Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
ЗАВГОРОДНЕЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
р.п. Шербакуль 2018 г
ФИО: Гусева Ольга Александровна
Специальность: воспитатель
Место работы: Филиал «Школа сад п.Калинка»
Стаж: 1 год
Образование: среднее педагогическое
Дата начала работы над темой: 01.10.2019 учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2022 учебный год.
Тема по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Срок реализации: 2019-2022 учебный год.
2019-2020 учебный год - Тема «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц»
2020-2021 учебный год – Тема «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц»
2021-2022 учебный год – Тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи самообразования:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
2. Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
3. Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.
4. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
5. Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.
6. Поделиться опытом работы с педагогами по теме «Формирование у детей дошкольного возраста (3-4 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц».
7. Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц»,»Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц», «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
8. Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы руками детей»
9. Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение
существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с
ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить
абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с
ними. Как отмечали Выготский Л.С. и Леонтьев А.А., это особенно
важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с
преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше
вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать
таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован
только один вид памяти – вербальный.
Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
К.Д.Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
2018-2019 учебный год-Тема «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц»
Формы работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год.
№ |
План работы |
Мероприятия |
Уровень |
Сроки |
Пред-й результат |
1 |
Изучения научной и методической литературы. |
Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез 2014 Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
|
ДОУ |
Сен-рь 2019 |
Повышение теоретического, научно-методического уровня. |
2 |
Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме |
Консультация с педагогами ДОУ, изучить материал по педа-им наработкам в интернет источнике |
ДОУ |
Октябрь 2019 |
Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работавших по данной теме |
3 |
Разработка программы по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
|
Утверждение на педагогическ-ом совете |
ДОУ |
Ноябрь 2019 |
Повышение профессионального мастерства и компетентности |
4 |
Изучение технологии проектной деятельности |
Самообразование при помощи интернет-источников |
ДОУ |
Ноябрь 2019 |
Повышение компетентности
|
5 |
Разработать проект «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» на 2018-2019 г
|
Составление плана по реализации проекта |
ДОУ |
Дек-рь 2019 |
Повышение профессионального мастерства и компетентности |
6 |
Изучения научной и методической литературы по теме проекта |
3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. М., 2005. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
|
ДОУ |
Дек-рь 2019 |
Повышение теоретического, научно-методического уровня. |
7 |
Подбор русских народных сказок для чтения по образовательной программе согласно возрастным особенностям дошкольника
|
Составление мнемотаблиц |
ДОУ |
Январь 2020 |
Использование мнемотаблиц в работе с детьми |
8 |
Оформление папок передвижек «Сказки по мнемотаблице» |
Ознаком-ие родителей с материалами папки-передвижки |
ДОУ |
Январь 2020 |
Повышение компетентности родителей |
9 |
Реализация проекта |
Работа по плану проекта |
ДОУ |
Январь-2020-январь 2021 |
Использование программы в работе с детьми |
10 |
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» |
Выступление на педагогическ-ом совете |
ДОУ |
Фев-ль 2020 |
Поделится теоретическими знаниями по данной теме с педагогами ДОУ |
11 |
Доклад и презентация по теме «Формирование у детей навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» |
Выступление на семинаре-практикуме |
РЦИиМО |
Март |
Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме |
12 |
Мастер-класс для родителей по теме «Пересказ русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» |
Разработка и проведение мастер-класса для родителей на собрание |
ДОУ |
Апрель 2020 |
Повышение компетентности родителей и привлечения их к участию в данной программе |
13 |
Анализ плана по саморазвитию |
Круглый стол |
ДОУ |
Май 2020 |
Оценка по саморазвитию |
14 |
Составить картотеку мнемотаблиц по русским народным сказкам |
Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги)
|
ДОУ |
Май 2020 |
Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми |
2020-2021 учебный год – Тема «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц»
Формы работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.
№ |
План работы |
Мероприятия |
Уровень |
Сроки |
Предполога-й результат |
|||
1. |
Изучения научной и методической литературы. |
Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15 |
ДОУ |
Сен-рь 2020 |
Повышение теоретического, научно-методического уровня |
|||
2 |
Разработать проект по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц для детей 4-5 лет |
Составление плана работы по проекту |
ДОУ |
Окт-рь 2020 |
Повышение профессионального мастерства и компетентности педагога |
|||
3 |
Подбор стихотворений для чтения по образовательной программе согласно возрастным особенностям дошкольника |
Составление мнемотаблиц |
ДОУ |
Ноябрь 2020 |
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по разучиванию стихотворений |
|||
4 |
Оформление папок передвижек «Учим стихи с помощью мнемотаблиц» |
Ознакомление родителей с материалами папки-передвижки |
ДОУ |
Ноябрь 2020 |
Повышение компетентности родителей |
|||
5 |
Совместный проект с родителями по изготовлению мнемотаблиц «Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц» |
Привлечение родителей к участию в образовательной деятельности дошкольников |
ДОУ |
Дек-рь 2020 |
Повышение компетентности родителей |
|||
6 |
Реализация проекта |
Работа по плану проекта |
ДОУ |
Январь-2020-январь 2022 |
Использование программы в работе с детьми |
|||
7 |
Подготовить НОД с учётом ФГТ |
Открытый просмотр НОД «Учим стихотворение с помощью мнемотаблицы» |
ДОУ |
Фев-ль 2021 |
Поделится опытом работы по данной теме проекта с педагогами ДОУ |
|||
8 |
Подготовить выступление на тему «Формирование у детей навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц» |
Выступление на семинаре |
РЦИиМО |
Март 2021 |
Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме |
|||
9 |
Подготовка отчёта о проделанной работе за год |
Выступление на педа-ском совете |
ДОУ |
Апрель 2021 |
Оценка по саморазвитию |
|||
10 |
Составить картотеку мнемотаблиц по стихотво-рениям |
Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги)
|
ДОУ |
Май 2021 |
Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми |
|||
2021-2022 учебный год – Тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год.
№ |
План работы |
Мероприятия |
Уровень |
Сроки |
Предполога-й результат |
|||
1. |
Изучения научной и методической литературы. |
Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
|
ДОУ |
Сентябрь 2021 |
Повышение теоретического, научно-методического уровня |
|||
2 |
Разработать проект по описательным рассказам с помощью мнемотаблиц для детей 4-5 лет |
Составление плана работы по проекту |
ДОУ |
Октябрь 2021 |
Повышение профессионального мастерства и компетентности педагога |
|||
3 |
Подбор материала согласно возрастным особенностям дошкольника для работы по описательным рассказам |
Составление мнемотаблиц |
ДОУ |
Ноябрь 2021 |
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по описательным рассказам |
|||
4 |
Оформление папок передвижек «Описательные рассказы» |
Ознакомление родителей с материалами папки-передвижки |
ДОУ |
Декабрь 2021 |
Повышение компетентности родителей |
|||
5 |
Реализация проекта |
Работа по плану проекта |
ДОУ |
Январь-2022-Январь 2022 |
Использование программы в работе с детьми |
|||
6 |
Подготовить НОД с учётом ФГТ |
Открытый просмотр НОД «Учим стихотворение с помощью мнемотаблицы» |
ДОУ |
Февраль 2022 |
Поделится опытом работы по данной теме проекта с педагогами ДОУ |
|||
7 |
Подготовить выступление на тему «Формирование у детей навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц» |
Выступление на семинаре |
РЦИиМО |
Март 2022 |
Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме |
|||
8 |
Совместный проект с воспитанниками старшей возрастной группы по изготовлению мнемотаблиц «Описательные рассказы с помощью мнемотаблиц»» |
Выставка мнемотаблиц изготовленных дошколь-ками |
ДОУ |
Апрель 2022 |
Вызвать желание детей заниматься по мнемотаблицам |
|||
9 |
Подготовка отчёта о проделанной работе за три года |
Выступление на педа-ском совете |
ДОУ |
Апрель 2022 |
Достичь поставленной цели по саморазвитию |
|||
10 |
Составить картотеку мнемотаблиц по русским народным сказкам, стихотво-рениям и описательным рассказам. |
Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги)
|
ДОУ |
Май 2022 |
Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми |
|||
11 |
Подготовить документы к конкурсу |
Участие в районном этапе всероссийского конкурса «Воспитатель года» |
РЦИи МО |
Май 2022 |
Участие в областном этапе конкурса |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.