ТЕМА: ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ.
Слово - центральная единица языка.
Цели:
повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка;
навыки рассуждения, аргументирования ответа;
отработать навыки выделения главного в содержании текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
- Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».
- Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.
2. Работа с учебником.
(Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)
— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке?
(Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)
Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не
только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой
или самой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой
крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы
воспринимаем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка — слово.
Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?
(Чтение первого абзаца § 1 учебника: «именно в слове отражено все многообразие окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния)...» (с. 10).)
- Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово. (Работа с текстом упражнения 1 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово «плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)
— Какими еще признаками должно обладать слово?
(Работа с § 1 учебника: учащиеся узнают, что слово обладает лексическим значением,
словообразовательным значением.)
— Что позволяет слову сочетаться с другими словами в словосочетаниях и предложениях? (То, что слово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)
— Но одного значения мало. Без чего еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки.)
— Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.
(Выявляя признаки слова, учащиеся записывают их в тетрадях, учитель может делать то же у доски. Подводятся итоги.) Итак, признаки слова:
1) значение — лексическое, грамматическое, словообразовательное, эмоциональное (или
коннотативное);
2) звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);
3) воспроизводимость.
Все эти признаки характерны для слов любого языка.
3. Работа с раздаточным материалом.
– Перед вами отрывок из книги «Слово о словах» Льва Васильевича Успенского (Л., 1971).
Озаглавьте текст, определите главную мысль.
— О скольких значениях (оттенках значения) одного слова здесь идет речь?
_____________________________________________________________________________
Трудно даже сразу представить себе, какое сложное содержание вложено человеком в
простое слово «вода». «Вода играет огромную роль в природе», - читаете вы и знаете, что автор думает при этом сразу о любой воде, - о соленой и о пресной, о текучей и о стоячей, о замерзающей и парообразной... обо всякой!
«Вода вращает турбину электростанции»... Какая вода? Всякая? Нет, не морская, не дождевая, а на сей раз только речная, текучая. «Квас, воды, сиропы...» О каких водах идет речь? Только о газированных напитках, служащих для питья. «Вешние воды» - совсем другое дело!
Слово одно и то же, а значение у него одновременно и одно и не одно. Оно, по нашему
желанию, то как бы раздается вширь, то суживается, приобретая один, другой, третий нужный
нам оттенок. В одном себе оно соединяет все возможные образы, все представления о воде,
любые признаки, ей свойственные. Оно способно приглушать или совсем сбрасывать одни из них, подчеркивать или сохранять другие. Оно позволяет мне без всякого труда думать, думать словом «вода» и вот об этой только ворвавшейся в мой сапог ржавой, припахивающей железом холодной воде лесного болотца и о безликой воде химиков, про которую ничего хорошего не скажешь, кроме того, что она «аш-два-о»! С какой из них ни пришлось бы мне иметь дело, слово впитает все эти воды в себя, ответит за каждую из них.
_____________________________________________________________________________
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Повторить § 1. Подготовить связный ответ на тему «Признаки слова», опираясь на сделанные в классе записи и проанализированный текст.
2. Проанализировать абсурдную фразу, составленную Л.В. Щербой, с точки зрения того, сколько в нем слов: «Гл0кая кУздра штЕко будланУла бокрА и курдячит бокрёнка» (единственное слово — союз «и»). Можно ли хоть в какой-то степени понять смысл этого высказывания? Если да, то благодаря каким типам значения это возможно? (Грамматическому, словообразовательному.)
3. Составить конспект § 2 учебника, отвечая на следующие вопросы:
— В чем состоит отличие между однозначными и многозначными словами?
— Какое значение слова называется основным (прямым), а какое - производным (переносным)?
4. § 3 учебника.__
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.