Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
1. Обучающие:
1) познакомить учащихся с любовной лирикой Пушкина;
2) продолжить обучение анализу поэтического текста на примерах стихотворений «Я
вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна»;
3) обучение выразительному чтению.
2. Развивающие:
1) вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
2) развитие интереса к личности поэта и его творчеству;
3) развитие ассоциативного мышления и творческого воображения;
4) развитие навыков работы с поэтическим текстом.
3. Воспитательные:
1) создание благоприятного условия для эстетического восприятия поэзии;
2) воспитание духовных, нравственных и эстетических качеств учащихся;
3) привитие любви и интереса к русской классической литературе.
Средства обучения:
1. Портреты: 1) А.С.Пушкина; 2) Женщин-адресатов любовной лирики Пушкина; (А.П.Керн,
Н.Н.Гончаровой, А.Олениной, М.Н.Волконской);
2. Аудиозаписи романсов «Я вас любил…», «На холмах Грузии», «Не пой, красавица,
при мне»;
3.Тексты стихов.
Исполнились
мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец…
«Мадонна», 1830 г.
«…он (Пушкин) обожал только свою музу
и поэтизировал всё, что видел»
М.Н.Волконская
I. Чтение учителем стихотворения «Что в имени тебе моём…» под «Лунную сонату» Бетховена.
- Учитель: Любовь(пусть даже безответная)- прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. И разговор на уроке пойдет именно о любви, о её влиянии на духовную, нравственную жизнь человека. Этому высокому чувству много прекраснейших поэтических строк посвятил А.С.Пушкин.
И сегодня мы попытаемся погрузиться в чарующую атмосферу Пушкинской любовной лирики, понять, что есть любовь для Пушкина, как меняется любовная лирика поэта со временем, каков его идеал любимой; попытаемся узнать, кому посвящены бессмертные стихи Пушкина, такие как:
«Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии», «Мадонна»…
А погрузиться в эту атмосферу любовных переживаний лирического героя нам поможет романс, написанный композитором С.Рахманиновым на стихи А.С.Пушкина «Не пой, красавица, при мне» (аудиозапись романса).
II. Учитель: - Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.
Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто... всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт...»
- Прав ли Гоголь?
Мы попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с лирикой Пушкина.
- Я предлагаю вам послушать стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
- Чтение стихотворения подготовленным учеником на фоне картин Грузии.
Учитель: - Какое чувство осталось после прочтения стихотворения? (Светлое, лёгкое «печаль моя светлее»)
-В предвкушении чего находится лирический герой? (В предвкушении новой любви: «Душа моя полна тобой». Сердце бьётся оттого, что не любить оно не может).
- Стихотворение очень короткое.
- Сколько строф? (две).
- Каковы главные образы главные в I-ой строфе? (Холмы Грузии, ночная мгла, Арагва).
- А что самое важное в ощущениях лирического героя на фоне этих образов? (Печаль лирического героя, психологическое состояние его души)
- А какая она, эта печаль? (Светлая).
- А может ли быть печаль светлая? (оксюморон).
- Почему она светлая? (Может, оттого, что сердце поэта любит).
- Чем вызвана эта светлая печаль в душе лирического героя? (Разлукой. И с любимой их разделяет не только пространство, но, возможно, и время).
- Но интонация стихотворения меняется во 2-ой строфе.
- Какой она становится? (Мажорной).
- Почему? (Появляется надежда поэта на новую любовь).
- Какой новый образ здесь появляется? (Образ сердца – солнца).
-Вторая часть противопоставляется первой. - Как называется такой приём? (антитеза).
- Что противопоставляется? («Ночная мгла» - «печаль светла», «Сердце горит»).
- Какая здесь появляется цепочка образов?
Сердце горит
→ горит солнце → солнце → любовь
Сердце любит
Оттого, что не любить оно не может.
- Как вы понимаете эти строки? (Вечна не сама любовь, а потребность любить).
-И только тогда мир и человек находятся в гармонии, когда есть любовь.
Учитель: - А теперь давайте ответим на вопрос: «Прав ли Гоголь»?
Какие строчки стихотворения подтверждают слова Гоголя?
(Очень мало средств выразительности: только два эпитета «печаль светла», «печаль полна тобою; метафора «Сердце горит». Но так ярко описана картина ночного пейзажа, так тонко переданы чувства лирического героя, что, кажется, всё это можно описать целой поэмой… А у Пушкина всего 8 строчек).
Учитель: - Итак, стихотворение волнует нас не словесной красотой, а глубиной чувства.
Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло, как всегда у Пушкина чарующе музыкально.
III. - Эту музыкальность пушкинского стиха отмечают многие современники поэта:
1. В.Г.Белинский: «Что это - поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармонией и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.
2. Чайковский: «...в самом стихе... есть что-то проникающее в самую глубь души.
Это что-то и есть музыка».
3. Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики.
И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.
- Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны?
(«Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне» - романсы).
4. Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает.
Но и любовь – мелодия».
Релаксация. 5. Прослушивание романса «Я вас любил».
IV. Учитель: В отличие от дружбы, в которой Пушкин любил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них выражено представление поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, наслаждения. Поэт любил женщин, он воспел Женщину!
- Кому же посвящает свои стихи Пушкин? На этот вопрос он ответил сам в поэме «Руслан и Людмила»:
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал...
«Руслан и Людмила».
- Сохранились воспоминания Марии Николаевны Раевской (Волконской):
«Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел». (Обращение к эпиграфу).
Учитель: - Я хочу вас познакомить с шедевром любовной лирики Пушкина и связанной с ним поэтической легендой.
Ученик рассказывает о знакомстве Пушкина с А.П.Керн и о встрече с ней через несколько лет в Тригорском на фоне картин Тригорского и Михайловского.
- Что могло стать причиной замешательства поэта? Попробуем найти ответ в самом стихотворении «Я помню чудное мгновенье» (У него есть и второе название: «К***»). Читает ученик.
Учитель: - Что это? Чудесное признание в любви или что-то ещё? (Кажется, что это исповедь, и воспоминание, и признание). Стр. 9.
- Сколько частей можно выделить в развитии лирического сюжета?
(Три части).
- Выделите их.
- Что в них?
(Две первые строфы – рождение чувства, первая встреча с возлюбленной, «явилась ты», «звучал мне долго голос нежный»).
- Каким видит мир лирический герой?
(Чудным, суета света его тревожит, т.к он хочет видеть и слышать только объект своей любви).
- Есть ли описание любимой?
(Образ неясный, как «мимолётное виденье», «милые черты», словно во сне или сквозь какую-то пелену, он только слышит её нежный голос).
- Кто она для него? («Гений чистой красоты»).
- Красавица сравнивается с ангелом, подобно героине стихотворения Жуковского:
Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты:
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты…
Значит, идеал женщины и Жуковского, и у Пушкина «гений чистой красоты», и образ «чудного мгновенья» приобретает у Пушкина дополнительное значение встречи с небесами.
- Как развивается лирический сюжет в следующих строфах? (3-4 стр.).
(«Шли годы» - прошло какое-то время, когда влюблённые были не вместе, поэт указывает на какие-то житейские бури, скорее всего, это факты биографии автора: ссылка сначала на юг, потом в Михайловское, восстание декабристов).
– Как это отразилось на чувствах лирического героя? ( Всё это развеяло милые черты, «голос нежный забылся»).
- Какие краски видим здесь?
(Суета света сменилась мраком заточенья).
- Как идут дни в одиночестве? ( Дни в одиночестве идут не просто медленно, они тянутся тихо, однообразно, без божества, без вдохновенья…)
Учитель: - Как меняется тон стихотворения в 5 и 6 строфе?
(Грусть уходит, появляются жизнеутверждающие интонации).
-Почему? (Происходит воскресение лирического героя «душе настало пробужденье», потому что произошла новая встреча, «опять явилась ты», и опять возникает образ «гения чистой красоты»).
- Что можно сказать о композиции стихотворения? (Она кольцевая, «передо мной явилась ты» - «и вот опять явилась ты»).
- В чём смысл такой композиции? (Духовная жизнь поэта воскресает, когда появляется она, ЛЮБИМАЯ ЖЕНЩИНА, а вместе с ней воскресают и Божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь).
- Любовь «замыкая» перечисление того, что заставляет душу поэта «пробудиться», как бы увенчивает всё, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение.
- Любовь – символ духовного возрождения – к таким выводам нас приводит Пушкин.
Учитель: - Исследователи пушкинского творчества не раз отмечали противоречие между реальной А.П.Керн, которой посвящено стихотворение, и «гением чистой красоты», представшим в лирическом произведении.
Сопоставим портрет А.П.Керн и рисунок Пушкина, изображающий её.
- То есть, в одном случае они видели милую, обаятельную в своей лёгкости и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными, печальными глазами, в другом облике Керн, появляются изящество и грация античных богинь.
- Какой вам больше понравился? Поэтический или живописный.
Это и доказывает слова Волконской (Ещё раз обращаемся к эпиграфу).
- С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтическая история. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился второй.
- Ну а мы продолжаем знакомство с адресатами пушкинской лирики.
Сообщение учащегося об А.Олениной.
- Чтение стихотворения учеником «Я вас любил…»
Анализ стихотворения.
Учитель: - О стихотворении «Я помню чудное мгновенье»мы говорили, что это исповедь, признание.
- А что можно сказать о форме стихотворении «Я вас любил»? - Что это? (Это прощание с любимой, гимн безответной любви).
- В чём сила любви лирического героя? (В необыкновенном уважительном, бережном, трепетном отношении к любимой, «Я не хочу печалить вас ничем).
- Как лирический герой рассказывает о своей любви? (Он говорит о любви в прошедшем времени, значит, чувства уже не так остры и болезненны, но любовь ещё угасла не совсем, раз воспоминание о прошлом вызывает бурю эмоций в душе героя).
- Как поэт подчёркивает силу прошедшей любви? (Он желает, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он; чтобы она была счастлива с другим, а счастья и любви можно желать только человеку, которого по-настоящему любишь, пусть даже безответно).
- Как лирический герой любит? («Безмолвно», «безнадёжно», то робостью, то ревностью томим. Он ни в чём не обвиняет любимую и ни в чём не упрекает её, он страдает молча).
- Есть ли описание возлюбленной лирического героя? (Как и в других стихотворениях Пушкина, здесь нет портрета любимой женщины).
- О чём это говорит? (Для него важны красота чувства, теплота отношений, а не внешняя красота женщины).
- Мы говорили, что это гимн безответной любви. Гимн – это торжественная песня.
- В чём же вы видите торжество отвергнутого героя? (Он любит и страдает, но все же находит силы пожелать счастья любимой: «Как дай вам бог любимой быть другим». И его чувства достойны уважения).
- Мальчики, многие ли из вас могут пожелать своей любимой счастья с другим? Оказывается, Пушкин учит нас любить!
Учитель: - В зрелой любовной лирике поэта образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица.
В 1830 году Пушкин создаёт сонет «Мадонна», появление которого чаще всего связывают с именем Натальи Николаевны Гончаровой.
-Сообщение учащегося о Н.Н.Гончаровой.
После сообщения учитель читает сонет «Моя Мадонна».
Учитель: - В Сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал «Моя Мадонна».
- Какой образ занимает центральное место в произведении? (Образ небесной Мадонны с младенцем на руках + ей посвящены 2 строфы). Зачитать!
- Как здесь изображается героиня? (Образ реальной земной женщины соотносится с образом Богородицы).
- Здесь мы видим уже знакомый образ «гений чистой красоты». В каких строчках? («Чистейшей прелести чистейший образец»).
- Но в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» этот образ неясен, не определён, а в сонете «Мадонна» можно ли сказать, что поэт ясно представляет идеал женщины? (Да, здесь образ более конкретен это земная женщина, простая, с ребенком на руках.)
- Кем является эта женщина для лирического героя? («Моя Мадонна»).
- Что позволило герою так полно и ясно представить образ Мадонны? (Образ Пресвятой Девы).
- Какая она? («Во славе и в лучах»).
-А что еще? (Внутренние изменения, которые происходили с лирическим героем, переоценка ценностей «в простом углу моём, средь медленных трудов, одной картины я желал быть вечный зритель»).
- Обратите внимание на последнюю строчку, состоящую из 4-х слов. Два из них – эпитет «чистейший», почти буквально повторяются – это прилагательные в превосходной степени.
- В чём смысл такого соседства двух прилагательных? (Усиливается отмечаемое сходство).
- Что значит «чистейший»? (Чистая духовно, высоконравственная, непорочная).
- Какую смысловую и образную нагрузку несёт слово «прелесть»? (Земная и небесная красота).
- Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример, совершенство).
- Конечно, только чувство подлинной любви позволило увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
Учитель: – Наш урок подошёл к концу. Мы прикоснулись к тайнам пушкинской любовной лирики, увидели и идеал любимой женщины для Пушкина, и образ его лирического героя, и его представление о любви. Но любовная лирика Пушкина многогранна и многообразна, и адресатов её было гораздо больше.
Домашнее задание на выбор:
1.Исследовательская работа: По страницам любовной лирики «Пушкина» (стихи с 1813 по 1830 год).
2. Е.К.Воронцова – один из адресатов любовной лирики Пушкина.
(История любви и анализ стихотворений «Сожжённое письмо», «Талисман»).
3. Подготовить к пересказу статью учебника.
4.Всем: выучить стихотворения:
«Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.