Тема: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб»
Оценка 4.6

Тема: М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб»

Оценка 4.6
docx
14.09.2021
Тема:  М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб»
литературное чтение.docx

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса

 

Тема:  М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», «Ашик – Кериб»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермон­това; дать представление о разнообразии жанров произведений  автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о сред­ствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правиль­но отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.

 

 

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

( Задаю вопросы максиму)

1. Имя девушки, потерявшей хрустальный башмачок. (Зо­лушка.) 2. Она плела рубашки из крапивы ради спасения своих братьев. (Эльза.) 3. Девочка, попавшая в странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.) 4. Лучший друг Винни – Пуха (Пятачок.) 5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит). 6. Имя  царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.) 7. Яльмару рассказывал сказки Оле-... . (Лукойе.) 8. Имя мальчика, попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.) 9. Богатырь, победивший  Черномора. (Руслан.) 10. Кто сделал Буратино? (Карло.) 11. Купец, побывавший в гостях у морского царя. (Садко.)

—  Вы узнали имена сказочных героев. На какие группы можно разделить сказки? (Литературные и народные.)

—  По какому признаку вы их разделили? (По авторству.)

—  Прочитайте на с. 97 учебника название сказки, которую  мы будем сегодня читать. Знаете ли вы, что оно означает?  (Ашик — в переводе «народный певец, музыкант». Кериб - бедный человек, бедняк.)

—  Какая это сказка? (Турецкая.)

—  Почему она помещена в наш раздел «Чудесный мир классики»? (Ее написал М.Ю. Лермонтов.)

IV. Работа по теме урока

Подготовка к чтению сказки. Словарная работа

—  Предположите, о чем эта сказка.

—  Объясните значение слов.

ПРОРОК — 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

ГАЗЕЛЬ — родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся стройностью и быстротой бега. Здесь стройная как газель.

ЗАРОК— клятвенное обещание не делать что-либо

СААЗ - турецкая балалайка.

ПАША — в старой Турции и некоторых других мусульманских странах: титул высших сановников и генералов, а также лицо, но­сящее этот титул.

НАМАЗ — (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.

АЛЛАХ- Бог.

AHA мать.

ХАДЕРИЛИАЗ — святой Георгий.

РАШЙД- храбрый.

ЧАПРА - занавес.

ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ - скоро узнаете.

МАУЛЯМ — создатель.

АГА — господин.

ОГЛАН- юноша.

КАРАВАН-САРАЙ - постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

МИНАРЕТ — башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

СЕЛЯМ АЛЁЙКЮМ - здравствуйте.

—  Объясните выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».

—  Подберите синонимы к словам.

УПРЕКАТЬ — (укорять, шпынять, пилить, точить).

СТРАНСТВОВАТЬ — (скитаться, странничать).

ВОСКЛИКНУТЬ (возгласить, вскричать).

УСПОКОЙСЯ — (остынь, утихомирься, угомонись).

—  Подберите антонимы к словам.

БЛЕЩУТ- (гаснут).

ИСТИНА (ложь, обман, заблуждение).

ДРОЖАЩАЯ (рука) - (спокойная).

 ПРОЗРЕТЬ - (ослепнуть).

—  Найдите и прочитайте объяснение выделенных в тексте слов в словаре учебника. (Аяп-ага — знатный господин, чауш — сторож, рассыльный, оглан — мальчик, парень.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. Можно использовать аудиозапись сказки или диафильм.)

—  Каковы ваши впечатления от прочитанного? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)

VII. Рефлексия

—  С каким настроением вы заканчиваете уроку Почему?

—  За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

—  С каким произведением вы познакомились на уроке?

—  Если бы не было подзаголовка к сказке, можно ли догадаться, что действие в ней происходит в другой стране?

Домашнее задание

Перечитать сказку.


 

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса

НАМАЗ — (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов

НАМАЗ — (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2021