Тема: Нравственный выбор героев А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (интегрированный урок – решение ключевых задач)
Оценка 4.6

Тема: Нравственный выбор героев А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (интегрированный урок – решение ключевых задач)

Оценка 4.6
Библиография
doc
русская литература
8 кл—9 кл
14.09.2020
Тема:  Нравственный выбор героев А.С.Пушкина «Капитанская дочка».                                 (интегрированный урок – решение ключевых задач)
Методика изучения «Капитанской дочки» в школе имеет давнюю традицию, поскольку это произведение всегда входило в школьные программы. Прошли десятилетия, многое изменилось, в том числе и отношение молодого поколения к героям пушкинского романа, иначе строятся характеристики персонажей и сочинения учащихся. Работа над этим произведением активного участия восьмиклассников, поскольку ориентировано на реализацию творческого подхода. Особое внимание уделяется решению воспитательных задач.
Тема Нравственный выбор героев А.С.Пушкина «Капитанская дочка»..doc

Справка об авторе

Муравлёва Елена Валентиновна

Ученую степень не имеет

Ученого звания нет

Должность – учитель русского языка и литературы

Место работы – ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат «

Город Жердевка, Тамбовской области

 

 

Тема:  Нравственный выбор героев А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

                                (интегрированный урок – решение ключевых задач)

Интегрируемые предметы: литература, история,  изобразительное искусство, музыка.

 

 

Честь – имущество души.

И над душой лишь Бог властитель.

П.Кальдерон

(испанский драматург)

 

 

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

 

Тип занятия - урок комплексного применения знаний.

 

Цели по содержанию занятия:

 

1. Образовательные - способствовать формированию понятий "честь", "благородство", «предательство»;  

 

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

 

3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство", правильно оценивать поступки людей.

 

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

 

Педагогические технологии: проблемного обучения, метода проектов, компьютерные технологии.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Средства обучения:

 

1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".

 

2. А.С. Пушкин "История Пугачева".

 

3. М.Цветаева "Пушкин и Пугачев"

 

4. В.И. Буганов. Емельян Пугачев. (Книга для учащихся средних и старших классов.- М.: Просвещение, 1990.)

 

5. Интернет-ресурсы: http://edu.km.ru? http://www.hrono.info/biograf/pugach00.htm

 

6. Иллюстрации: портреты А.С. Пушкина, М.Цветаевой, иллюстрации к произведению.

 

7. Видеофрагмент художественного фильма "Русский бунт".

 

8. Схема "Проверка нравственной стойкости".

 

9. Исследовательские проекты:

-  « Поиски смысла жизни Петром Гриневым».

-  «Пугачев – благодетель  или злодей?"

 -  «Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина»)

(Приложение 2)

 

10. Презентации:

- «Мой любимый герой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

- « Иллюстраторы героев А.С.Пушкина» .

-  «Пугачевское восстание в музыке».

 

 

 

 

    Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная 25-летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.

 

      И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

 

     Цель нашего урока – находить решение к ключевым задачам, которые предлагает произведение А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»,

 В чем состоит  загадка человеческой жизни, истории? Вот круг вопросов, над которыми размышлял Пушкин в конце жизни.

   Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - это историческое произведение, отражающее события того времени.  Но несмотря на давность времени и  небольшой объем, оно и в 21 веке востребовано, потому что полно глубокого смысла.

- Какие нравственные проблемы поднимает автор? ( полностью раскрывает значение таких понятий, как «честь» и «долг»).

Создавая психологический портрет героя автор наделяет его глубокими человеческими качествами. Каждый, оказываясь в трудной ситуации, делает свой нравственный выбор, где  понятия «честь» и «долг» очень важны.

Блок литературы.

- Первая ключевая задача. Определите значение этих понятий. ( словарь)

 

- Вторая ключевая задача. Проверим ваши знания текста.

 

II Блиц-опрос.

 

1.Имя отца Гринёва? (Андрей Петрович).

 

2. Служил при графе…(Минихе)

 

3. Сыну был пожалован в дядьки…(стремянной Савельич).

 

4.На каком году выучился Петруша грамоте? (на 12-ом).

 

5.Он мог здорово сулить о…(свойствах борзого кобеля).

 

6. Был нанят француз…(мосьн Бопре).

 

7…который в Отечестве своём был…(парикмахером).

 

8. А в Пруссии…(солдатом).

 

9. А потом приехал в Россию, чтобы стать…(учителем, не очень понимая значения этого слова)

 

10. Батюшка вошёл на урок…(географии).

 

11. В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

 

12. А Бопре?(спал сном невинности).

 

13. Отец Петруши сказал: «Пускай послужит он в армии…, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Шаматон – это…(бездельник, шалопай).

 

14. Иван Кузьмич Миронов и его жена были люди самые…(почтенные).

 

15. Иван Кузьмич вышел в офицеры из…(солдатских детей).

 

16. Он был необразованный и простой, но самый… (честный и добрый человек).

 

17. В Марье Ивановне «я нашёл…(благоразумную и чувственную девушку»).

 

18. Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…»(пару серёг).

 

20. Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?»

 

     («Знаю по опыту её нрав и обычай»).

 

21. Как ответил Гринёв? («Ты лжёшь, мерзавец, лжёшь самым бесстыдным образом»)

 

22. Позднее он скажет: «Вместо грубой и неприступной насмешки увидел я в его гнусных словах ...(обдуманную клевету»).

 

23. Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце…года.(1773)

 

24. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства…(неспокойными и опасными подданными»).

 

25. Последовало усмирение бунта…( картечью и жестокими наказаниями).

 

26. Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула…» Кому было адресовано письмо? (коменданту Белогорской крепости).

 

27. далее: «…учинил непростительную дерзость…» Кто? Какую дерзость?(Емельян Пугачёв назвался именем императора Петра III).

 

28. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите? Умирать так умирать…»(дело служивое).

 

29. О ком это? «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? (об Емельяне Пугачёве).

 

30. Схвачен был башкирец с…(возмутительными листами). «Я взглянул на него и содрогнулся…Ему казалось лет 70…У него не было…» (ни носа, ни ушей)

 

31. «Но узенькие глазки его ещё...(сверкали огнём»).

 

32. «Юлай взял плеть и замахнулся,  - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, …(в котором вместо языка шевелился короткий обрубок).

III Задание для аргументированного ответа.

 

·    Можно ли назвать «Капитанскую дочку»

 

- бытовым романом ?

 

- нравоучительным романом ?

 

- историческим романом ?

Вывод:  О жанре произведения можно спорить, но мы видим в нём и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем. Исторический роман – это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь. (В. Ян).

 Блок истории.

- Какое   историческое событие легло в основу романа А.С.Пушкина?

- Что вы знаете о нем?

- Почему А.С.Пушкин обращается к нему?

- Третья ключевая задача. Исследуйте характер поступков одного из героев и сделайте вывод о его нравственных качествах.  Все учащиеся составляют таблицу  «Проверка нравственной стойкости«, слушая  выступающих.                                                                        (Исследовательские проекты,  созданные в группах по темам:

1. Поиски смысла жизни Петром Гриневым.

2.Пугачев – благодетель  или злодей?"

3.  Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина)

                               

                             «Проверка нравственной стойкости «

 

Имя героя

Жизненные испытания.

Поступки.

Черты характера.

  Выводы.

Петр Гринев

 

 

 

Емельян Пугачев

 

 

 

Маша Миронова

 

 

 

 

- Четвертая ключевая задачаПрезентация «Мой любимый герой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». ( Изобразить героя, выделив главное в его характере; снять и показать через компьютер)

Блок живописи.

- Пятая ключевая задача.  Презентация « Иллюстраторы героев А.С.Пушкина» ( указать автора, героя произведения и слова из текста).

Вопрос классу. Что является главным в портрете? (дать связный ответ)

Ключевые слова: беспринципность, жадность, зависть, лицемерие, нравственная нечистоплотность, нравственное рабство, равнодушие, самолюбие, гуманность, человеколюбие, справедливость, благодарность, милосердие, верность слову, честность сострадание, человечность , самоотверженность.  

Блок музыки.

-       Шестая ключевая задача.  Презентация  «Пугачевское восстание в музыке».

-       Как в музыке раскрывается тема пугачевского восстания? (сообщение с указанием автора, прослушиванием музыкального фрагмента.

-       Седьмая ключевая задача. Публичное выступление.  «Нравственное благородство человека»

-       Выводы по теме урока:

-       А.С.Пушкин смог подняться над «жестоким веком», 1.Капитанская дочка" - духовное завещание писателя. 2.А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.

3.Человеческие взаимоотношения.

4. От века люди честью дорожили:

Ведь без нее мы  стали б горстью пыли.

Сокровище на свете разве есть

Ценней, чем незапятнанная честь?


Справка об авторе Муравлёва Елена

Справка об авторе Муравлёва Елена

Педагогические технологии : проблемного обучения, метода проектов, компьютерные технологии

Педагогические технологии : проблемного обучения, метода проектов, компьютерные технологии

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл

В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к мысу

В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к мысу

Кто? Какую дерзость?(Емельян Пугачёв назвался именем императора

Кто? Какую дерзость?(Емельян Пугачёв назвался именем императора

Проверка нравственной стойкости «

Проверка нравственной стойкости «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2020