Тема: Общие сведения о невербальном общении
Оценка 4.9

Тема: Общие сведения о невербальном общении

Оценка 4.9
doc
13.09.2022
Тема: Общие сведения о невербальном общении
Общие сведения о невербальной коммуникации.doc

 

Тема: Общие сведения о невербальном общении

 

Представьте, что бы вы делали, как общались с людьми, если бы попали в страну, язык которой нам неизвестен. Как вы попросите попить? Как сообщите, что голодны? Правильно, с помощью жестов. Действительно, язык жестов можно считать, меж­дународным, так как он понятен и общедоступен. Это показал немецкий ученый Карл Леонхард, который в течение долгих лет собирал, изучал и описывал выразительные движения людей (пантомимику, мимику, жестикуляцию и т. д.). Первым такую мысль высказал Ч. Дарвин, но немецкий ученый доказал ее правиль­ность систематическим описанием многих тысяч выразитель­ных движений и фонации (звучаний типа междометии).

Представьте себе двух ораторов, которые говорят  на одну и ту же тему, причем совершенно одинаково - одинаковыми словами, одинаковыми голосами, но первый выглядит мешковато, сутулится, не поднимает глаз от своей бумажки, стоит на трибуне как истукан, а второй -  дружелюбно смотрит в зал, улыбается, стройный, подтянутый, держится естественно, когда нужно  - выходит из-за трибуны, подтверждает свои слова соответствующими жестами. Понятно, какого оратора будут слушать охотнее,                      какой оратор вызовет больше симпатий у публики и чье выступление лучше запомнится.

Или же возьмем другую ситуацию. Двое соискателей пришли к работодателю в надежде получить единственное имеющееся у него свободное место на фирме.  Возраст, пол,  квалификация, стаж -  все у соискателей одинаково, кроме внешнего вида. Один из них все время ерзает на стуле, не поднимает глаз, одет мешковато, лицо одутловатое, под глазами мешки, выражение лица саркастическое. Второй  -  сидит почтительно, но спокойно, уверенно, отвечает четко, глядя прямо на менеджера, вид имеет спортивный, подтянутый, выражение лица дружелюбное, открытое. Каждому ясно, кого примут на работу, а кого — нет. О первом соискателе менеджер подумает, что тот имеет проблемы со здоровьем, не совсем искренен и что-то скрывает, скорее всего, имеет сложности в личной жизни или вредные привычки, да и характер у него — не сахар, что может создать дополнительные трения и конфликты в коллективе. Зачем такого брать на работу? В то же время второй производит впечатление искреннего, общительного, здорового физически и не скандального. Естественно, предпочтение будет отдано ему.

Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20—40% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств. В «немом» языке, иначе говоря, в действиях, которыми мы сопровождаем свою речь, очень много средств. Вы дотронулись до руки собеседника, ото­двинулись или придвинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонации, повышение или понижение голоса, пауза, движение всей рукой или только кистью  — все имеет свой смысл. Даже ваш костюм и его цвет могут иметь совершенно определенное значение.

Благодаря невербальной коммуникации мы можем считывать информа­цию прямо со своего собеседника, как с экрана, на котором идет немой фильм. Не говоря ни слова, мы понимаем, в каких случа­ях следует прибегнуть к рукопожатию, а в каких воздержаться; кому приветливо улыбнуться, а к кому повернуться спиной; мы можем определить эмоциональное состояние человека, правду или ложность его высказываний и пр.

Рассматривая нашего партнера по общению сверху вниз, мы можем получить информацию о нем уже по тому, как лежат его волосы, насколько модная у него прическа. Структура волос так­же несет информацию. Аристотель считал, что если у человека волосы тонкие, как шерсть у коз, овец или зайцев, то он обычно «из робкого десятка», волосы жесткие, как у львов или кабанов, чаще встречаются у храбрых людей. Очень короткая стрижка выдает спортсмена или человека излишне занятого, чтобы еще заниматься своими волосами. Поэтические, художественные на­туры тяготеют к длинным волосам или вычурным расцветкам.

 

Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальных средств общения:

1. Визуальные:

ü  кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка;

ü  выражение лица, выражение глаз;

ü  позы, осанка, положение головы;

ü  направление взгляда, визуальные контакты;

ü  кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

ü  проксемика (пространственная и временная организа­ция общения): расстояние до собеседника, угол поворо­та к нему, персональное пространство;

ü  вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);                                                                      

ü  средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках.

2. Акустические:

ü  паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука;

ü  экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздо­хи, кашель, хлопанье.

3. Тактильные:

ü  такесика: прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4.Ольфакторные:

ü  приятные и неприятные запахи окружающей среды;

ü  естественный и искусственный запахи человека.

 

Основными задачами невербального общения можно считать следующие:

        создание и поддержка психологического контакта, регу­ляция процесса общения;

        придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;

        выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом.

Когда говорят о невербальной коммуникации, то прежде всего подразумевают дополнительную информацию о человеке которую дают нам внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка.

Особенность невербального поведения в том, что его прояв­ление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, «словесному» общению. Существу­ют, однако, случаи, когда невербальному общению обучают спе­циально для достижения благоприятного впечатления. Особенно много внимания этому уделяют в театральных учебных заве­дениях. Каждая роль, каждый характерный герой должен отличаться своим невербальным поведением. То же самое можно сказать об имиджах политиков, рекламных красавиц и т. д.
Возьмите, например, конкурсы красоты «Мисс России» или «Мисс Вселенная», на которых каждая конкурсантка обучается таким движениям тела, которые излучают теплоту и искрен­ность. Чем с большим мастерством участница конкурса может передавать эти сигналы, тем больше очков она получит от судей. Политические деятели нередко являются опытными спе­циалистами в области невербального поведения. Репетируя свои будущие выступления перед зеркалом, они используют язык тела для того, чтобы добиться расположения своих избирателей и заставить их поверить своим речам.  

Немецкий философ Шопенгауэр считал, что если мы хотим понять человека, то следует наблюдать его, так сказать, через замочную скважину, и при этом тогда, когда он находится в комнате один. Только наедине со своими мыслями у человека появляется именно то выражение, которое ему свойственно и которое, следовательно, выдает его действительное душевное со­стояние; только когда человек бывает самим собой, складки на его лице не подтянуты и видны во всей своей резкости. Если нам удается наблюдать человека, когда он бывает наедине с са­мим собою, то составленное о нем суждение подчас бывает до­вольно близко к истине.

Как только человек заговорит с кем-нибудь или узнает, что на него смотрят, — свойственное ему выражение улетучивается, складки на лице подтягиваются, глаза становятся любезнее, доб­рее, и лицо принимает соответствующее данному моменту выра­жение. Но даже опытные специалисты могут демонстрировать нужные движения только в течение короткого периода времени, поскольку вскоре организм непроизвольно передаст сигналы, противоречащие его сознательным действиям.

Иногда на выразительность невербального языка оказывает влияние наряд человека. Вспомните себя в новом и очень доро­гом платье. Если одежда плохо сидит или тесна, то вы будете скованы в своих движениях. Хотя это достаточно редкие случаи, но их важно иметь в виду, чтобы лучше понять язык жестов.

 

Список используемой литературы и  публикаций сети Интернет

1.  https://scienceforum.ru/2015/article/2015014528

2.  Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам. M.: ЭКСМО-Пресс, 2013.-101 с.

3.   Собольников, В. В.  Невербальные средства коммуникации : учебное пособие для вузов / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 164 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05922-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454621

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема: Общие сведения о невербальном общении

Тема: Общие сведения о невербальном общении

Даже ваш костюм и его цвет могут иметь совершенно определенное значение

Даже ваш костюм и его цвет могут иметь совершенно определенное значение

Ольфакторные: ü приятные и неприятные запахи окружающей среды; ü естественный и искусственный запахи человека

Ольфакторные: ü приятные и неприятные запахи окружающей среды; ü естественный и искусственный запахи человека

Как только человек заговорит с кем-нибудь или узнает, что на него смотрят, — свойственное ему выражение улетучивается, складки на лице подтягиваются, глаза становятся любезнее, доб­рее,…

Как только человек заговорит с кем-нибудь или узнает, что на него смотрят, — свойственное ему выражение улетучивается, складки на лице подтягиваются, глаза становятся любезнее, доб­рее,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022