Справка об авторе
Муравлёва Елена Валентиновна
Ученую степень не имеет
Ученого звания нет
Должность – учитель русского языка и литературы
Место работы – ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат «
Город Жердевка, Тамбовской области
Тема: Нравственный выбор героев А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
(интегрированный урок – решение ключевых задач)
Интегрируемые предметы: литература, история, изобразительное искусство, музыка.
Честь – имущество души.
И над душой лишь Бог властитель.
П.Кальдерон
(испанский драматург)
Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.
Тип занятия - урок комплексного применения знаний.
Цели по содержанию занятия:
1. Образовательные - способствовать формированию понятий "честь", "благородство", «предательство»;
2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство", правильно оценивать поступки людей.
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Педагогические технологии: проблемного обучения, метода проектов, компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".
2. А.С. Пушкин "История Пугачева".
3. М.Цветаева "Пушкин и Пугачев"
4. В.И. Буганов. Емельян Пугачев. (Книга для учащихся средних и старших классов.- М.: Просвещение, 1990.)
5. Интернет-ресурсы: http://edu.km.ru? http://www.hrono.info/biograf/pugach00.htm
6. Иллюстрации: портреты А.С. Пушкина, М.Цветаевой, иллюстрации к произведению.
7. Видеофрагмент художественного фильма "Русский бунт".
8. Схема "Проверка нравственной стойкости".
9. Исследовательские проекты:
- « Поиски смысла жизни Петром Гриневым».
- «Пугачев – благодетель или злодей?"
- «Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина»)
(Приложение 2)
10. Презентации:
- «Мой любимый герой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- « Иллюстраторы героев А.С.Пушкина» .
- «Пугачевское восстание в музыке».
Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная 25-летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.
И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Цель нашего урока – находить решение к ключевым задачам, которые предлагает произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,
В чем состоит загадка человеческой жизни, истории? Вот круг вопросов, над которыми размышлял Пушкин в конце жизни.
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - это историческое произведение, отражающее события того времени. Но несмотря на давность времени и небольшой объем, оно и в 21 веке востребовано, потому что полно глубокого смысла.
- Какие нравственные проблемы поднимает автор? ( полностью раскрывает значение таких понятий, как «честь» и «долг»).
Создавая психологический портрет героя автор наделяет его глубокими человеческими качествами. Каждый, оказываясь в трудной ситуации, делает свой нравственный выбор, где понятия «честь» и «долг» очень важны.
Блок литературы.
- Первая ключевая задача. Определите значение этих понятий. ( словарь)
- Вторая ключевая задача. Проверим ваши знания текста.
II Блиц-опрос.
1.Имя отца Гринёва? (Андрей Петрович).
2. Служил при графе…(Минихе)
3. Сыну был пожалован в дядьки…(стремянной Савельич).
4.На каком году выучился Петруша грамоте? (на 12-ом).
5.Он мог здорово сулить о…(свойствах борзого кобеля).
6. Был нанят француз…(мосьн Бопре).
7…который в Отечестве своём был…(парикмахером).
8. А в Пруссии…(солдатом).
9. А потом приехал в Россию, чтобы стать…(учителем, не очень понимая значения этого слова)
10. Батюшка вошёл на урок…(географии).
11. В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).
12. А Бопре?(спал сном невинности).
13. Отец Петруши сказал: «Пускай послужит он в армии…, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Шаматон – это…(бездельник, шалопай).
14. Иван Кузьмич Миронов и его жена были люди самые…(почтенные).
15. Иван Кузьмич вышел в офицеры из…(солдатских детей).
16. Он был необразованный и простой, но самый… (честный и добрый человек).
17. В Марье Ивановне «я нашёл…(благоразумную и чувственную девушку»).
18. Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…»(пару серёг).
20. Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?»
(«Знаю по опыту её нрав и обычай»).
21. Как ответил Гринёв? («Ты лжёшь, мерзавец, лжёшь самым бесстыдным образом»)
22. Позднее он скажет: «Вместо грубой и неприступной насмешки увидел я в его гнусных словах ...(обдуманную клевету»).
23. Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце…года.(1773)
24. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства…(неспокойными и опасными подданными»).
25. Последовало усмирение бунта…( картечью и жестокими наказаниями).
26. Генерал Р. Писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула…» Кому было адресовано письмо? (коменданту Белогорской крепости).
27. далее: «…учинил непростительную дерзость…» Кто? Какую дерзость?(Емельян Пугачёв назвался именем императора Петра III).
28. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите? Умирать так умирать…»(дело служивое).
29. О ком это? «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? (об Емельяне Пугачёве).
30. Схвачен был башкирец с…(возмутительными листами). «Я взглянул на него и содрогнулся…Ему казалось лет 70…У него не было…» (ни носа, ни ушей)
31. «Но узенькие глазки его ещё...(сверкали огнём»).
32. «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, …(в котором вместо языка шевелился короткий обрубок).
III Задание для аргументированного ответа.
· Можно ли назвать «Капитанскую дочку»
- бытовым романом ?
- нравоучительным романом ?
- историческим романом ?
Вывод: О жанре произведения можно спорить, но мы видим в нём и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем. Исторический роман – это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь. (В. Ян).
Блок истории.
- Какое историческое событие легло в основу романа А.С.Пушкина?
- Что вы знаете о нем?
- Почему А.С.Пушкин обращается к нему?
- Третья ключевая задача. Исследуйте характер поступков одного из героев и сделайте вывод о его нравственных качествах. Все учащиеся составляют таблицу «Проверка нравственной стойкости«, слушая выступающих. (Исследовательские проекты, созданные в группах по темам:
1. Поиски смысла жизни Петром Гриневым.
2.Пугачев – благодетель или злодей?"
3. Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина)
«Проверка нравственной стойкости «
Имя героя |
Жизненные испытания. |
Поступки. Черты характера. |
Выводы. |
Петр Гринев |
|
|
|
Емельян Пугачев |
|
|
|
Маша Миронова |
|
|
|
- Четвертая ключевая задача. Презентация «Мой любимый герой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». ( Изобразить героя, выделив главное в его характере; снять и показать через компьютер)
Блок живописи.
- Пятая ключевая задача. Презентация « Иллюстраторы героев А.С.Пушкина» ( указать автора, героя произведения и слова из текста).
Вопрос классу. Что является главным в портрете? (дать связный ответ)
Ключевые слова: беспринципность, жадность, зависть, лицемерие, нравственная нечистоплотность, нравственное рабство, равнодушие, самолюбие, гуманность, человеколюбие, справедливость, благодарность, милосердие, верность слову, честность сострадание, человечность , самоотверженность.
Блок музыки.
- Шестая ключевая задача. Презентация «Пугачевское восстание в музыке».
- Как в музыке раскрывается тема пугачевского восстания? (сообщение с указанием автора, прослушиванием музыкального фрагмента.
- Седьмая ключевая задача. Публичное выступление. «Нравственное благородство человека»
- Выводы по теме урока:
- А.С.Пушкин смог подняться над «жестоким веком», 1.Капитанская дочка" - духовное завещание писателя. 2.А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.
3.Человеческие взаимоотношения.
4. От века люди честью дорожили:
Ведь без нее мы стали б горстью пыли.
Сокровище на свете разве есть
Ценней, чем незапятнанная честь?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.