Тема итоговой аттестационной работы: методическая разработка внеклассного занятия по теме «Твой вклад в бюджет семьи»

Тема итоговой аттестационной работы: методическая разработка внеклассного занятия по теме «Твой вклад в бюджет семьи»

doc
07.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

итоговая работа РАНХ и ГС.doc

СОДЕЙСТВИЕ В СОЗДАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, АДМИНИСТРАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ, А ТАКЖЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Северо-Кавказский институт-филиал

 

 

 

 

 

Тема итоговой аттестационной работы:

методическая разработка внеклассного занятия по теме

«Твой вклад в бюджет семьи»

 

Составитель:

 

1.          Косумова Айшат Зайнадиевна, учитель начальных классов, МБОУ «Левобережненская СОШ»

 

 

 Старший методист РМЦ по Ставропольскому краю

 

____________ Григорьева А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Грозный, 2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4

1.1. Общая характеристика занятия. 4

1.2. Педагогическая характеристика занятия. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 11

Приложение 1. 12

 


ВВЕДЕНИЕ

 В современном мире каждому человеку необходимо знать: что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего необходимо планировать свой семейный бюджет? Как изменяется структура расходов семьи? По каким причинам они могут изменяться? Какую роль в экономике семьи играют сбережения? Кто и как может влиять на благосостояние семьи? Какую роль сыграют сбережения самого школьника? Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными и актуальными в любой семье: семьям с большим достатком и со скромными доходами, в опытных и особенно в молодых семьях.  В этой связи, представляется достаточно важным уже в начальных классах прививать детям навыки ведения семейного бюджета.

На занятиях важно формировать у учащихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия. Учащиеся должны осознать принцип ограниченности финансовых ресурсов: если они купят менее нужные вещи, то не смогут купить необходимые; поэтому важно оценивать свои потребности и выбирать уже в их возрасте свои покупки по степени важности. Предложенная разработка классного часа позволит детям понять, что расходы и доходы могут быть разными. Если правильно расходовать деньги, то семья не будет сталкиваться с проблемой их нехватки, и у них не возникнет вопрос: «Почему денег в семье не хватает?». Ребенок научится разбираться в том, что расходы бывают необходимыми, что от некоторых расходов можно и нужно отказаться. Возможно, дети будут более деликатны в своих просьбах и желаниях.

Важно рассмотреть проблему рационального расходования карманных денег школьниками. С простых действий и привычек начинается путь к успеху. От того, насколько грамотно человек тратит денежные средства, во многом зависит, сможет ли он достичь поставленных целей в жизни. Тема семейного бюджета актуальна в современном образовании.

 

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Общая характеристика занятия

Актуальность выбранной темы заключается в осознании важности учета расходов и понимании школьниками того, что экономия карманных денег – это экономия семейного бюджета.

Объект:

Место: с. Левобережное  

Учреждение: МБОУ «Левобережненсая СОШ»

Участники проекта:

Педагог: Косумова Айшат Зайнадиевна

Обучающиеся: 3 класс

Название темы: «Твой  вклад в бюджет семьи»

Вид деятельности обучающихся: внеклассное занятие

Тип занятия: комбинированное

Оборудование и характеристика образовательной среды: мультимедийное оборудование, презентация, бланки желаний, прозрачная банка, цветные пластмассовые шарики, карточки «слова-подарки».

Учебно-методическое обеспечение:

                                 Основная литература

1.     Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c.

2.     Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.

Дополнительная литература

Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.

Интернет-источники

Финграмотность в школе.рф

 

1.2. Педагогическая характеристика занятия

Цель занятия: дать понятие о семейном бюджете и его структуре.

Образовательные результаты:

  Усвоение предметных понятий по теме:

Ø    Доходы / Источники дохода

Ø    Необходимые расходы

Ø    Обязательные расходы

Ø    Переменные расходы

  Овладение предметными умениями:

Ø    Называть и различать источники доходов в семейном бюджете.

Ø    Объяснить причины, по которым люди делают покупки.

  Планируемые результаты:

Личностные: формировать ответственное понимание того, что трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния.

Коммуникативные:

1. Донесение своей позиции,

2. Умение понять взгляды и интересы других.

Продолжительность занятия «Твой вклад в бюджет семьи» 40 минут.

В Таблице 1 представлены действия обучающихся при выполнении заданий.

Таблица 1

Этап

 

Продолжительность

Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Организационный момент

2 мин.

Приветствуют. Готовятся к занятию. Рассаживаются по группам (семьям).

Мотивация

5 мин.

По заданию учителя составляют список желаемых для приобретения вещей.

Самоопределение к деятельности уч-ся

5 мин.

Отвечают на вопросы учителя о стоимости этих желаний и возможности их приобретения.

Объяснение материала.

Работа по теме.

15 мин

Знакомятся с новым материалом о бюджете. Слушают рассказ учителя о структуре семейного бюджета (доходы и расходы). Смотрят презентацию, включаются в диалог с учителем.

Физминутка

2 мин.

Выполняют движения под песенку из мультфильма «Три кота» (Про деньги).

Практическая часть в  игровой  форме

8 мин

Инсценируют сказку «Репка наоборот».

Рефлексия

3 мин.

Делают выводы по теме занятия.

 

Ход классного часа

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся и рассаживает их по группам-семьям. В своих группах дети определяют членов семьи.

Роль учителя: коммуникатор, организатор.

Мотивация

На этом этапе учитель дает задание группам-семьям:

 – У вас на столах лежат бланки желаемых вещей (Приложение 1). Сейчас вы должны составить список вещей, которые вы бы хотели приобрести. Укажите примерную их стоимость. Далее вы посчитаете общую сумму, которая вам понадобится на покупку этих вещей.

Роль учителя: инструктор, наблюдатель.

Самоопределение к деятельности уч-ся

 Вопрос:

- А хватит ли денег у семьи для всех этих покупок?

- Что можно исключить из этого списка для того чтобы сэкономить деньги?

- Что значит экономия семейных доходов? Семейного бюджета?  

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Решают вопрос о стоимости этих желаний и возможностях их приобретения. Определяют тему классного часа.

Роль учителя: собеседник.

Объяснение материала. Работа по теме.

Учитель объясняет новый материал, показывает презентацию о семейном бюджете (Приложение 2).

- Ребята мы сегодня поговорим о семейном бюджете. Для начала мы узнаем, что такое семейный бюджет? Слайды 1-4

 

 

Дети знакомятся со списком доходов семьи. Слайд 5

Распределение расходов семьи по уровню важности. Расходы нужно разделить на необходимые, обязательные, желательные и престижные. Слайд 6

Слайды 7-11 Правильное планирование семейного бюджета.

Слайд 12 Простые способы сэкономить деньги.

Роль учителя: коммуникатор.

Этап физминутка

Дети выполняют движения под детскую песенку из мультфильма «Три кота». Песня называется «Деньги-лепесточки».

Практическая часть

Парктическая часть будет проведена в игровой форме. Дети вспоминают сказку «Репка». Слайд 13. Но эту сказку они играют наоборот. Тут сказочные персонажи не вытаскивают репку из земли, а наполняют банку-копилку под названием «Семейный бюджет» разноцветными шариками (Приложение 3).

Пенсия дедушки

 

Пенсия бабушки

 
 

 

 


Зарплата папы

 
                                                                                                                                                                                                                                                               

Зарплата мамы

 

Стипендия сетры

 

И маленькие сбережение брата, ученика 3 класса

 
 

 

 

 

 


Роль учителя: инструктор, фасилитатор.

Рефлексия

Учитель задает вопросы:

  Что вам далось труднее всего на классном часе?

  Что потребовало от вас особых усилий? Почему?

  Что следует предпринять в следующий раз при таких обстоятельствах?

 

 - Протяните правую ладошку и мысленно положите на неё те знания, с которыми вы пришли на классный час. А теперь протяните левую руку и мысленно положите на неё те знания, которые ты получил сегодня на нашем классном часе.

Сложите их. Повернитесь друг к другу и скажите «Спасибо».

Дети получают слова подарки (Приложение 4).

Роль учителя: собеседник.

 

В Таблице 2 представлены типы заданий контрольно-измерительных процедур.

Таблица 2

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Организационный момент

Словесный

-

Мотивация

Словесный

Бланки желаний

Самоопределение к деятельности уч-ся

Словесный

Вопросы

Объяснение материала.

Работа по теме.

Словесно-иллюстрационный

Презентация

Физминутка

Практический

-

Практическая часть в  игровой форме

Игровой, наглядный

Банка с шариками

Рефлексия

Словесный

Вопросы

 

Помимо основных методов организации учебного процессаловесный, иллюстративный, практический, игровой) на занятии применяется метод стимулирования «слова-подарки». Данный метод позволяет обогатить словарный запас учащихся, повысить эмоциональную окраску занятия.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данное занятие направлено на усвоение первичных навыков планирования семейного бюджета, развитие способности оценивать свои расходы и принимать разумные решения в процессе покупки товаров.

Для достижения цели занятия были использованы следующие методы организации учебного процесса: словесный, практический, иллюстративный, игровой, а также такой метод стимулирования как «слова-подарки», способствующий расширению словарного запаса учащихся и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Словесный метод был использован на следующих этапах: организационный, самоопределение деятельности, объяснение нового материала и рефлексия. Практический метод был использован на физминутке, иллюстративный метод был использован на этапе объяснения нового материала, игровой – на этапе практической части.

На занятии учащиеся должны узнать о роли денег в семейной жизни, приобрести базовые понятия о семейном бюджете на доступных примерах и в игровой форме. Материалы и задания выбраны в соответствии с возрастными особенностями детей.  

Представляется, что материалы занятия будут полезны, поскольку формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Основная литература

1.     Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 c.

2.     Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.

Дополнительная литература

Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 64 c.

Интернет-источники

Финграмотность в школе.рф


Приложение 1

 

Надпись: Список желаемых вещей!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

                                               Презентация

 

Слайд 1                                                             Слайд 2

 

Слайд 3                                                                  Слайд 4

 

 

 

Слайд 5                                                            Слайд 6

 

 

 

Слайд 7                                                         Слайд 8

 

 

Слайд 9                                                           Слайд 10

 

Слайд 11                                                        Слайд 12

 

Слайд 13                                                       Слайд 14

 

 

Слайд  15
Приложение 3

 

Сказка «Репка наоборот»

Жила – была обычная семья. Дедушка да бабушка, папа да мама, сестрица и братик. Жили они не плохо, да только никак не могли накопить денег. Доход их семьи хватал только на самое необходимое. Но как то раз они задумались «А может не все что мы покупаем нам так необходимо. Может мы, просто неразумно тратим деньги?» «Так не пойдет!»- сказал дедушка. Я накоплю нам денюжек. И решил дед сложить свои доходы в банку под названием «Семейный бюджет».

Вот дедушка получил пенсию и сразу бросил её в банку. Да только банка то не наполнилась. Зовёт он бабку на помощь:

- Бабка помоги. Неси сюда свою пенсию!

Принесла бабка свою пенсию и тоже бросила в банку. Но вот беда, банка снова не наполнилась. Бабушка решила позвать папу (своего сына).

- Сынооок, беги сюда, неси свою зарплату.

Принес папа зарплату, бросил в банку. Да вот неудача, банка все равно не наполнилась.

Зовёт папа маму:

- Неси свою зарплату!

Принесла мама свою зарплату бросила в банку. Но надо еще немного. Еще чуть-чуть не хватает денег чтобы банку наполнить. Зовет мама дочку. Она как раз получила стипендию.

- Доченька помоги! Неси сюда свою стипендию.

Пришла она, бросила свою стипендию в банку. Но банка все равно не наполнилась. И тогда сестра позвала братика. Он учился в третьем классе. Папа давал ему деньги на карманные расходы. Она знала, что он с экономил от этих денег какую-то сумму.

- Братииик! Миленький! Помоги! У тебя ведь есть немного денег. Неси их в нашу банку «Семейный бюджет».

- Но этих денег очень мало. Всего 100 рублей. Чем мои сто рублей помогут семейному бюджету?

- А ты принеси и узнаешь.

Принес братик свои денюжки, бросил их в банку, и банка наполнилась.

Обрадовалась семья. А больше всех был счастлив маленький мальчик, который учился в третьем классе, не имел никакого заработка, но сыграл важную роль в семейном бюджете. Именно он своей маленькой сэкономленной суммой наполнил банку под названием «Семейный бюджет».

 

  Косумова А.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Слова-подарки

 

Доход – деньги и материальные ценности, получаемые от какого-нибудь рода деятельности.

 

Расход – затрата, издержки чего-нибудь для определенной цели.

 

Заработная плата – вознаграждение за труд, денежная компенсация за выполненную работу.

 

Пенсия – денежное обеспечение за выслугу лет, регулярный денежный доход лицам, достигнувшим пенсионного возраста.

 

Стипендия – постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении.

 

Пособие – помощь преимущественно-денежное.

 

Экономия – бережливость при расходовании чего-нибудь.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)