Тема: Конспект индивидуального занятия
по автоматизации звука [ш]
Цель занятия: развитие правильного произношения звука [ш] в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: игрушки: кукла, мышка и мишка; фломастер с ребрами, картинка-лабиринт, предметные картинки на заданный звук, мяч, дидактическая игра "Логопедическое лото"(определение позиции звука в слове).
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: К нам пришла в гости кукла Даша, приглашает нас на прогулку в лес. Там живут ее друзья? Как ты думаете кто? Каких диких животных вы знаете?
Ребенок: перечисляет диких животных.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
Л: Молодец! Ты верно назвал мне диких животных, которых можем увидеть в лесу. А друзья у Даши мышка и миша.
Дашшша, мишшша, мышшшка - какой одинаковый согласный звук ты слышишь в этих словах?
Р: звук Ш.
Л: Давай с тобой отправимся с Дашей в гости к ее друзьям, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.
2. Развитие мелкой моторики.
Л: Упражнение «Ладошки». Берем фломастер (с ребрами, не круглый!) и катаем его в ладошках (от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой).
А теперь покажи мне правую руку. Упражнение «Пальчики здороваются». Поочередно кончиком большой пальца правой руки касаться кончиков пальцев указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца в прямом и обратном порядке. А сейчас покажи левую руку. Делаем это же упр. Молодец! А теперь на двух руках одновременно. Глазки закрыли, а пальчики продолжают здороваться.
3. Артикуляционная гимнастика.
Л: А теперь выполним упражнения для язычка. Какие упражнения нам нужны, чтобы правильно и красиво произносить этот звук?
"Улыбка-хоботок"
Наши
губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед.
"Лопаточка"
Язык
лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
"Чашечка"
Наливаю
медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
"Вкусное варенье"
Нашей
Даше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
4. Звукокоподражание.
Л: Теперь мы готовы отправляться гости. Даша выбрала для нас интересную тропинку. Идем по ней, помогая пальчиком, и произносим длительно звук Ш (игра «Лабиринт»). Вот мы и встретили мышку и мишку (демонстрация игрушек). Они приготовили нам несколько игр.
5. Проговаривание слогов.
Игра «Эхо»
ша
– шо – шу – ши
ши – ша – шу – шо
шо – ши – ше – ша
ош – шо
аш – ша
6. Проговаривание слов.
Игра с мячом «Один – много».
Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы, машина-машины.
7. Развитие фонематического слуха.
а) Л: Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш]:
ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.
Л: Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш]:
шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш.
б) Игра «Посели жильцов в домик». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
Л: Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).
9. Развитие памяти, внимания, мышления.
Игра «Прятки»
Л: Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку, и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки, и просит ребенка вернуть их на месть)
10. Итог занятия.
Отгадай загадки:
На
квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).
Эта
маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
Потому что до темна в норке прячется она (мышь).
Черна,
а не земля.
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка (шуба).
На
четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).
Л: Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.