными представителями) обучающихся и педагогами по противодействию жестокому обращению с детьми, по защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации, с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб

В течение года

 

Руководитель ОО

Включение в план работы «Родительского всеобуча» вопросы по проблемам:

• противодействия жестокому обращению с детьми;

• предотвращения конфликтных ситуаций в образовательной среде;

• профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних;

• оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и защита их прав;

• работы служб «Телефона доверия»

Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1-х, 5-х, 10-х классов к новым условиям обучения

Октябрь-декабрь

Педагог-психолог

Обучение учащихся навыкам психологической адаптации

Организация и проведение мониторинга «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду

Октябрь-ноябрь

Осуществление по итогам мониторинга соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися

В течение года

 

Социально-психологическая служба ОО

Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми

Педагог-психолог

Социальный педагог

Ориентация деятельности социально-психологических служб на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды, межличностных отношений, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье

Разработка информационных, методических материалов для родителей и педагогических работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т. д.) о построении взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействии жестокому обращению, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказании помощи в трудной жизненной ситуации

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Размещение на стендах в образовательных учреждениях информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб

 

 

 Мы используем две методики: «Чувства, преобладающие в школе» и методику диагностики тревожности у подростков (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан). После получения результатов в обязательном порядке на индивидуальную консультацию приглашаются родители обучающихся, показавших высокий уровень тревожности или чрезмерное спокойствие. В процессе консультации родителей знакомят с результатами, обсуждаются возможные или явные причины, которые привели к подобной ситуации, определяются пути совместной работы родителей и школы по преодолению кризиса. В сложных случаях родители направляются в другие учреждения психологического и медицинского профиля для оказания глубокой комплексной помощи.