Тема «маленького человека» в повести «Шинель» Н. В. Гоголя
Цели урока:
-образовательная: проследить раскрытие темы “маленького человека” в повести «Шинель» Гоголя;
-развивающая: сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, развивать навыки монологической речи;
- воспитательная: воспитание любви и уважения к личности человека.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач урока.
Учитель: Дома вы читали «Шинель» Гоголя. Сегодня мы рассмотрим, как раскрывает Гоголь тему «маленького» человека в повести «Шинель», понаблюдаем за деталями, которые помогут нам раскрыть образ маленького человека, задумаемся над вопросом …. Эпиграфа
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…. А.П.Чехов.
.Слово учителя.
Тема «маленького человека» традиционна в русской литературе.
В русской литературе тип «маленького человека» появился в 30-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Например, Самсон Вырин в «Станционном смотрителе»).
Социально-литературный тип «маленького человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека.
Пока «маленький человек» смиренно погружен в свой внутренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обстоятельств, он неотвратимо гибнет.
Повесть «Шинель» о бедном, незаметном, затерянном чиновнике— Акакии Акакиевиче Башмачкине, с которым случилась беда — ночные грабители лишают его шинели. Гоголь изобразил характер «маленького человека».
Напомните факт, имеющий отношение к созданию повести
Ученик
«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья (французская фирма Лепажа) рублей в 200. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни.
Все смеялись анекдоту, не исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».
Учитель: Каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести?
Сходство в одном — любимая вещь потеряна после ее приобретения. В остальном — отличия налицо: в анекдоте утрачен предмет роскоши, а не первой необходимости, шинель же стала для героя повести как бы смыслом всей жизни и ее источником.
В повести тема нищеты присутствует с самого начала, до утраты шинели, в анекдоте — нет. В анекдоте владелец сам явился причиной утраты ружья, в повести утрата шинели связана с оскорблением, героя ограбили.
В анекдоте герою помогли товарищи, в повести счастливый конец невозможен, поэтому финал ее трагичен
Анализ повести. Беседа по вопросам.
1. С каким чувством, каким отношением к герою вы читали повесть Гоголя?
(С веселым, грустным, скорбным и так далее — пусть учащиеся сами определят свои чувства. В подтверждение просим прочитать наиболее запомнившиеся фрагменты текста.)
2.Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?
(Что он служил в одном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах — вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его — Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «...она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом... ничего этого неизвестно».)
3. Какова история рождения Акакия Акакиевича? — от «Родился... против ночи» до «...другого имени дать было никак невозможно».
4. Когда же меняется отношение рассказчика к герою? (Или оно остается неизменным?)
(Конечно, ученики заметили, что отношение меняется, и уже с первых страниц ироническое настроение часто переходит в грустное. Акакия Акакиевича становится жаль, когда мы узнаем об отношении к нему сослуживцев, которые не оказывали ему никакого уважения, когда появляется сравнение с мухой.)
5. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу?
6. Для чего вводит Гоголь молодого человека, который не будет героем повести? (Отрывок – зачитать)
(В этом фрагменте звучит важная для писателя мысль об уважении к человеку, «маленькому человеку», как стали называть таких героев, как Акакий Акакиевич. Читателю становится понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.)
7. Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом проявляется его характер?
(Он служил с любовью, переписывание бумаг для него — особый приятный мир, но ничего более он делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет переписывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)
8. Назовите врага «всех, получающих 400 рублей в год»? Почему?
(Учитель зачитывает отрывок: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»).
Шинель для Акакия Акакиевича — это не ружье из анекдота, это не излишество, а самая первая необходимость. Вот почему он так расстроился, когда портной Петрович отказался взять ее в ремонт.
Обратимся к тому фрагменту, в котором повествуется о первом визите героя к портному. Наше внимание должна привлечь речь Акакия Акакиевича — это не речь, а какие-то обрывки речи: «А я вот к тебе, Петрович, того...», «А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...». Отрывок №4 зачитать
9. Почему автор наделяет героя такой невразумительной речью?
(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и забитости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограниченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувствует своему герою. К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)
10. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакия Акакиевича после него. (Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение. Кроме того, в его жизни нет человеческой привязанности, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к будущей шинели, как к живому человеку.)
11. Как реагирует герой на новые
условия жизни, как готовится к
приобретению шинели? Откуда взял деньги на её пошив?
(Казалось бы, после второго визита к Петровичу и его отказа от починки старой шинели герой должен отчаяться, но этого не происходит. Читаем от слов: «Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина...» до «...оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».)
Но это, так сказать, материальный план.
12. Чем стала будущая шинель для героя повести?
А какие изменения происходят в характере, манере поведения?
(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становится более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «...но зато он питался духовно... в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»
Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает себя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.)
13. Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели?
(Словесное рисование)
А теперь закройте глаза и представьте, как выглядит во время одевания шинели Акакий Акакиевич? Какова его внешность? Выражение лица? Жесты? Как стоит герой? Как ведёт себя? Может, представите и предметы, окружающие его в этот момент?
Вид работы, которую вы сейчас выполняли, называется словесным рисованием.
При чтении художественного произведения нам мысленно «видятся», «представляются» определённые картины, образы. Описание их и называют словесным рисованием. Оно может быть как устным, так и письменным. Словесное рисование предполагает не только понимание текста, но и его распространение и домысливание.
Обратите внимание на ваше д/з. Вам предстоит выполнить словесное рисование на тему ««Обложка к изданию повести Н.В.Гоголя «Шинель»».
Возвращаемся к разбору повести.
14. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина?
15. Определите, какой эпизод является кульминационным в повести.
(Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления — первое потрясение для Акакия Акакиевича.)
16.Какие перемены произошли с героем после ограбления?
(Тишайший Акакий Акакиевич
начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его
грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял
частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенному
делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».
Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)
17. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом.
Сценка
После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».
Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
18. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?
(Для писателя важнее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стремился привлечь внимание читателей.)
19. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?
(В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фантастическое окончание.) (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)
V. Обобщение.
Идеей милосердия пронизана вся повесть. Это повесть о любви. К ближнему. Вспоминаются слова из БИБЛИИ
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Возлюби ближнего своего, как самое себя.
«Золотое правило» Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.