Тема: Моделирование профессиональных ситуаций: организация бухгалтерского учета на малых, средних и крупных предприятиях разных форм собственности

  • docx
  • 13.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024502.docx

Тема: Моделирование профессиональных ситуаций: организация бухгалтерского учета на малых, средних и крупных предприятиях разных форм собственности

 

Учебная цель:   научиться  соблюдать требования к ведению бухгалтерского учета в части организации бухгалтерской службы.

 

Учебные задачи:

- уяснить сущность организации ведения бухгалтерского учета.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС СПО:

Студент должен

уметь:

 -соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

знать:

-основные требования к ведению бухгалтерского учета.

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Рабочая тетрадь по ОБУ.

2.Ручка.

3.Тетрадь для практических работ.

4. Текст Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. Типовое положение о бухгалтерии.

 

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической  работы

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта.

Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учёта на себя (п. 3 ст. 7 Закона).

Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, видов деятельности и их отраслевой принадлежности, организации и технологии производства, наличия структурных подразделений и их территориального расположения, квалификации учетных работников и автоматизации учетных работ и др.

В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерской службы: линейная (иерархическая), вертикальная (линейно-штабная) и функциональная (комбинированная).

При линейной (иерархической) организации структуры бухгалтерии все работники бухгалтерии получают задания и отчитываются непосредственно перед главным бухгалтером (приложение 1 к ПР2 - рис. 1 и 2). Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях.

При вертикальной (линейно-штабной) организации аппарата бухгалтерии создаются промежуточные звенья управления (отделы, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии получают задания от старших бухгалтеров соответствующих звеньев управления (приложение 1 к ПР2 - рис. 3 и 4) и отчитываются непосредственно перед старшими бухгалтерами.

Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях. При этом в структуре бухгалтерии могут создаваться отделы:

§     расчетный, который осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;

§     материальный, который ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;

§     кассовый, который учитывает кассовые операции, операции по счетам в банках;

§     производственный, который осуществляет учет затрат и выпуск продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;

§     учета готовой продукции, которыйосуществляет учет готовой продукции на складах и ее реализации;

§     налогообложения, который ведет учет налоговых платежей и составляет налоговые декларации;

§     общий, который осуществляет остальные операции и отражает их в Главной книге, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность.

В крупных организациях, кроме перечисленных, могут выделяться отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. Кроме того, в структуру бухгалтерии могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого учета, налогового учета.

В зависимости от уровня сосредоточения учетных функций в бухгалтерской службе организации различают централизованный и децентрализованный варианты организации бухгалтерского дела (приложение 1 к ПР2 - рис. 5 и 6).

При централизации учетного процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется синтетический и аналитический учет на основании первичных и сводных документов, поступающих из подразделений организации. В самих подразделениях происходит лишь первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности.

В случае децентрализации учетного процесса персонал бухгалтерской службы рассредоточен по производственным подразделениям организации, где ведется аналитический и синтетический учет, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае сводит балансы подразделений, выполняет консолидацию баланса и отчетности по организации, контролирует постановку учета в подразделениях организации.

При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета (приложение 1 к ПР2 - рис. 7) или по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности (приложение 1 к ПР 2 - рис. 8).

 

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Методические указания по выполнению практической работы.

Практическая работа состоит из 1 задания по формированию бухгалтерской службы в зависимости от размера организации.

Ответьте в течение 10 минут на вопросы для самоконтроля (устно) и сформулируете свое мнение о необходимости организации бухгалтерской службы в организации.

 Перед этим детально повторите теоретический материал по предлагаемым вопросам и ознакомьтесь с приложениями к данной работе.

Запишите в тетрадь дату занятия, тему, 2. Выполнение практической работы.

2.1. Актуализация знаний:

ответьте на вопросы для самоконтроля (устно):

1.    Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции бухгалтерского учета.

2.    Поясните, от чего зависит структура управления бухгалтерской службы.

3.    В чем отличие линейной от вертикальной структуры управления бухгалтерией?

2.2. Выполнение заданий:

1.              Определите  структуру бухгалтерской службы (сфера деятельности по вашему выбору):

А) для микропредприятия (численность менее 15 чел.);

Б) для среднего предприятия (численность 250-300 чел.);

В) для крупного предприятия, имеющего два филиала в разных городах Волгоградской области.

2. Нарисуйте схему управления для этих предприятий и обоснуйте ее.

Например,

Рисунок 1 - Структура бухгалтерии для среднего предприятия

3. Опишите основные функции каждого работника бухгалтерии среднего предприятия.

Домашнее задание: составление опорного конспекта по теме «Новое в бухгалтерском учете в 2015 году»

Приложение 1 к ПР № 2

 

 

Описание: http://www.grandars.ru/images/1/review/id/4471/98cab6b8bd.jpg

 

Рисунок 1 - Линейная (иерархическая) организация бухгалтерии

Описание: http://www.be5.biz/ekonomika/bbsm1/i_012.png

Рисунок2 -.Схема организации бухгалтерского учета по вертикали

Описание: http://www.be5.biz/ekonomika/bbsm1/i_013.png

 

Рисунок 3 - Схема комбинированной организации бухгалтерского учета по участкам учетной работы

Рисунок 4 – Структура бухгалтерии среднего предприятия

 

Рисунок 5 – Структура управления бухгалтерии среднего (крупного) предприятия

 

Описание: http://www.grandars.ru/images/1/review/id/4471/614b205707.jpg

 

Рисунок6 - Децентрализованная организация учета