Тема «Основные методы селекции растений и животных»
Оценка 4.7

Тема «Основные методы селекции растений и животных»

Оценка 4.7
docx
29.03.2022
Тема «Основные методы селекции растений и животных»
урок биол 11 селекция растений.docx

Тема «Основные методы селекции растений и животных» (11 класс)

Цель:  продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных и растений.

Задачи:

Обучающие

·         продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.

·         познакомить учащихся с методами селекции  животных и растений.

·         продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.

Развивающие:

·         способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.

·         создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.

·         создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала

·         способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.

Воспитывающие:

·         создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира

·         способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.

·         создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.

Демонстрационное оборудованиемультемедийный проектор, презентация PowerPoint, фотографии животных, распечатанные на бумаге формата А4 эпиграфы.

План урока:

I. Организационный момент 
II. Этап проверки домашнего задания 
III. Объяснение нового материала 
IV. Закрепление полученных знаний 
V. Домашнее задание 
VI. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

–К изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке? (Селекция)
– Сегодня на уроке мы с вами должны:
– повторить основные понятия темы «Селекция»;
– углубить материал по данной теме

II. Проверка домашнего задания

–Какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых  и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.)
– Хорошо. А скажите, какая наука является теоретической базой селекции? (Генетика)
– А теперь подумайте, почему именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому что основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала. В своей работе селекционеры стараются использовать все многообразие диких и культурных растений.)
– Правильно. На необходимость использовать в селекции растений все видовое многообразие флоры нашей планеты указывал еще академик Николай Иванович Вавилов (слайд 2) – выдающийся генетик и селекционер. Именно Николаем Ивановичем были выделены 8 центров происхождения культурных центров растений. Давайте вспомним, какие это центры. Обратите внимание, на слайде перечислены культурные растения, такое же задание и на карточках на ваших столах.  Ваша задача записать на карточках  центры их происхождения. (Слайд 3,
Приложение 2)

Учащиеся записывают в тетрадь центры происхождения растений.

– Время вышло. Поменяйтесь карточками. На следующем слайде красным цветом обозначены  правильные ответы. Отметьте знаком «+» правильные ответы, знаком «–» – неверные.  (Слайд 4)
(взаимопроверка, оценивание результатов)

Учащиеся называют количество ошибок.

– Для того, чтобы дальше продолжать изучение темы, нам нужно повторить основные термины. Мы будем с вами разгадывать кроссворд.  (Слайды 5-12)

Вопросы:

По горизонтали:

·        Популяция растений, искусственно созданная человеком? (Сорт)

·        Как называется метод, при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)

По вертикали:

·        Наука о выведении новых сортов растений и пород животных?

·        В основе этого метода, который используется до сих пор, лежит концепция, разработанная еще Ч. Дарвиным.

·        Популяция животных, искусственно созданная человеком?

·        Популяция микроорганизмов, искусственно созданная человеком?

http://festival.1september.ru/articles/593735/img2.gif

– Какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)

– Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с особенностями селекции животных и растений, методами, применяемыми в их селекции, а о селекции микроорганизмов поговорим  на следующем уроке. (Слайд 13)
– учащиеся записывают в тетрадях тему урока – «Особенности селекции животных,  растений и микроорганизмов» (Слайд 14)

III. Объяснение нового материала

– Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры. 

Селекционеры создали прекрасные сорта культурных  растений. А какими методами они пользовались мы узнаем прочитав текст параграфа 65. У вас на столах распечатки со схемой такой же как на слайде. В схеме пропущено несколько методов селекции растений.  Ваша задача, используя текст параграфа 65 на страницах 246-252 заполнить недостающие графы в таблице и кроме того привести пример на каждый вид скрещивания растений. (Слайд 15,Приложение 3)
– Теперь проверим, что вы написали. А теперь посмотрим, что у вас должно было получиться… (слайд  16)
– Итак, мы познакомились с основными методами селекции растений. Как вы думаете, отличаются ли методы селекции растений от методов селекции животных? (Нет… )
– Методы селекции животных те же, что и методы селекции растений, но при их применении селекционерам приходится учитывать ряд особенностей, характерных для животных.
– Скажите, пожалуйста, какие это особенности?

  • Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем
  • Потомство, полученное от одной пары производителей, невелико
  • Высока селекционная ценность каждой особи

(Слайд 17)
– Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться. Потомство, полученное от одной пары производителей невелико, поэтому возникает проблема максимально сохранить его. Следовательно, селекционная ценность каждой особи высока. 
– Запишите пожалуйста в тетрадь основные особенности селекции животных, представленные  на слайде 18

  • Одомашнивание
  • Гибридизация
  • Отбор

– Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных. 

Гибридизация и  индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных. Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве. 
В селекции животных применяют 2 вида гибридизации.

http://festival.1september.ru/articles/593735/img1.gif

(Слайд 19)

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости.  Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.  
Сочетание – родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.
Важным направлением в селекции животных является направление гетерозиса. Особенно широко явление гетерозиса применяется, например, в птицеводстве - при получении бройлерных цыплят. 
О новых видах животных  мы узнаем  из доклада … (опережающее задание).

Материал для виртуальной экскурсии

Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди  некоторых пород домашних животных, а  заодно и вспомним основные методы селекции животных.

1. Аутбридингом получен, например, собаковолк

http://festival.1september.ru/articles/593735/img1.jpg

Собаки и волки скрещиваются довольно свободно. Волк – это пугливое животное с особенным поведение и развитым охотничьим инстинктом. Челюсти у него гораздо мощнее, чем у собаки. Поведение гибридов волка и собаки непредсказуемо. 
Для того, чтобы  приручить животное, обязательно нужна дрессировка

2. Инбридингом получены:

Тигролев – это помесь самца тигра и самки льва. Они имеют склонность к карликовости и обычно по размерам меньше своих родителей. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

http://festival.1september.ru/articles/593735/img3.jpg

Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

http://festival.1september.ru/articles/593735/img2.jpg

Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.

http://festival.1september.ru/articles/593735/img4.jpg

3. У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности. Классическим примером проявления гетерозиса является мул – гибрид кобылы и осла. Это сильное, выносливое животное, которое может использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы.

http://festival.1september.ru/articles/593735/img5.jpg

IV. Закрепление полученных знаний

Тестовые задания по теме «Селекция» (Приложение 1)

V.  Домашнее задание (Слайд 22)

1) Параграфы 65-66
2) Заполнить таблицу, используя текст параграфа 66

Ученые - селекционеры и их достижения

Методы, используемые при получении необходимых признаков

Сорта или породы, полученные ученым

 

 

 

– Таким образом, сегодня на уроке, повторили основные понятия темы «Селекция»,  познакомились с методами селекции растений и методами селекции животных


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема «Основные методы селекции растений и животных» (11 класс)

Тема «Основные методы селекции растений и животных» (11 класс)

II. Проверка домашнего задания –Какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов

II. Проверка домашнего задания –Какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов

Какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация) –

Какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация) –

Слайд 17) – Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться

Слайд 17) – Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться

О новых видах животных мы узнаем из доклада … (опережающее задание)

О новых видах животных мы узнаем из доклада … (опережающее задание)

Лигр – это помесь самца льва и самки тигра

Лигр – это помесь самца льва и самки тигра

У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности

У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022