Тема: Почему растаяла Снегурочка?
Цель: расширять представления детей о физических свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи в неживой природе.
Задачи: закрепить знания примет зимы детьми;
расширить представления о свойствах воды, снега и льда с помощью опытно-экспериментальной деятельности;
учить детей анализировать и делать выводы в процессе экспериментирования;
развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
развивать интерес к зимним явлениям природы.
Оборудование: кукла Снегурочка, ведерко со снегом, ведерко со льдом, стаканчики с водой, подносы, салфетки, бумага белая и цветная, иллюстрации к рассказу о снеге, «снежок.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом и льдом на прогулке, наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок через лупу, замораживание льда в формочках.
Используемые методические приёмы: сюрпризный момент, игры, вопросы, рассказ воспитателя, художественное слово, опыты.
Ход занятия.
В. Ребята, сегодня к нам пришла гостья из сказки. Угадайте, кто это.
С Дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом,
Нам загадки задаёт и танцует, и поёт.
Из снежинок курточка. Это кто?
Дети: Снегурочка.
(Воспитатель вносит куклу Снегурочку).
С. Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Из какой я сказки?
Какое сейчас время года?
Д. Зима.
С. Я люблю зиму. Ведь мне только зимой можно приходить в гости к детям. Расскажите мне, что происходит зимой, какая погода бывает зимой.
Дети называют приметы зимы.
В. (обобщает): Да, Снегурочка, на улице холодно. Земля, деревья, дома покрыты снегом. Часто дует холодный ветер. Реки замёрзли. Птицы улетели в тёплые края. Зайцы, белки, лисы поменяли старые шубки на новые. Медведи и ежи впали в спячку. Дети и взрослые надели теплую одежду и обувь.
С. А вам, дети, не скучно зимой?
Д. Нет.
В. Давайте расскажем Снегурочке, что мы делаем зимой.
Пальчиковая гимнастика.
Что зимой мы любим делать? (сжимают и разжимают кулаки)
В снежки играть, на лыжах бегать, (выпрямляют и массируют пальцы поочередно)
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчатся,
Бабу снежную лепить,
Весело и дружно жить.
С. Какие вы молодцы. Давайте ещё поиграем.
Подвижная игра «Выпал беленький снежок». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Выпал беленький снежок, (приседают)
Собираемся в кружок. (встают в кружок)
Снег, снег, белый снег, (повороты в стороны)
Засыпает он нас всех. (приседают)
Не боимся мы пороши, (грозят пальчиком)
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны - по швам,
Хватит снега нам и вам. (руки к груди , перед собой ладонями вверх)
С. Ой, что-то жарко у вас стало, мне пора уходить.
( Прощается с детьми, воспитатель уносит куклу и приносит два ведёрка)
В. Угадайте, что оставила нам Снегурочка в подарок.
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает.
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это (лёд)
В. Правильно. ( Воспитатель даёт возможность детям рассмотреть содержимое ведёрка).
А теперь ещё одна загадка:
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
В. Давайте внимательно рассмотрим подарки Снегурочки.
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат салфетки, белая и цветная бумага, подносы. Раздаёт детям по комочку снега и кубику льда.
Опыт №1.
Воспитатель предлагает взять горсть снега и высыпать её, затем сжать снег в ладони.
Затем воспитатель «нечаянно» роняет льдинку. Что с ним случилось? Он раскололся.
Вывод: снег сыпучий, а, если подтает, становиться липким. Лёд – хрупкий.
Опыт №2.
В. А как вы думаете, тонет ли снег и лёд?
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель
Делают вывод: лёд и снег не тонут.
В. Давайте немного согреем наши руки.
Упражнение по самомассажу рук:
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
В. Смотрите, лёд и снег в стаканчиках исчезли, а на подносах лежат в лужицах. Что с ними случилось?
Д. Они растаяли.
Список используемой литературы:
1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
2. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2015.
3.Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики. – Волгоград: Учитель, 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.