Тема: «Исследование функции с помощью производной и построение графика».
Цели урока:
1. Образовательная – отработать умения систематизировать, обобщать при исследовании функции ее свойства, применять знания производной при построении графиков функции;
2. Развивающая – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, развитие зрительной памяти, математической речи учащихся.
3. Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания, воспитание культуры общения.
Оборудование: презентация, карточки – математическое лото.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
I.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение применения производной функции для построения графиков различных функций.
Так как урок сегодня необычный, то начать я хочу его с необыкновенных слов.
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
живопись – радовать глаз,
поэзия – пробуждать чувства,
философия – удовлетворять потребности разума, инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей!»
Морис Клайн
II. Мотивация
1. Данная тема является очень важной и значимой, т. к. в материалах ЕГЭ большое внимание уделяется заданиям, связанным с исследованием функции с помощью графика, с построением графика заданной функции.
Успешное изучение этой темы поможет вам хорошо сдать государственный экзамен по математике.
2. Составление кластера «Производная»
А работать мы будем под девизом: « Знания имей отличные, исследуя функции различные».
Оценочный лист:
Фамилия, Имя |
Домаш- нее задание |
Графи- ческий диктант |
Матема- тическое лото |
Истори- ческая справка |
Лабора- торная работа |
Итого-вая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся оценивают выполненную ими домашнюю работу.
«Кто смолоду делает и думает сам, тот становиться
потом, надежнее, крепче, умнее»
В. Шукшин.
Учащиеся оценивают выполнение ими домашнее задание.
2. Устная работа
Оцените, пожалуйста, ребята долю своего участия в устной работе. Активно поднимали руку, и вам удалось ответить правильно оценка «5», ваши ответы были правильными, но вы сомневались и стеснялись «4», были неточности «3», вы были пассивны «2».
3. Найти ошибку. Проверка теоретического материала. Отвечать должны только да или нет. ^ – верно, _ – неверно, есть ошибка.
1. Функция возрастает на [-7; 2) и (2; 8], значит, она возрастает на [-7; 8]. Верно ли?
2. Производная функции в точке х0 равна 0, значит х0 - критическая точка. Верно ли?
3. Производная функции не существует в точке х0, значит х0 - критическая точка. Верно ли?
4. Критическая точка является точкой экстремума. Верно ли?
5. Точка экстремума является критической точкой. Верно ли?
Проверка;
Проверка, 5 правильных ответов оценка «5», 4-«4», 3-«3», 2-0 оценка «2».
4. Игра «Математическое лото. На следующем этапе урока учащиеся группируются по 2 человека. Применяется раздаточный материал – математическое лото. Необходимо решить 9 примеров на нахождение производной функции. Результатом в каждой группе должен получиться график функции. Каждый график, дибо производной функции проверяется, и учащиеся называют свойства изображенного графика. По окончании выставляется оценка в оценочный лист
Правильные ответы
|
y′(x)=35(5x+23)6 |
|
|
|
y′(x)=4x3+4x |
|
y′(x)=5cos5x-3sin3x |
y′(x)=12(4x+0.5)2 |
Карточка №1.
y′(x)-? |
у = (5x+23)7
y′(x)-? |
y′(x)-? |
y′(x)-? |
y′(x)-? |
y′(x)-? |
y=tg x+x2
y′(x)-? |
y= sin 5x+cos3x
y′(x)-? |
y=(4x+0.5)3
y′(x)-? |
Неправильные ответы
.
|
y′(x)=6(5x+23)6 |
|
|
|
y′(x)=3x2+2 |
|
y′(x)=cos5x-sin3x |
y′(x)=4(4x+0.5)2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
О |
Д |
У |
М |
А |
Й |
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у= f(х) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка №2.
y′(x)-? |
y= (0.4x+25)8
y′(x)-? |
y′(x)-? |
y′(x)-? |
y′(x)-? |
y′(x)-? |
y=-2tg x+x3
y′(x)-? |
y=sin 3x+cos5x
y′(x)-? |
y=(6x-9.5)5
y′(x)-? |
y= f/ ( x)
Правильные ответы.
|
y′(x)=3.2(0.4x+25)7 |
|
|
|
y′(x)=6x5-6x |
|
y′(x)=3cos3x-5sin5x |
y′(x)=30(6x-9.5)4 |
Неправильные ответы
|
y′(x)=7(0.4x+25)7 |
|
|
|
y′(x)=5x4-3 |
|
y′(x)=cos3x-sin5x |
y′(x)=5(6x-9.5)2 |
Карточка № 3.
y′(x)-? |
у = (3х-10)5
y′(x)-? |
+ 4 х 8
y′(x)-? |
y′(x)-? |
у=
y′(x)-? |
у= х ( х2 – 7х)
y′(x)-? |
y= 3 ln x + x
y′(x)-? |
y= sin 2x + cos5x
y′(x)-? |
y=(6x+0.5)4
y′(x)-? |
Неправильные ответы
.
y′(x) =
3 sin |
y′(x)=5 (3x- 10)5 |
y′(x) = + 4x7 |
y′(x) = -2cos (2x + ) |
y′(x)= |
y′(x)=3x2 - 7 |
y′(x) = + x |
y′(x)=cos2x-sin5x |
y′(x)=4(6x+0.5)3 |
Правильные ответы
y′(x) =
- sin
|
y′(x)=15 (3x- 10)4 |
y′(x) = + 32x7 |
y′(x) = 2cos (2x + ) |
y′(x)= |
y′(x)=3x2 – 14х |
y′(x) = + 1 |
y′(x)=cos2x-sin5x |
y′(x)=4(6x+0.5)3 |
у = f (x)
5. Из истории дифференциального исчисления
1. В 1679 году этот учёный находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории интегральных и дифференциальных исчислений. (Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 15 апреля 1707, Базель, Швейцария — 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) — швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук)
2. И вот в 18 веке величайший математик ….создал теорию дифференциальных и интегральных исчислений, и в таком виде она изучается и по сей день.
(Ферма Пьер (1601—1665), французский математик. Математика всегда оставалась для Ферма лишь хобби, и тем не менее он заложил основы многих её областей — аналитической геометрии, исчисления бесконечно малых, дифференциальных уравнений, теории вероятностей).
-Кто эти учёные?
Слайд 11. Задание: Найти экстремумы функции.
1 группе
1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3
2) y = 2х - x²
3) y = x/4 + 9/x
5) y = x – х4/4
7) у = х³-6х²
хmax=1 |
хmax=-6 хmin= 6 |
хmax=-1 хmin= 5 |
хmax=0 хmin= 4 |
хmax= 2 |
Й |
Л |
Э |
Р |
Е |
2 группе
1) y =2 x3 + 3x2 - 12x +5
2) y = 3x² - 4х
3) y = x/4 + 4/x
5) y = 8x – х4/4
7) у = х³+ 3х²
хmax=1 |
хmax=-2 хmin= 0 |
хmax=-2 хmin= 1 |
хmax=-4 хmin= 4 |
хmax=-2 |
М |
А |
Ф |
Р |
Е |
3 группа работает по карточкам-инструкциям
6. Гимнастика для глаз
7. Литературная страница
Слайд 12. Первая женщина математик С. В. Ковалевская сказала:
« Математик должен быть поэтом в душе». И, следуя ее словам, мы на нашем уроке откроем литературную страничку «Графики функций – пословицы». Подберите к графикам функций, изображенных на слайдах, пословицы, которые раскрывают суть процессов функции:
1)
"Как аукнется, так и откликнется".
"Повторение - мать учения".
"Любишь с горы кататься, люби и саночки возить»
8. Лабораторная работа (самопроверка )
9. Итоги урока.
1. Домашнее задание : «Проверь себя!» (стр288)
2. Рефлексия. Учащиеся определяют по световому спектру уровень комфортности работы на уроке
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.