Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №9»
Тема логопедического проекта:
«Живые буквы»
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Возрастная группа: старшая группа компенсирующей направленности «Ветерок».
Подготовили и провели:
Участники проекта: воспитанники старшей группы компенсирующей
направленности с ТНР (ОНР), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта: закрепить знания дошкольников старшей группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР о буквах, посредством развития мелкой
моторики рук.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Совершенствование знаний воспитанников с ТНР о звуках и буквах.
Развивающие:
1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук:
· развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;
· развитие графических навыков, подготовка руки к письму.
· память, речь детей, воображение;
· произвольное внимание;
· логическое мышление;
· зрительное и слуховое восприятие;
· умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту народной игрушки, радость от созданных своими руками.
Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных общеобразовательных и логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.
Актуальность проекта
Обучение грамоте в группе компенсирующей направленности - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.
Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте,
закрепление знания букв.
- Расширение, активизация словарного запаса,
развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия,
закрепление навыка правильного звукопроизношения.
- Повышение коммуникативных, творческих
способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и
семей при подготовке детей к обучению в школе.
-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.
- Развитие памяти, воображения.
Продукт проектной деятельности: организация
выставки букв, изготовленных воспитанниками группы компенсирующей
направленности «Живые буквы».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной
деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о
проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей
между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
- Составление перспективно-календарного плана по
обучению грамоте.
- Изучение методической литературы по обучению
грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ТНР.
2
этап. Основной
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий
по обучению грамоте.
- Проведение дидактических игр по обучению
грамоте.
- Промежуточная диагностика детей.
- Изготовление «Живых букв» детьми на занятиях
с использованием различных материалов: салфеток, бумаги.
- Консультации для родителей «Подготовка руки
дошкольника к письму».
3 этап.
Заключительный
- Организация выставки букв «Живые буквы»,
сделанных детьми на занятиях
в ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.