Коррекционно – образовательные цели. Формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи. Расширение и активизация словаря по теме «Игра».
Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Продолжать развивать умение распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины. Формирование умения осознанно применять средства образной выразительности (интонацию, мимику, жесты).
Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска,, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, корона, мяч, письмо, магнитофон, картина «Принцесса Несмеяна», разноцветные домики, карточки с заданиями, картинки с различными эмоциональными состояниями.
Ход работы.
1. Орг. Момент.
Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать.
А сейчас мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся!
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
Логопед: А хотите оказаться в сказке и путешествовать по волшебной Стране Настроений? (Дети соглашаются идти в путешествие).
Логопед: Тогда повторяйте за мной волшебные слова:
Хлопну, топну, повернусь,
В сказке тотчас окажусь.
Дети повторяют слова, а логопед надевает корону.
Фея:
Вот и в сказке мы, друзья!
Фея Настроенья я.
В моей стране не скучно,
Встретят вас радушно!
А вам я предлагаю выбрать себе настроение, надеть маску и произнести фразу «Пойдём играть» с настроением вашей маски.
Игра «Рассели по домикам».
Фея: Вот и оказались мы в Стране Настроений и начинается наше путешествие. Первая остановка «Домики». Все жители этой Страны живут в разноцветных домиках. А какие где догадайтесь сами, потому что все персонажи перепутались и поссорились. Ребята, давайте им поможем. Надо в соответствии с эмоциями расселить персонажей по домикам. Отвечаем вот так: «Красная шапочка живёт в красном домике, потому что у неё радостное настроение».
Фея : Вы помогли персонажам и наше путешествие по Стране Настроений продолжается.
Игра: «Подбор слов – антонимов».
Логопед: Ребята, а вы любите играть? И ваше любимое занятие – игра. А какая бывает игра? Давайте поиграем с мячом. Вы мне будете называть слово с противоположным значением и катить мячик обратно.
Игра смешная - …печальная
Игра грустная - …весёлая.
Игра шумная - … тихая.
Игра спокойная - …подвижная.
Игра старая - …новая.
Игра взрослая - …детская.
Игра напольная - …настольная.
Игра: «Доскажи словечко».(Падежные конструкции)
Фея: А теперь закончите предложение словом игра, изменяя его правильно.
Знают взрослые и дети,
Что для школьников важна
В детском возрасте …(игра)
Вялы мы, скучны, грустны
Без интереснейшей …(игры)
А развиваемся вполне
Мы благодаря …(игре)
Я всегда себе найду очень умную …(игру)
Мамы, папы, ждут ребят,
Придя с работы в детский сад.
Но мы не хотим идти домой –
Так увлечены …(игрой)
Спать ложимся в темноте,
Сны нам снятся об …(игре)
Игра «Собери колобок».
Фея: Ребята, а какие настольные игры вы знаете? Я предлагаю вам поиграть в пазлы. Это сказочный персонаж с различными настроениями, а какой вы узнаете, когда соберёте.
Игра «Семейка слов».(образование родственных слов)
Фея: А теперь попробуем найти «Семейку слов» к слову ИГРА.
Логопед: (показывает настольную игру) Что это?(Игра)
Чем мы обычно играем?(игрушками)
Как называется человек, который играет?(игрок)
Как называется хранилище игр? (игротека)
Если команда выиграла, то у неё?(выигрыш)
А если проиграла, то …(проигрыш)
Тигрёнок игрушка, какой? (игрушечный)
Комната для игр, какая? (игровая)
Котёнок какой? (игривый)
Ребёнок , который играет…(играющий)
Что мы делаем с игрушками? (играем)
Мы можем… (поиграть, доиграть, сыграть, заиграться, выиграть, проиграть и т.д.).
Пальчиковая игра «Маленькая мышка».
Фея: А сейчас давайте поиграем с пальчиками.
Маленькая мышка
По городу бежит, (Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.)
Глядит ко всем в окошки,
Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
И пальчиком грозит: (Грозим пальчиком)
"А кто не лёг в кроватку?
Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать?
Переворачиваем руки на другой "бок".
Такого непослушного
Я буду щекотать!"
Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.
Фея:: Играли пальчики, ушки, глаза,
Теперь будет думать и голова.
Игра «Скажи по-другому».(Подбор синонимов к слову «играть»).
Логопед: Посмотрите на картинки, скажите, что на них нарисовано. Как можно сказать по-другому?
Девочка занимается любимым делом. -(Девочка играет с игрушками)
Артист играет на сцене – (Артист выступает на сцене)
Музыкант музицирует, аккомпанирует. – (Музыкант играет на скрипке).
Мальчики занимаются спортом. – (Мальчики играют в хоккей).
Солнце играет лучами. – (Солнце сияет, сверкает, лучится)
Игра «Расскажи и покажи».(Работа над эмоциями).
(Детям предлагается две картинки. На первой изображена проигравшая команда, на второй – выигравшая. На лицах игроков ярко выражены эмоции)
Фея: Посмотрите внимательно на лица игроков проигравшей команды.
Какие игроки проигравшей команды?(Грустные , печальные, огорчённые)
Что игроки делают? (Грустят, печалятся, огорчаются)
Изобразите проигравшую команду.
Если мы вдруг проиграли,
Мы грустим, печалимся.
Опускаем ниже плечи,
Еле передвигаемся.
Фея: Посмотрите внимательно на игроков выигравшей команды и выберите нужную эмоцию. Какие лица у игроков – победителей? (Весёлые, радостные, счастливые, довольные, улыбающиеся)
Что делают победители? (Веселятся, радуются, улыбаются)
Изобразите выигравшую команду.
Если выиграли, тогда
Кричим громкое: «Ура!»
Игра: “Мы делаем вот так”
Фея: В благодарность за то, что вы собрали колобков они оставили вам ещё игру.
Когда нам грустно – мы делаем так.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы испуганы – мы такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
Когда мы радуемся – мы делаем так.
Фея: Наше путешествие продолжается. И мы идём к замку Короля Сердце. Но его почему – то нет, а здесь только письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже знакомы с моими слугами Радостью и Грустью. У меня есть дочь. Она раньше дружила с Радостью, была улыбчивая, весёлая, радостная и звали ее Смеяна. Но потом она подружилась с Грустью и та забрала у неё все другие эмоции и её стали называть Несмеяна. Ребята, пожалуйста, помогите развеселить царевну. Царь Сердце.»
Фея: Как звали царевну? Почему у нее было такое имя? С кем она дружила? Что она любила делать? С кем она подружилась потом? Какой она стала? Подберите как можно больше слов, похожих по значению, к слову «грустная». Почему теперь ее зовут Несмеяна?
Фея : Ребята,а как же мы можем помочь Царю , как можно развеселить Несмеяну? Дети предлагают свои варианты (пощекотать, рассказать смешную историю, подарить подарок и т.д.) поиграть.
Игра «Покажи настроение»
Фея: Ребята, я кажется знаю, что надо делать! Надо обратиться к Азбуке Настроения. Надо назвать и показать правильно все эмоции и тогда Несмеяна вновь будет Смеяной.(У каждого ребёнка набор с пиктограммами)
· Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно
- В поле зернышка не видно!» (Грусть)
· Вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.(Злость)
· А маленькое облачко над озером плывёт,
И удивлённо облачко приоткрывает рот(Удивление)
А теперь послушайте рассказ, который называется «В лесу»
· Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – никого нет. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов. Вроде бы слышит он какой – то шорох, потрескивание веток. –А вдруг это волк или медведь? Но тут ветки раздвинулись и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Что чувствовал мальчик , потерявшийся в лесу? (Страх)
· А теперь мы с вами вместе,
Потанцуем танец мой!
Повторяйте все за мной. (Танец маленьких утят.)
Танец маленьких утят.
Фея: Ребята, что вы почувствовали, когда танцевали танец? (Радость)
Фея: Ребята, вы правильно назвали все эмоции и они вернулись к Смеяне. Давайте посмотрим какая она стала.
Фея: Ребята, нам пора возвращаться домой из сказки. Помните заклинание?
Хлопну, топну, повернусь,
В группе тотчас окажусь.
3. Подведение итогов
Упражнение «Мои впечатления»
Логопед: Ребята, вам понравилось в сказке? Что вам запомнилось? Хотите ли еще путешествовать по волшебную Страну Настроений и познакомиться с другими слугами царя Сердце? А теперь представьте, что вы тоже стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными.
Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...(сказать ласковые слова, обнять, поцеловать, пусть избавятся от болезней; пусть долго живут; пусть у всех будет дом; пусть все дружно живут; пусть все будут счастливы...
И тогда все люди станут радостными! Молодцы, возвращайтесь в группу!
Всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.