Конспект открытого урока в 5 классе по теме
Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография» («Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»)
Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»
Цели:
- повторить, закрепить и обобщить знания по данному разделу;
- формирование навыка грамотного письма;
- воспитывать интерес к русскому языку
Планируемые результаты
Личностные:
§ стремиться к речевому самосовершенствованию
Метапредметные:
§ уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными орфограммами.
Предметные:
§ учащиеся должны знать морфемный состав слова;
§ уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Методы: продуктивный.
Приемы: слово учителя, беседа.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Тихо в школе,
Тихо в классе.
Ну-ка, улыбнитесь, здравствуйте, садитесь.
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране «Морфемика», полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым требуется ваша помощь. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа,
А тему нашего урока мы попробуем сформулировать сами. (работа в парах). На столах у вас лежат листочки со словами, составьте из них предложение, которое и будет темой нашего урока. Слайд 1
2.Определение целей урока.
Повторить:
1) основные понятия раздела
2) план морфемного разбора
3) орфограммы
Применять полученные знания на практике.
2. Закрепление полученных знаний.
Слайд 2-3
1. Мы отправимся путешествовать на поезде, и нужно приобрести билеты. А билетами вам будут служить правильные ответы на вопросы.
1. Часть слова без окончания или все неизменяемое слово – это…..
2. Раздел науки о языке, изучающий морфемы- это….
3. Наименьшая значимая часть слова – это….
4. Значимая часть слова, которая образует формы слова ...
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов…..
6. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов – это….
7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов – это….
Слайд 4 (проверка) ( основа слова, морфемика, морфема, окончание, корень, суффикс, приставка)
Ну а теперь отправляемся в путь, а чтобы в пути не было скучно, то предлагаю расшифровать телеграмму, которую прислали вам жители страны «Морфемика»
Слайд 5
2. «Расшифруй телеграмму». Слайд 6
Вы
…
• приставка как в слове премудрый,
• корень как в слове красавица,
• суффикс как в слове холодный,
• окончание как в слове добрые.
•
корень как в слове ученый,
• суффикс в слове смотреть,
• суффикс как в слове водник,
• окончание как в слове рыбаки.
•
корень как в слове поверье,
• суффикс как в слове проходная,
• окончание как в слове любимые.
•
корень как в слове подружка (ж//з),
• окончание как в слове семья.
Четыре
человека у доски записывают по одному слову и выделяют морфемы.
- Что написано в телеграмме?
ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!
- Запишите в тетрадь, графически обозначьте морфемы.
3. 1-я станция, на которую мы прибываем, называется
«Кто больше?» Слайд 7
-Жители этой станции просят нас о помощи. Послушайте историю, которую они мне поведали:
Жил-был много тысяч лет назад корень - лёт-. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит:
-Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.
Но, что только люди ни делали, из корня дерева так и не выросло. А того люди не знали, что дерево вырастет только в том случае, если появятся росточки - родственные слова от корня
– лёт- .
-Поможем жителям этой станции, придумаем родственные (однокоренные) слова с корнем
– лёт- .
(Ребята делают записи в тетради, затем называют однокоренные слова.)
Слайд 8
-Ребята, посмотрите, какое красивое дерево выросло благодаря вашим словам-росточкам.
-Все слова-росточки на корень похожи, но и своё в каждом есть. Что общего и чем отличаются друг от друга слова-росточки?
-Жителям станции «Кто больше?» мы помогли, теперь можем отправляться дальше. И наш поезд прибывает на станцию
4. «Разбирай-ка». Слайд 9
-Мы не сможем продолжить путешествие, пока не выполним задание. Вам нужно произвести морфемный разбор слов.
Бесшумный, выбегут, радостный, синеватый, перевозчик, поведёшься.
(Один ученик работает у доски)
-Если разобранные вами слова соответствуют схемам, значит, вы все сделали правильно. И наш поезд отправляется дальше.
5 станция – Стадион Физкультминутка Слайд 10
В корне ЛАГ – пишем А ( поднимаем руки вверх шалашиком)
Получается АГА
Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)
Это знаем мы давно
О напишем в корне РОС:
Вырос, перерос, подрос ( встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)
Перед СТ и Щ всегда.
Напишем только букву А ( поднимаем руки вверх шалашиком)
можно двигаться дальше, где нас ждут другие интересные задания.
5. «Собери слова»
У почтальона случилось несчастье: от дождя все конверты расклеились, всё, что в них было, выпало. У слов даже смылись некоторые буквы. Помогите почтальону вставить эти буквы и разложить слова по конвертам.
Сгруппируйте слова по видам орфограмм. (Слайд 6 ) (детей разделить на группы: первая собирает слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок», 2–я с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне слова»,
3-я с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».
Ш..лковый, пол..жить, р..стение, бе..страшный, р..сток, и..тратить, прил..жение, бе..ценный, предл..гать, ш..рох, зар..сли, ж..рдочка, выр..щенный, ж..лтый, ш..пот, бе..вкусный, ра..сматривать, ч..рточка, во..пользоваться, ш..в, отр..сль.
Ключ к заданию. (Слайд 11 )
1: бесстрашный, истратить, бесценный, безвкусный, рассматривать, воспользоваться.
2: шёлковый, шорох, жёрдочка, жёлтый, шёпот, чёрточка, шов.
3: положить, растение, росток, приложение, предлагать, заросли, выращенный, отрасль
6. Молодцы, хорошо справились с заданием, а наш поезд отправляется на станцию « Узнай-ка» Слайд 12
1. Бесчувственный человек, не испытывающий жалости. (Безжалостный). (Слайд 13.
2. Тихая погода, полное отсутствие ветра. (Безветрие). (Слайд 14).
3. Собрание каких – либо однородных предметов, расположенных в определённой системе. (Коллекция).
(Слайд 15)
4. Молодой стебель растения, показавшийся из – под земли. (Росток). (Слайд 16).
5. Число, которое складывается с другим с помощью сложения. (Слагаемое). (Слайд 17).
6. Разместиться в определённом месте. (Расположиться). (Слайд 18)
7. Сладкая плитка. (Шоколадка). (Слайд 19).
8. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия
голосовых связок. (Шёпот). (Слайд 20).
9. Многоэтажная постройка с множеством квартир. (Здание). (Слайд 21).
10. Вот и заканчивается наше путешествие по стране Морфемика (слайд 14). И нам осталось только вернуться домой. А чтобы опять оказаться дома, мы должны выполнить тест
Дополнительно!!! Тестирование по теме
1.Буква о в корне пишется в слове:
а) ш:лковый
б) ж:лудь
в) ш:в
г) ш:пот
2. Буква о в корне пишется в слове:
а) р:сти
б) подр:сла
в) выр:сти
г) р:стение
3. Буква з в приставке пишется в слове:
а) ра:ческа
б) бе:действовать
в)ра:смотреть
г) (с,з)давать
4. Буква ё в корне пишется в слове:
а) крыж:вник
б) ш:колад
в) капюш:н
г) щ:тка
5. Буква а в корне пишется в слове:
а) предл:гать
б) сл:жение
в) предпол:жение
г) прил:жение
Ответы: 1. в 2. б 3. б 4. г 5. а
11. Подведение итогов урока.
- Путешествие подошло к концу, и мы опять дома. Слайд 16
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно.
12. Рефлексия
- Ребята, мы сегодня поиграли, но не просто поиграли, а повторили всю тему «Морфемика», а теперь, если вам было скучно, плохо, неинтересно – встаньте, если хорошо, интересно – поднимите руки, а если очень хорошо, все понравилось, интересно – поднимите руки и хлопните в ладоши.
Домашнее задание. Упр.466, стр. 41 (вопросы и задания)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.