Тема логопедического проекта: «Живые буквы»

  • docx
  • 08.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проекта Обучение грамоте в группе компенсирующей направленности - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).
Иконка файла материала В.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №9»

 

 

 

 

Тема логопедического проекта:

«Живые буквы»

 

 

 

 

 

 

Вид проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.

                                             

        

Возрастная группа: старшая группа          компенсирующей направленности «Ветерок».

Подготовили и провели:

 

 

Участники проекта: воспитанники  старшей группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР), учитель-логопед, воспитатели, родители. 
Цель проекта: закрепить знания дошкольников старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР о буквах, посредством развития мелкой моторики рук.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.     Совершенствование  знаний воспитанников с ТНР  о звуках и буквах.

Развивающие:

1.       Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук:

·       развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;

·      развитие графических навыков, подготовка руки к письму.

  1. Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:

·      память, речь детей, воображение;

·      произвольное внимание;

·      логическое мышление;

·      зрительное и слуховое восприятие;

·       умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным;  умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Воспитательные:

1.   Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту народной игрушки, радость от созданных своими руками.

            Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных общеобразовательных и логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

 

Актуальность проекта

 

    Обучение грамоте в   группе компенсирующей направленности - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе.  Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.),  Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи  готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи.  У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.  В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

        Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).

 

Предполагаемый результат:


- Повышение у детей интереса к обучению грамоте, закрепление знания букв.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.

-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.

- Развитие памяти, воображения.

Продукт проектной деятельности: организация выставки букв, изготовленных воспитанниками группы компенсирующей направленности «Живые буквы».

 

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности. 
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности. 
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте. 
- Изучение методической литературы по обучению грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ТНР. 

2 этап. Основной
- Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте.
- Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
- Промежуточная диагностика детей.
- Изготовление «Живых букв»  детьми на занятиях с использованием различных материалов: салфеток, бумаги.
- Консультации для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму».

3 этап.

Заключительный 
- Организация выставки букв «Живые буквы», сделанных детьми на занятиях

в ДОУ.