Тема: Невербальная коммуникация: звуки, запахи
Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками.
Темп речи может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие.
Норман Миллер и его коллеги из университета Северной Калифорнии обнаружили, что ощущение правдивости возрастает, когда человек говорит быстро. Жители Лос-Анджелеса и его окрестностей, слушавшие записи речей на такую, например, тему, как «Опасность употребления кофе», оценивали тех, кто говорил быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем те, кто говорил медленно (около 110 слов в минуту). Они также сочли быстро произнесенные сообщения более убедительными.
Оказалось, что значимым фактором является именно темп речи. Когда рекламу ускоряли на 25%, слушатели понимали ее по-прежнему хорошо и оценивали говорящего как более осведомленного, интеллигентного и искреннего, а само сообщение сочли более интересным. Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту.
Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится как бы «тянуть за язык», а другие как бы «строчат из пулемета», о них говорят: «За твоим языком не поспеешь босиком». Важно уметь говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше говорить медленно (если нужно что-то разъяснить или если беседуешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык и т.п.) или быстро (если ты или твой собеседник торопится).
Тон речи - это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, произнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удивленно, возмущенно, зло) и вы сами почувствуете разницу.
Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь - паузы, покашливания, смех, плач и т. д. Голоса различаются по способности оказывать влияние на других. Поэтому различают голоса невзрачные, обычные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекающие нас, мы затихаем, прислушиваемся к ним, надолго запоминаем.
Голос также является выразителем наших чувств. По громкости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, до крика. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно - плохо слышно и трудно понять. Однако бывают ситуации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, на концерте, в театре: в беседе о своих личных делах и т. п.) или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед большой аудиторией и т. п.). В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес, а взвинченная», быстрая и громкая речь может восприниматься как признак резкости и агрессивности. Тихим голосом обычно разговаривают люди робкие, неуверенные в себе. Плохое впечатление оставляет человек, явно декламирующий в ходе разговора ранее заученные фразы. К таким окружающие нередко относятся с недоверием.
Известный французский писатель как-то заметил, что есть всего один способ написать слово «нет» и один единственный способ — слово «да». Но существует тысяча способов произнести слово «нет» и столько же — слово «да». С помощью интонации, тембра голоса можно «да» произнести с отрицательным оттенком, а слову «нет» придать положительное значение. Вспомните известную фразу: «Кушать подано!» Именно с нее многие актеры начинали свою жизнь в театре.
Каждый человек обладает индивидуальным запахом. Недаром собака уверенно идет по следу преступника, не путая этот след с множеством других. Отстирать белье, чтобы оно полностью утратило дух хозяина, практически невозможно. Здесь мы имеем дело с ольфакторной системой - системой запахов.
Запахи всегда использовали в различных сферах жизни - сначала подсознательно, потом - осознавая их власть. Еще в древности из поколения в поколение передавались семейные реликвии, хранящие запах предков. Матери и девушки подкладывали уходящим воевать варежки или свитера. Считалось, что запах родного дома или близкого человека имел свойство оберегать мужчин, помогал им выстоять в трудную минуту. В африканских племенах до сих пор от матери к дочери передаются секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, заставляла его отказаться от себя. Имеются также ароматы, наоборот, привораживающие любимого.
Традиция отдушивать постельное белье лавандой существует издавна. Простыни и пододеяльники становятся от нее душистее. Но, как выяснилось недавно, дело не только в этом. По заключению американских ароматотерапевтов, лаванда способна снимать чувства подозрительности и тревоги.
Список используемой литературы и публикаций сети Интернет
1. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам. M.: ЭКСМО-Пресс, 2013.-101 с.
2. Собольников, В. В. Невербальные средства коммуникации : учебное пособие для вузов / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05922-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454621
3. https://kartaslov.ru/книги/Игорь_Николаевич_Кузнецов_Мимика_и_жесты_Секреты_общения/3
4. http://www.manalfa.com/lichnost/neverbalnoe-obshhenie-zhesti-pozy-mimika
5. https://zdorove-gu.ru/zdorove/yazyki-tela-i-zhestov.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.