Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»
Оценка 5

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»

Оценка 5
docx
27.06.2021
Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»
Морфемика. Орфография1.docx

Конспект открытого урока в 5 классе по теме

Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография» («Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»)

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»

Цели:

- повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу;

- формирование навыка грамотного письма;

 - воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты

Личностные:

§  стремиться к речевому самосовершенствованию

Метапредметные:

§  уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными орфограммами.

Предметные:

§  учащиеся должны знать морфемный состав слова;

§  уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.

Методы: продуктивный.

Приемы: слово учителя, беседа.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран.

Ход урока

1.     Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Тихо в школе,
Тихо в классе.
Ну-ка, улыбнитесь, здравствуйте, садитесь.

 Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране «Морфемика», полной чудес и загадок, весёлых и умных жителей, которым требуется ваша помощь. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа,

А тему нашего урока мы попробуем сформулировать сами. (работа в парах). На столах у вас лежат листочки со словами, составьте из них предложение, которое и будет темой нашего урока. Слайд 1

2.Определение целей урока.

Повторить:

1)    основные понятия раздела

2)    план морфемного разбора

3)    орфограммы

Применять полученные знания на практике.

2.     Закрепление полученных знаний.

Слайд 2-3

1. Мы отправимся путешествовать на поезде, и нужно приобрести билеты. А билетами вам будут служить правильные ответы на  вопросы.

1.     Часть слова без окончания или все неизменяемое слово – это…..

2.     Раздел науки о языке, изучающий морфемы- это….

3.     Наименьшая значимая часть слова – это….

4.     Значимая часть слова, которая образует формы слова ...

5.     Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов…..

6.     Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов – это….

7.     Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов – это….

 

Слайд 4  (проверка) ( основа слова, морфемика, морфема, окончание, корень, суффикс, приставка)

Ну а теперь отправляемся в путь, а чтобы в пути не было скучно, то предлагаю расшифровать телеграмму, которую прислали вам жители страны «Морфемика»

Слайд 5

2. «Расшифруй телеграмму».  Слайд 6

Вы …
• приставка как в слове премудрый,
• корень как в слове красавица,
• суффикс как в слове холодный,
• окончание как в слове добрые.

• корень как в слове ученый,
• суффикс в слове смотреть,
• суффикс как в слове водник,
• окончание как в слове рыбаки.

• корень как в слове поверье,
• суффикс как в слове проходная,
• окончание как в слове любимые.

• корень как в слове подружка (ж//з),
• окончание как в слове семья.

Четыре человека у доски записывают по одному слову и выделяют морфемы.
- Что написано в телеграмме?

ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!

- Запишите в тетрадь, графически обозначьте морфемы.

3. 1-я станция, на которую мы прибываем, называется

«Кто больше?»  Слайд 7

      -Жители этой станции просят нас о помощи. Послушайте историю, которую они мне поведали:

       Жил-был много тысяч лет назад корень - лёт-. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит:

    -Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.

     Но, что только люди ни делали, из корня дерева так и не выросло. А того люди не знали, что дерево вырастет только в том случае, если появятся росточки - родственные слова от корня

– лёт- .

      -Поможем жителям этой станции, придумаем родственные (однокоренные) слова с корнем

– лёт- .

(Ребята делают записи в тетради, затем называют однокоренные слова.)

      Слайд 8

      -Ребята, посмотрите, какое красивое дерево выросло благодаря вашим словам-росточкам.

      -Все слова-росточки на корень похожи, но и своё в каждом есть. Что общего и чем отличаются друг от друга слова-росточки?

      -Жителям станции «Кто больше?» мы помогли, теперь можем отправляться дальше. И наш поезд прибывает на станцию

 

     4.                                       «Разбирай-ка». Слайд 9

      -Мы не сможем продолжить путешествие, пока не выполним задание. Вам нужно произвести морфемный разбор слов.

Бесшумный, выбегут, радостный, синеватый, перевозчик, поведёшься.

(Один ученик работает у доски)

      -Если разобранные вами слова соответствуют схемам, значит, вы все сделали правильно. И наш поезд отправляется дальше.

5 станция – Стадион Физкультминутка Слайд 10

В корне ЛАГ – пишем А ( поднимаем руки вверх шалашиком)

Получается АГА

Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)

Это знаем мы давно

О напишем в корне РОС:

Вырос, перерос, подрос ( встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)

Перед СТ и Щ всегда.

Напишем только букву А ( поднимаем руки вверх шалашиком)

можно двигаться дальше, где нас ждут другие интересные задания.

 

5.  «Собери слова»

У почтальона случилось несчастье: от дождя все конверты расклеились, всё, что в них было, выпало. У слов даже смылись некоторые буквы. Помогите почтальону вставить эти буквы и разложить слова по конвертам.

Сгруппируйте слова по видам орфограмм. (Слайд  6 ) (детей разделить на группы: первая собирает слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок», 2–я с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне слова»,

3-я с орфограммой  «Чередующиеся гласные в корне слова».

 

Ш..лковый, пол..жить, р..стение, бе..страшный, р..сток, и..тратить, прил..жение, бе..ценный, предл..гать, ш..рох, зар..сли, ж..рдочка, выр..щенный, ж..лтый, ш..пот, бе..вкусный, ра..сматривать, ч..рточка, во..пользоваться, ш..в, отр..сль.

 

Ключ к заданию. (Слайд 11 )

1: бесстрашный, истратить, бесценный, безвкусный, рассматривать, воспользоваться.

2: шёлковый, шорох, жёрдочка, жёлтый, шёпот, чёрточка, шов.

3: положить, растение, росток, приложение, предлагать, заросли, выращенный, отрасль

 

6. Молодцы, хорошо справились с заданием, а наш поезд отправляется на станцию « Узнай-ка» Слайд 12

1.   Бесчувственный  человек,  не  испытывающий  жалости. (Безжалостный). (Слайд 13.

2.   Тихая  погода,  полное  отсутствие  ветра.  (Безветрие). (Слайд 14).

3.   Собрание  каких – либо  однородных  предметов,         расположенных  в  определённой  системе.  (Коллекция).

 (Слайд 15)

4.   Молодой  стебель  растения,  показавшийся  из – под  земли.  (Росток). (Слайд 16).

5.   Число,  которое  складывается  с  другим  с  помощью  сложения.  (Слагаемое). (Слайд 17).

6.   Разместиться  в  определённом  месте.  (Расположиться). (Слайд 18)

7.    Сладкая  плитка.  (Шоколадка). (Слайд 19).

8.   Тихая  речь,  при  которой  звуки  произносятся  без  участия 

голосовых  связок.  (Шёпот). (Слайд 20).

9.   Многоэтажная  постройка  с  множеством  квартир.  (Здание).  (Слайд 21).

10. Вот и заканчивается наше путешествие по стране Морфемика (слайд 14). И нам осталось только вернуться домой. А чтобы опять оказаться дома, мы должны выполнить тест   

 

 Дополнительно!!! Тестирование по теме

 1.Буква о в корне пишется в слове:

  а) шковый

 б) жудь

 в) ш:в

 г) ш:пот

 2. Буква о в корне пишется в слове:

 а) рти

 б) подрла

 в) вырти

 г) ртение

 3. Буква з в приставке пишется в слове:

а) ра:ческа

б) бе:действовать

в)ра:смотреть

г) (с,з)давать

 4. Буква ё в корне пишется в слове:

 а) крыжник

 б) шолад

 в) капюш

 г) щка

 5. Буква а в корне пишется в слове:

 а) предлать

 б) сление

 в) предпол:жение

 г) приление

 

 Ответы: 1. в 2. б 3. б 4. г 5. а

 

11. Подведение итогов урока.

- Путешествие подошло к концу, и мы опять дома. Слайд 16

 

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

 

12. Рефлексия

- Ребята, мы сегодня поиграли, но не просто поиграли, а  повторили всю тему «Морфемика», а теперь, если вам было скучно, плохо, неинтересно – встаньте, если хорошо, интересно – поднимите руки, а если очень хорошо, все понравилось, интересно – поднимите руки и хлопните в ладоши.

Домашнее задание. Упр.466, стр. 41 (вопросы и задания)


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект открытого урока в 5 классе по теме

Конспект открытого урока в 5 классе по теме

Определение целей урока. Повторить: 1) основные понятия раздела 2) план морфемного разбора 3) орфограммы

Определение целей урока. Повторить: 1) основные понятия раздела 2) план морфемного разбора 3) орфограммы

Четыре человека у доски записывают по одному слову и выделяют морфемы

Четыре человека у доски записывают по одному слову и выделяют морфемы

Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)

Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)

Число, которое складывается с другим с помощью сложения

Число, которое складывается с другим с помощью сложения

Я вам, ребята, благодарна.

Я вам, ребята, благодарна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2021