Тема: «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных»
Оценка 4.6

Тема: «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных»

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
10 кл—11 кл
27.01.2020
Тема: «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных.  Упражнение в распознавании  одушевленных и  неодушевленных  имен существительных»
Урок русского языка проводится с целью закрепить представление об одушевлённости и неодушевлённости как особом грамматическом значении имён существительных. На уроке формируются УУД по готовности и способности обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, самоконтроля, самооценки.
Урок русского языка в 4 г классе.docx

Урок русского языка в 4 г классе

Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ гимназия им. И.Ш.Муксинова г.Янаул

Тема: «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных.  Упражнение в распознавании  одушевленных и  неодушевленных  имен существительных»

Цели:  закрепить  представление об одушевлённости и неодушевлённости как особом  грамматическом значении  имён существительных

Обучающие
1. Выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных.

2.Пополнить активный словарь учащихся новыми словами, развивать навыки письменной речи.
Развивающие:
1. Развитие наглядно-образного и логического мышления, воли, внимания.
2. Развивать языковую эрудицию школьника, развивать интерес к языку и речевой активности

3.Развивать УУД  самоконтроля, самооценки.

Воспитательные:
1. Научить детей видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине.
2. Воспитывать трудолюбие путём создания ситуации успеха , толерантность и милосердие .

Универсальные учебные действия ( УУД метапредметные)

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, самоконтроля, самооценки.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные:    учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Познавательные:   использовать общие приемы решения учебной  задачи

Оборудование: 

1.В.В.Репкин.Учебник «Русский язык » для 4 класса.

2.Интерактивная раскраска «Кот Леопольд и мыши»

3.Презентация «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных.  Упражнение в распознавании  одушевленных и  неодушевленных  имен существительных»

5.Толковый словарь С.И. Ожегова. – М.: Просвещение, 2007 год

Ход урока

I .ОМЭ

         1.Оргмомент. (Слайд №2)

(Чтение стиха хором)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает!

-Эти слова  сегодня будут нашим девизом!

-Запишем дату. ( Двадцать второе ноября.  Классная   работа)

2. Минутка чистописания. (Слайд №3)

- Прочитайте  на слайде слова орфоэпически (читают), орфографически

( Король, попугай, мальчик, яблоко, солнце)

-Назовите слова, в которых есть мягкий согласный звук (король, попугай, мальчик, яблоко)

-Какое слово  из них лишнее? (солнце) Почему? (орфограмму в слове солнце можно проверить по правилу непроизносимой согласной)

-Запишем буквосочетание согласных в слове солнце. Обратите внимание на правильное написание петельки буквы Ц.

(   лнц    лнц  лнц лнц    лнц  лнц)

3.Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

Слайд №4.Фото Писательницы Татьяны Рик и ее книги «Здравствуй, имя Существительное!»

Детская писательница Т. Рик написала такие строки:

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города , планеты -

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!

-А что же мы знаем об этой части речи? Расскажите! ( На доске выставляю схему – название предмета - кирпичик)

-Что  такое имя существительное? ( Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы  КТО? или ЧТО?, изменяется по Падежу и Числу, имеет постоянный Род и постоянную грамматическую категорию Одушевленности- Неодушевленности. В предложении играет роль подлежащего и дополнения.)

-Какие грамматические категории есть у имени существительного? Сколько их?( 4: ГКП, ГКЧ, ГКР, ГКО/Н)

- Как образуются   ГКЧ? (ГКЧ =ГФЧ+ГЗЧ) (формула – на доске)

-Сколько ГФЧ? (2) Какие? (ед. ч., мн.ч.)

- Как их отличить? (Формы ед.ч. называют один предмет, а мн.ч. –   больше одного) Например? (…..)

- Как образуются  постоянная   ГКР? (ГКР =ГФР+ГЗР) (формула –на доске)

- Сколько ГФР у существительного?(3) Какие? Например?

- Как образуются   ГКП? (ГКП =ГФП+ГЗП) (формула –на доске)

- Сколько ГФП у существительного?  (6) Назовите их? ( И. п. есть кто? что? и т.д.)

- Как образуются  постоянная   ГКО/Н? (ГКО/Н =ГФО/Н+ГЗО/Н) (формула –на доске)

- Сколько ГФО/Н у существительного ? (2)

- Какие? (форма одушевленности, форма неодушевленности)

- Как их различить?  (С помощью трех Падежных значений)

-Каких? (И.п, Р.п. ,В.п.)

4.Постановка учебной задачи. Мотивация.

- Ребята, а кто из вас уверен в том, что он легко и быстро определит одушевленность или неодушевленность имени существительного? Поднимите руку. Есть такие! Здорово!

- А слово  КУКЛА – это одушевленное существительное или неодушевленное? Задумались?! Кто считает, что существительное кукла –одушевленное – поднимите руку! Кто считает, что существительное кукла –неодушевленное – поднимите руку! У нас получилось  два мнения. А кто же из вас прав?

-Чтобы это выяснить, мы должны решить учебную задачу. Сформулируйте учебную задачу сегодняшнего урока. (Сегодня мы уточним наши знания о ГКО/Н имен существительных. Будем упражняться в распознавании О/Н имен существительных)

-Важно ли это? Где пригодятся знания? (в 5 классе)

II.ПИЭ

1.Повторение.

-Продолжаем не лениться , а трудиться!

 (Слайд  № 5.Картинка – шутка «Имя существительное»)

-Рассмотрите внимательно слайд. Для чего я показала вам именно эту картинку? ( Говорим об именах существительных)

-Где мы уже встречались с некоторыми  словами? (на минутке чистописания)

-Продолжим работу по этой картинке!

- Давайте, ребята, поможем королю  распределить имена существительные по группам! Одни слова будут относиться к группе слов, которые отвечают на вопрос КТО? За них ответственными назначаются ребята 1 варианта. Поднимите руку! Другие слова отнесем к группе слов, которые будут отвечать на вопрос ЧТО? За них ответственными назначаются ребята 2 варианта. Поднимите руку!

-Я хочу обратить ваше внимание  на то, что вам могут встретиться  незнакомые слова. Это слово ДРАКОН ( чтение по правилам словарной работы).

- Кто спрятался за деревом? (ПРИНЦЕССА) Это новое слово для нас. Поработаем над ним.(  чтение по правилам словарной работы + карточка со словом на доске).

- Обратите внимание на табличку у реки. Какое слово на ней написано? (ПРИЧАЛ) Как вы понимаете это слово? (Место, где останавливаются речные и морские суда)

- А у нас в Янауле есть причал? (Нет, у нас нет моря) (Слайд № 6)

-А я  нашла   в нашем городе «Причал»!  Там все-таки  есть  морские  и речные суда. Вот, посмотрите. Узнали место?! Это  уютное кафе в нашем парке Культуры и отдыха.

-Почему слово в кавычках и написано с заглавной буквы? ( Имя собственное)

-Кто из вас ходит в парк Культуры и отдыха? Кому из вас там нравится? Чем хорош  городской парк? (…)

- Как должен вести себя гимназист в общественном месте?  ( Беречь природу. Соблюдать чистоту, вести себя  как воспитанный человек)

-Мы выяснили написание трудных слов, а остальные слова будете записывать самостоятельно. У доски от 1 варианта будет работать _________,

А от 2 варианта ______________. ( По ходу записи идет комментирование, проговаривание орфоэпически и орфографически)

- Почему же одни сущ-е  отвечают на вопрос КТО ,а другие на вопрос –ЧТО?

(Слайд № 7. Повторяем правило!)

Форма существительного, которая обозначает «живое существо» и отвечает на вопрос КТО?, называется одушевленной.(Например: кот, дракон, король, принцесса, попугай, мальчик)

Форма существительного, которая обозначает «неживой предмет» и отвечает на вопрос ЧТО?, называется неодушевленной  (Например: яблоко, дерево, труба, лодка, море и т.д.)

-Что еще помогает определить  одушевленное или неодушевленное существительное? (Совпадение падежных окончаний:   Р.п. =В.п мн.ч.,

И.п. = В.п.мн.ч.)

( Слайд №8. Моделируем  правило!)

- В моделях мы разбираемся лучше, поэтому наши правила изобразим  в виде

схемы. Посмотрите на слайд! Все ли признаки О/Н имен существительных указаны ? ( да, все)

-Докажите, что сущ-е дракон, мальчик –одушевленные, а дерево и причал –неодушевленные,  используя нашу схему.( На доске и в тетрадях  запись:

 Р.п. (нет)кого? драконов                                    И.п. (есть) что? деревья

В.п. (вижу) кого? драконов                                 В.п. (вижу) что? деревья

Р.п. (нет)кого? мальчиков                                    И.п. (есть) что? причалы

В.п. (вижу) кого? мальчиков                                 В.п. (вижу) что? причалы

-К каким существительным отнесем слова дракон? Мальчик? Дерево? Причал?

2.Упражнения в распознавании О/Н имен существительных.

1) «Сказка  про кота и плот»

-Уточнение требуется? Ни о чем  не хотите меня спросить? Да, это сказка  не про тот плод, что  созрел на дереве, а про тот плот, что сделан из бревен для перевозки людей  и грузов. (Слайд № 9 .Картинка  «Плот»)

- По реке плывет плот. А на берегу сидит ленивый кот. Плот спрашивает кота:

-Ты живой?

-Живой! –отвечает кот.

А чем докажешь?

-Я двигаюсь!-отвечает кот.

-Это я двигаюсь, а ты сидишь на месте, -возмутился плот.

- Захочу –буду двигаться: бегать, прыгать, вышагивать!

-Я –одушевленный плот, а все коты –неодушевленные.

Кот подумал и говорит:

-Я тебе грамматически докажу точно, кто есть кто, а что есть что! Я тебя В.п. жечь буду. Твой И. п. не устоит против моего В. п.

-Прав ли кот? Сможет ли он доказать это? Давайте ему поможем! Обсудите в паре. Кто готов – возьмите друг друга за руки и встаньте.

(К доске вызвать 2 пары учащихся: 1 ученик пишет доказательство, а другой – проверяет, помогает.)

(На доске:

Кот- коты                                                         плот- плоты

Р.п. (нет)кого? котов                                     И.п. (есть) что? плоты

В.п. (вижу) кого? котов                                 В.п. (вижу) что? плоты

 Одушевленное                                                   Неодушевленное)

- Вот и все на своих местах! Живой кот! Неживой плот! И в этом нам помогли падежи!

Физминутка «Реснички»

2) Упражнения в распознавании одушевленности- неодушевленности имен сущ-х.

-А мы продолжаем!

-Вы будете работать в группах по 4 человека. Вспомним правила такой   работы!

·        Игра «Найди лишнее слово» ( наборы слов для каждой группы:

1.бабочка,судак, тюльпан

2.соловей, песня ,певец

3.самолет, машина, летчик

4.насекомое, животное, сердце

5.дерево, девочка, кукла

·        Интерактивная раскраска «Кот Леопольд и мыши. О/Н имена существительные»

Дорогой друг!

Помоги мне раскрасить картинку.

Тебе нужно определить одушевлённым или неодушевлённым является выделенное имя существительное. 

Если ответ будет правильным, то картинка раскрасится.

Желаю удачи!

-Понравилось вам играть?(да)

-Ребята, а что было для вас самым интересным , и для многих из вас стало открытием? ( Существительное КУКЛА)

-По древним поверьям славян КУКЛА считалась живым существом, наделенным душой. Она оберегала жилище, очаг семьи. Поэтому, в современной грамматике мы и находим следы этих поверий. Существительные КУКЛА, МАТРЕШКА, ПЕТРУШКА – ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Более подробно вы об этом будете говорить в 5 классе.

III.РОЭ.

1.     Итог урока.

- О какой ГК существительных мы говорили на уроке?

-Были ли у вас затруднения? Какие? (Трудно было  поставить слово в нужный падеж, изменить по числу, сравнить окончания .Ведь это надо было делать быстро, а главное правильно)

- Сумели мы справиться с затруднениями? (да)Что  вам помогло? (взаимоуважение, дружба, доброе отношение др. к др.)

2. Рефлексия.

- Выберите тот Смайлик, который отображает ваше внутреннее состояние в конце урока.

Слайд №13.

«Я ничего не понял!»

«У меня остались вопросы!»

«Я во всем разобрался!»

3.Домашнее задание (дифференцированное)

(на партах лежат полоски разных цветов)

Белая  полоска-«Распределить слова в 2 столбика по О/Н»

Желтая полоска -«Выучить  стихотворение «Где поставить запятую?» и  выписать существительные  в 2 столбика по О/Н»

Зеленая полоска -«Сочинить сказку про О/Н существительные»

-Выберите  полоску с домашним заданием. Покажите выбранную полоску!

- Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 4 г классе

Урок русского языка в 4 г классе

Коммуникативные : учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Коммуникативные : учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Актуализация знаний. Создание ситуации успеха

Актуализация знаний. Создание ситуации успеха

Сколько ГФР у существительного?(3)

Сколько ГФР у существительного?(3)

Рассмотрите внимательно слайд.

Рассмотрите внимательно слайд.

А от 2 варианта ______________

А от 2 варианта ______________

Уточнение требуется? Ни о чем не хотите меня спросить?

Уточнение требуется? Ни о чем не хотите меня спросить?

Упражнения в распознавании одушевленности- неодушевленности имен сущ-х

Упражнения в распознавании одушевленности- неодушевленности имен сущ-х

Сумели мы справиться с затруднениями? (да)Что вам помогло? (взаимоуважение, дружба, доброе отношение др

Сумели мы справиться с затруднениями? (да)Что вам помогло? (взаимоуважение, дружба, доброе отношение др

Тема: «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных»

Тема: «Одушевлённость и неодушевлённость как особое грамматическое значение имён существительных.  Упражнение в распознавании  одушевленных и  неодушевленных  имен существительных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020