Урок русского языка в 4 г классе
Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ гимназия им. И.Ш.Муксинова г.Янаул
Тема: «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных»
Цели: закрепить представление об одушевлённости и неодушевлённости как особом грамматическом значении имён существительных
Обучающие
1. Выработать навыки
определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.
2.Пополнить
активный словарь учащихся новыми словами, развивать навыки письменной речи.
Развивающие:
1. Развитие наглядно-образного и логического мышления, воли, внимания.
2. Развивать языковую эрудицию школьника, развивать интерес к языку и речевой
активности
3.Развивать УУД самоконтроля, самооценки.
Воспитательные:
1. Научить детей видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать любовь и
бережное отношение к малой родине.
2. Воспитывать трудолюбие путём создания ситуации успеха , толерантность и
милосердие .
Универсальные учебные действия ( УУД метапредметные)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, самоконтроля, самооценки.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные: учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Познавательные: использовать общие приемы решения учебной задачи
Оборудование:
1.В.В.Репкин.Учебник «Русский язык » для 4 класса.
2.Интерактивная раскраска «Кот Леопольд и мыши»
3.Презентация «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных»
5.Толковый словарь С.И. Ожегова. – М.: Просвещение, 2007 год
Ход урока
I .ОМЭ
1.Оргмомент. (Слайд №2)
(Чтение стиха хором)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Только тот, кто много знает,
В жизни что-то достигает!
-Эти слова сегодня будут нашим девизом!
-Запишем дату. ( Двадцать второе ноября. Классная работа)
2. Минутка чистописания. (Слайд №3)
- Прочитайте на слайде слова орфоэпически (читают), орфографически
( Король, попугай, мальчик, яблоко, солнце)
-Назовите слова, в которых есть мягкий согласный звук (король, попугай, мальчик, яблоко)
-Какое слово из них лишнее? (солнце) Почему? (орфограмму в слове солнце можно проверить по правилу непроизносимой согласной)
-Запишем буквосочетание согласных в слове солнце. Обратите внимание на правильное написание петельки буквы Ц.
( лнц лнц лнц лнц лнц лнц)
3.Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
Слайд №4.Фото Писательницы Татьяны Рик и ее книги «Здравствуй, имя Существительное!»
Детская писательница Т. Рик написала такие строки:
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города , планеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!
-А что же мы знаем об этой части речи? Расскажите! ( На доске выставляю схему – название предмета - кирпичик)
-Что такое имя существительное? ( Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?, изменяется по Падежу и Числу, имеет постоянный Род и постоянную грамматическую категорию Одушевленности- Неодушевленности. В предложении играет роль подлежащего и дополнения.)
-Какие грамматические категории есть у имени существительного? Сколько их?( 4: ГКП, ГКЧ, ГКР, ГКО/Н)
- Как образуются ГКЧ? (ГКЧ =ГФЧ+ГЗЧ) (формула – на доске)
-Сколько ГФЧ? (2) Какие? (ед. ч., мн.ч.)
- Как их отличить? (Формы ед.ч. называют один предмет, а мн.ч. – больше одного) Например? (…..)
- Как образуются постоянная ГКР? (ГКР =ГФР+ГЗР) (формула –на доске)
- Сколько ГФР у существительного?(3) Какие? Например?
- Как образуются ГКП? (ГКП =ГФП+ГЗП) (формула –на доске)
- Сколько ГФП у существительного? (6) Назовите их? ( И. п. есть кто? что? и т.д.)
- Как образуются постоянная ГКО/Н? (ГКО/Н =ГФО/Н+ГЗО/Н) (формула –на доске)
- Сколько ГФО/Н у существительного ? (2)
- Какие? (форма одушевленности, форма неодушевленности)
- Как их различить? (С помощью трех Падежных значений)
-Каких? (И.п, Р.п. ,В.п.)
4.Постановка учебной задачи. Мотивация.
- Ребята, а кто из вас уверен в том, что он легко и быстро определит одушевленность или неодушевленность имени существительного? Поднимите руку. Есть такие! Здорово!
- А слово КУКЛА – это одушевленное существительное или неодушевленное? Задумались?! Кто считает, что существительное кукла –одушевленное – поднимите руку! Кто считает, что существительное кукла –неодушевленное – поднимите руку! У нас получилось два мнения. А кто же из вас прав?
-Чтобы это выяснить, мы должны решить учебную задачу. Сформулируйте учебную задачу сегодняшнего урока. (Сегодня мы уточним наши знания о ГКО/Н имен существительных. Будем упражняться в распознавании О/Н имен существительных)
-Важно ли это? Где пригодятся знания? (в 5 классе)
II.ПИЭ
1.Повторение.
-Продолжаем не лениться , а трудиться!
(Слайд № 5.Картинка – шутка «Имя существительное»)
-Рассмотрите внимательно слайд. Для чего я показала вам именно эту картинку? ( Говорим об именах существительных)
-Где мы уже встречались с некоторыми словами? (на минутке чистописания)
-Продолжим работу по этой картинке!
- Давайте, ребята, поможем королю распределить имена существительные по группам! Одни слова будут относиться к группе слов, которые отвечают на вопрос КТО? За них ответственными назначаются ребята 1 варианта. Поднимите руку! Другие слова отнесем к группе слов, которые будут отвечать на вопрос ЧТО? За них ответственными назначаются ребята 2 варианта. Поднимите руку!
-Я хочу обратить ваше внимание на то, что вам могут встретиться незнакомые слова. Это слово ДРАКОН ( чтение по правилам словарной работы).
- Кто спрятался за деревом? (ПРИНЦЕССА) Это новое слово для нас. Поработаем над ним.( чтение по правилам словарной работы + карточка со словом на доске).
- Обратите внимание на табличку у реки. Какое слово на ней написано? (ПРИЧАЛ) Как вы понимаете это слово? (Место, где останавливаются речные и морские суда)
- А у нас в Янауле есть причал? (Нет, у нас нет моря) (Слайд № 6)
-А я нашла в нашем городе «Причал»! Там все-таки есть морские и речные суда. Вот, посмотрите. Узнали место?! Это уютное кафе в нашем парке Культуры и отдыха.
-Почему слово в кавычках и написано с заглавной буквы? ( Имя собственное)
-Кто из вас ходит в парк Культуры и отдыха? Кому из вас там нравится? Чем хорош городской парк? (…)
- Как должен вести себя гимназист в общественном месте? ( Беречь природу. Соблюдать чистоту, вести себя как воспитанный человек)
-Мы выяснили написание трудных слов, а остальные слова будете записывать самостоятельно. У доски от 1 варианта будет работать _________,
А от 2 варианта ______________. ( По ходу записи идет комментирование, проговаривание орфоэпически и орфографически)
- Почему же одни сущ-е отвечают на вопрос КТО ,а другие на вопрос –ЧТО?
(Слайд № 7. Повторяем правило!)
Форма существительного, которая обозначает «живое существо» и отвечает на вопрос КТО?, называется одушевленной.(Например: кот, дракон, король, принцесса, попугай, мальчик)
Форма существительного, которая обозначает «неживой предмет» и отвечает на вопрос ЧТО?, называется неодушевленной (Например: яблоко, дерево, труба, лодка, море и т.д.)
-Что еще помогает определить одушевленное или неодушевленное существительное? (Совпадение падежных окончаний: Р.п. =В.п мн.ч.,
И.п. = В.п.мн.ч.)
( Слайд №8. Моделируем правило!)
- В моделях мы разбираемся лучше, поэтому наши правила изобразим в виде
схемы. Посмотрите на слайд! Все ли признаки О/Н имен существительных указаны ? ( да, все)
-Докажите, что сущ-е дракон, мальчик –одушевленные, а дерево и причал –неодушевленные, используя нашу схему.( На доске и в тетрадях запись:
Р.п. (нет)кого? драконов И.п. (есть) что? деревья
В.п. (вижу) кого? драконов В.п. (вижу) что? деревья
Р.п. (нет)кого? мальчиков И.п. (есть) что? причалы
В.п. (вижу) кого? мальчиков В.п. (вижу) что? причалы
-К каким существительным отнесем слова дракон? Мальчик? Дерево? Причал?
2.Упражнения в распознавании О/Н имен существительных.
1) «Сказка про кота и плот»
-Уточнение требуется? Ни о чем не хотите меня спросить? Да, это сказка не про тот плод, что созрел на дереве, а про тот плот, что сделан из бревен для перевозки людей и грузов. (Слайд № 9 .Картинка «Плот»)
- По реке плывет плот. А на берегу сидит ленивый кот. Плот спрашивает кота:
-Ты живой?
-Живой! –отвечает кот.
А чем докажешь?
-Я двигаюсь!-отвечает кот.
-Это я двигаюсь, а ты сидишь на месте, -возмутился плот.
- Захочу –буду двигаться: бегать, прыгать, вышагивать!
-Я –одушевленный плот, а все коты –неодушевленные.
Кот подумал и говорит:
-Я тебе грамматически докажу точно, кто есть кто, а что есть что! Я тебя В.п. жечь буду. Твой И. п. не устоит против моего В. п.
-Прав ли кот? Сможет ли он доказать это? Давайте ему поможем! Обсудите в паре. Кто готов – возьмите друг друга за руки и встаньте.
(К доске вызвать 2 пары учащихся: 1 ученик пишет доказательство, а другой – проверяет, помогает.)
(На доске:
Кот- коты плот- плоты
Р.п. (нет)кого? котов И.п. (есть) что? плоты
В.п. (вижу) кого? котов В.п. (вижу) что? плоты
Одушевленное Неодушевленное)
- Вот и все на своих местах! Живой кот! Неживой плот! И в этом нам помогли падежи!
Физминутка «Реснички»
2) Упражнения в распознавании одушевленности- неодушевленности имен сущ-х.
-А мы продолжаем!
-Вы будете работать в группах по 4 человека. Вспомним правила такой работы!
· Игра «Найди лишнее слово» ( наборы слов для каждой группы:
1.бабочка,судак, тюльпан
2.соловей, песня ,певец
3.самолет, машина, летчик
4.насекомое, животное, сердце
5.дерево, девочка, кукла
· Интерактивная раскраска «Кот Леопольд и мыши. О/Н имена существительные»
Дорогой друг!
Помоги мне раскрасить картинку.
Тебе нужно определить одушевлённым или неодушевлённым является выделенное имя существительное.
Если ответ будет правильным, то картинка раскрасится.
Желаю удачи!
-Понравилось вам играть?(да)
-Ребята, а что было для вас самым интересным , и для многих из вас стало открытием? ( Существительное КУКЛА)
-По древним поверьям славян КУКЛА считалась живым существом, наделенным душой. Она оберегала жилище, очаг семьи. Поэтому, в современной грамматике мы и находим следы этих поверий. Существительные КУКЛА, МАТРЕШКА, ПЕТРУШКА – ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Более подробно вы об этом будете говорить в 5 классе.
III.РОЭ.
1. Итог урока.
- О какой ГК существительных мы говорили на уроке?
-Были ли у вас затруднения? Какие? (Трудно было поставить слово в нужный падеж, изменить по числу, сравнить окончания .Ведь это надо было делать быстро, а главное правильно)
- Сумели мы справиться с затруднениями? (да)Что вам помогло? (взаимоуважение, дружба, доброе отношение др. к др.)
2. Рефлексия.
- Выберите тот Смайлик, который отображает ваше внутреннее состояние в конце урока.
Слайд №13.
«Я ничего не понял!»
«У меня остались вопросы!»
«Я во всем разобрался!»
3.Домашнее задание (дифференцированное)
(на партах лежат полоски разных цветов)
Белая полоска-«Распределить слова в 2 столбика по О/Н»
Желтая полоска -«Выучить стихотворение «Где поставить запятую?» и выписать существительные в 2 столбика по О/Н»
Зеленая полоска -«Сочинить сказку про О/Н существительные»
-Выберите полоску с домашним заданием. Покажите выбранную полоску!
- Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.