Тема: План-конспект урока по русскому языку в 4 классе "Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык"
Оценка 4.9

Тема: План-конспект урока по русскому языку в 4 классе "Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык"

Оценка 4.9
docx
04.08.2024
Тема:  План-конспект урока по русскому языку в 4 классе  "Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык"
Тема.docx

Тема:  Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык

Цели: познакомить с учебником и правилами работы с ним; воспроизвести и уточнить представления о речи и её значении в жизни человека.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): познавательные (п.) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные (к.) — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные (р.) — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные (л.) — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Знакомство с учебником

-  В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны русского языка, а помогать нам будет новый учебник — для 4 класса. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 2 и 3 классов, чем отличается от них.

-  Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание русского писателя И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.)

-  К чему он нас призывает? (Беречь русский язык.)

-  Что это значит? Как мы можем его беречь?

-  Прочитайте обращение авторов учебника.

-  Какие открытия нам поможет сделать учебник?

- Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы объясняют необходимость изучать русский язык.

-  Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, что обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и объясните, для чего они нужны.

-  Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.

-  Назовите виды грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены?

III. Самоопределение к деятельности

-  Прочитайте название раздела на с. 5.

-  Какие слова Д.С. Лихачёва стали эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете?

-  Прочитайте, что нам предстоит вспомнить.

-  Прочитайте пословицы.

•   Какова голова, такова и речь.

•   Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

•  Хорошая речь слаще мёда.

•   Видна птица по перьям, а человек — по речам.

-  Что их объединяет? (Все пословицы о речи.)

-  Объясните смысл пословиц.

К. Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

-  Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского?

-  О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О языке )

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 1 (с. 6).

-  Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.

-  Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? («Нет ничего такого... чего нельзя было бы передать русским словом».)

-  Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва.

-  Почему по речи человека можно судить о том, что он собой представляет?

-  Определите главную мысль высказываний. (Чтобы наша речь стала понятной для окружающих людей, выразительной, интересной, надо учиться правильно говорить.)

-  Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание (уровень повышенной сложности): найти в словаре и выписать мудрые изречения о русском языке.

(На данном этапе урока можно использовать школьный  словарик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)

Упр. 2 (с. 6).

-  Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

-  Как речь помогает человеку в жизни? Как может подвести?

-  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

-  Запишите в словарик слово человек, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-  Что означает это слово? (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

-  Составьте с этим словом словосочетание, запишите, черкните непроверяемые гласные.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

—  Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Мурка и ежата

Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к.лючих ежат в мя..кие тряпоч..ки и подн..сли к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.

Ёж..ки уткнули мордоч..ки в тёплый кошкин ж..вот. М..лыши сосали м..лоч..ко у новой мамы. Так д..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.

..днажды л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы решили сп..сти ежат и поделили г..лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тронула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.

(По Е. Кузнецову)

VII. Рефлексия

—  Продолжите пословицы.

•   Слово не воробей,... (вылетит — не поймаешь).

•   Умные речи... (и слушать приятно).

•   По речам узнают... (человека).

•   Видна птица по перьям, а человек — ... (по речам).

—  Подчеркните орфограммы в слове из словаря.

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке?

—  Какую роль играет речь в жизни человека?

—  Кому захотелось вести словарик мудрых изречений о языке? Как вы его оформите? Как вы будете располагать высказывания в словаре?

У вас будет возможность представить свой проект на итоговом уроке в конце четверти.

Домашнее задание

Упр. 2 (с. 6) — написать сочинение по пословице.


 

Тема: Знакомство с учебником «Русский язык»

Тема: Знакомство с учебником «Русский язык»

Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? («Нет ничего такого

Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? («Нет ничего такого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2024