ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИМРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА
ТЕМА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel»
Разработал преподаватель:
Преподаватель ГБП ОУ «Кимрский колледж»
Соловьева Татьяна Алексеевна
Г. КИМРЫ
2021
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет Информатика
Тема Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel.
Тип урока урок открытия нового знания
Прогнозируемы результаты
Личностные
Учить проверять себя;
Учить давать оценку своим действиям;
Учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу.
Метапредметные
Учить анализировать и выделять общее;
Учить находить наиболее оптимальный алгоритм решения.
Предметные
Вспомнить, как обознаются столбцы и строки в MS Excel;
Вспомнить понятие имя активной ячейки;
Дать понятие диапазону ячеек;
Назвать данные каких типов могут обрабатываться в электронных таблицах.
Дидактические средств: учебник, презентация, карточки с заданиями для групповой работы
Оборудование:
- Компьютер;
- Жидкокристаллическая панель Samsung;
- Презентация по теме: Организация расчетов в MS Excel.
|
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность студента |
УУД на этапах урока |
1 |
Этап мотивации |
-Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать на уроке вас, а так же наших уважаемых гостей! Присаживайтесь, откройте тетради, запишите в них число. |
Приветствуют преподавателя. Садятся, настраиваются на работу. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
2 |
Этап актуализации |
Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице. Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок Форма организации: фронтальная Метод: беседа: 1. Как обозначаются столбцы и строки электронных таблиц? 2. Как задается имя ячейки? 3. Назовите имя активной ячейки. 4. Назовите имена выделенных диапазонов ячеек. 5. Данные каких типов могут обрабатываться в электронных таблицах? Для расчетов мы применяем формулы. 1. Формула - это … 2. Из чего может состоять формула? |
Студенты отвечают на вопросы
1. столбцы - буквами (A, C, В), строки - числами (1, 2, 3) 2. из заголовка столбца и номера строки: A1, D2 ... 3. В3 4. А2:А3, С4:D4, A6:C8 5. числа, текст, формулы
- Последовательность символов, которая начинается со знака "=" и состоящая из констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки.
Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя |
Коммуникативные УУД: -умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: -постановка и решение проблемы. Личностные УУД: -выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений |
|
||||
3 |
Выявление затруднений
|
Предлагаю решить следующую задачу (Приложение 1): Дан первый член арифметической прогрессии, который равен 2, разность арифметической прогрессии равна 5. Вычислите первые десять членов арифметической прогрессии.
-Что значит арифметическая прогрессия?
-Чему равен первый член арифметической прогрессии?
- Какую формулу мы введем в ячейку, чтобы вывести второй член. -Скопируем её, протягивая за маркер. Получаем, что второй и все последующие члены арифметической прогрессии равны 7.Ошибка!
Выясним, где же мы допустили ошибку. Выводим в режиме формул (Формулы-Показать Формулы). Просмотрим формулы, видим, что при копировании у нас меняются ссылки ячеек.
А что нам необходимо сделать? У нас должна меняться разность? Как же это сделать? Чтобы решить данную задачу, необходимы специальные ссылки. |
- Арифметическая прогрессия – числовая последовательность, в которой каждое число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа (разности) - Первый член арифметической прогрессии равен 2.
=В11+В7
- Нам необходимо чтобы наше значение разности d не менялось при копировании |
Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. Личностные УУД: развитие памяти и мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему - развитие логического мышления
|
4 |
Составление плана |
Назовите тему урока - исходя из темы озвучьте задачи урока: - узнать: - научиться: |
Научиться использовать в формулах адрес ячейки (относительный, абсолютный, смешанный) |
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую) |
5 |
Реализация выбранного плана |
III. Этап формирования новых знаний и умений. Форма организации: фронтальная Метод: лекция с элементами беседы. Тема урока: «Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки» Цель нашего урока – формирование представления об абсолютных, относительных и смешанных ссылках и умение применять их при решении задач. Ссылка - это формализованное обращение к другой ячейке. В первом случаи, когда мы ввели формулу и не получили нужного результата при копировании использовалась относительная ссылка Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле. При смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу: А1 преобразуется в А2, В1 - в В2. При смещении формулы вправо или влево в именах ячеек изменится буквенная часть Что произойдет при копировании вправо? Что произойдет при копировании вниз? В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действия относительной ссылки для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительной, а абсолютной). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Для этой целив имени ячейки, применяется символ $. Таким образом, принцип абсолютной ссылки – при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы не изменяются имена ячеек в формуле.
Вернемся к нашей задаче.
Что мы должны изменить? Нам необходимо чтобы наше значение разности d не менялось при копировании.
Бывают случаи, когда «замораживается» только значения столбца или строки, такие ссылки называют смешанные $C8, $F12. Как вы думаете, при копирование смешанных ссылок как будут меняться формулы? – Что изменится при копировании данной формулы? – Что изменится в данном случае?
|
Внимательно слушают, отвечают на вопросы преподавателя; делают необходимые записи в тетрадь.
Записывают в тетрадь: Ссылка - это формализованное обращение к другой ячейке
Записывают в тетрадь: Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле. =А1*В1→=В2*С1 ↓ =А2*В2
- Изменится буквенная часть, т.к смещение по столбцам -Изменится числовая часть (номера строк)
Записывают в тетрадь: Принцип абсолютной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы не изменяются имена ячеек в формуле
=$А$1*$В$1→=$А$1*$В$1 ↓ =$А$1*$В$1
Поставить знак $ перед буквенной и числовой частью разности, т.е. =В11+$В$7
Меняется только абсолютная часть, т.е. где стоит знак $. Изменится числовая часть (номера строк) Изменится буквенная часть (заголовки строк) |
Познавательные УУД: -постановка и решение проблемы. Личностные УУД: -Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
|
6
|
Первичное закрепление
|
IV. Этап закрепления новых знаний Форма организации: фронтальная Метод: упражнения в решении задач Первичное закрепление (Приложение 2) На экран выводится формула, студенты определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки. 1. Что будет записано в ячейках А2 и С1, при копировании ячейки А1?
2. Что будет записано в ячейках А2 и С2, при копировании ячейки А1?
3. Что будет записано в ячейках А3 и В2 при копировании в них ячейки А2?
4. При копировании ячейкиА2 в ячейки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+$С1 и =А2+$С2 соответственно. Что было записано в ячейке А2?
|
Внимательно слушают, отвечают на вопросы преподавателя
Ответ: =В2+С2 и =D1+E1 1 студент выполняет копирование на интерактивной доске
Ответ: =B2*$C$1, =D2*$C$1 1 ученик выполняет копирование на интерактивной доске
Ответ: =$А1+С1, =$А2+В2 1 ученик выполняет копирование на интерактивной доске
Ответ: =А1+$С1
|
|
7 |
Самостоятельная работа |
Вторичное закрепление. 1. Практическая работа на компьютере (Приложение 3) Форма организации: индивидуальная, работа в группах Метод: практическая работа Последовательность действий: 1. Инструктаж 2. Получение задания 3. Выполнение задания 4. Проверка 5. Дополнительные вопросы на проверку понимания Приступим к выполнению практической работы. Рассаживаемся за свои компьютеры.
-Надо решить три задачи. -Читаем внимательно задание (в первых двух задачах даны подсказки). В третьей задаче подсказок нет и здесь дано дополнительное задание, попробуйте его выполнить. Если задание выполнено правильно, слово «неверно» меняется на «верно» Выполняем(звучит музыка) -Кто сделал «сохраняет как» под своей фамилией на локальном диске, поднимает руку и садится за парту, либо консультирует других учеников. Время выполнения 10 минут 2.Устное повторение
2.Из ячейки А2 в ячейку В2? 3. Из ячейки А2 в ячейку С3?
3.Какие значения будут получены в ячейки С2, если в неё скопировать формулу из ячейки С1?
5.Какие значения будут получены в ячейки В3, если в неё скопировать формулу из ячейки А1?
7.Какие значения будут получены в ячейки С3, если в неё скопировать формулу из ячейки С2? |
Выполняют практическую работу на компьютере.
Выполнившие студенты консультируют других.
Рассаживаются за парты
Внимательно слушают, отвечают на вопросы преподавателя
|
Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Регулятивные УУД: -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; -умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Регулятивные УУД: -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
8 |
Включение в систему знаний |
|
|
|
9 |
Итоги урока, рефлексия. |
Форма организации: фронтальная Метод: беседа
- Что нового узнали? (С какими ссылками мы с Вами сегодня познакомились?)
-В чем заключаются принципы относительной и абсолютной ссылок?
- Что получилось? - Что не получилось и почему? Заключительное слово преподавателя: 1. Выводы по теме урока: Сегодня на уроке мы рассмотрели использование абсолютной и относительной адресации при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение электронных таблиц при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия. 2. Комментарий деятельности учащихся на уроке Итак, на этом уроке мы с Вами довольно плодотворно и активно поработали. Оценки будут выставлены после проверки Ваших практических заданий.
|
Отвечают на вопросы.
-О существовании относительных и абсолютных ссылках. Научились их применять на практике. (Относительными, абсолютными и смешанными ссылками) -Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле
- Принцип абсолютной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы не изменяются имена ячеек в формуле.
Внимательно слушают.
|
Регулятивные УУД: -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.