Тема проекта: «Боги древних греков и древних германцев: сходство и различия»

  • doc
  • 02.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вареник П._проект ВИ.doc

ПРОЕКТ

ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта:

«Боги древних греков

и древних германцев:

сходство и различия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:

ученица 6 А класса

Вареник Полина

 

Как и многие народы Древнего мира, греки пытались объяснить все непонятные для них природные явления действиями богов. Позднее боги стали покровительствовать качествам древних греков или занятиям человека – какому-нибудь ремеслу или торговле.

Греки представляли богов похожими на людей – и внешне, и по характеру. Как люди, они могут дружить или враждовать друг с другом, воевать или обманывать. Они могут показываться людям и разговаривать с ними, соревноваться в разных делах, поощрять или наказывать, вступать в брак и иметь детей.

По древнегреческим представлениям, бессмертные боги живут большой семьёй на горе Олимп, поэтому их называют олимпийскими богами. На Олимпе в прекрасных дворцах они пируют и общаются.

Первыми богами были Уран и Гея. Уран, опасаясь, что собственные дети убьют его, скидывал младенцев с горы в пропасть. Гея была не согласна с поведением мужа и спрятала одного из сыновей – Кроноса, который впоследствии занял место отца.

Кроноса постигла та же судьба, что и отца – боясь предательства он проглатывал своих детей от Реи. Но богиня была против, и, не желая, чтобы 6-ого ребенка постигла та же участь, обратилась за помощью к Урану и Гее. Они посоветовали отправиться на остров Крит и спрятаться в одной из пещер.

https://uploads-foxford-ru.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/37765/1e023ba069e62f47.pngРодив Зевса, Рея передала мальчика в руки мифического существа Куритеса для воспитания. Он всячески оберегал ребенка – сильно бил в барабаны, это помогало заглушить плач ребенка, чтобы Кронос его не услышал. Зевс вырос и сверг Кроноса, пролив много крови: чтобы утвердить власть, новоиспеченный правитель разрезал живот своего отца, из которого вышли Гера, Посейдон, Гестия, Деметра и Аид. С их помощью Зевсу удалось сразить Титанов и занять трон. Он устанавливает законы, упорядочивает жизнь всех смертных и бессмертных существ, помогает им, наказывает, вознаграждает, учит новому и при этом очень справедлив. Его называли отцом других богов и людей. Зевса представляли в качестве огненной энергии, которая была растворена во всем окружающем мире.

Является покровителем неба, грома и молний. Одним ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить разбушевавшиеся силы природы. Атрибутами Зевса считаются щит и двусторонний топор.

 

Бог Аид – это старший сын титана Кроноса и его сестры Реи. Его история не отличалась от истории его братьев и сестер. После спасения Аид так же самоотверженно помог своим братьям и сестрам взять власть под контроль, свергнув отца Кроноса.

После распределения Аид получил подземное царство, где его подданными стали души умерших людей. Его владения полны мрака и чудовищ. Сюда не могут попасть живые, только мертвые.

В мифологии Древней Греции бог имел двойное значение – это имя бога подземного царства и сам ад, куда попадают грешные души умерших людей. По преданиям, царство Аида находилось на западе, сразу за рекой Океан.

Аид на тронеБог имеет довольно внушительную историю, его имя боялись произносить вслух. Он даровал урожай из недр земли и забирал в свои владения души умерших. Поэтому смертные так чтили его, не желая для себя худшего существования после смерти.

Атрибутом Аида считается шлем, который делал его невидимым и плод граната. Он описывается как мрачный, злой, хитрый и безжалостный бог. Он имел способность оживлять умерших людей, но не делал этого, поскольку знал, что нельзя нарушать естественные законы жизни.

Деметра – вторая дочь в семействе Реи и Кроноса. Ее постигла та же участь, что и первого брата – боясь потерять трон, отец съел ее. После освобождения Деметра поселилась на Олимпе. К ней часто наведывался Зевс, и вскоре от него родилась богиня Персефона. После э  того Зевс потерял интерес к сестре и увлекся другой молодой красавицей.

ДеметраДеметра – богиня плодородия, которая считается помощницей всех земледельцев. Она является хранительницей жизни, живительных сил природы. Ее атрибуты – это разнообразные фрукты в руках, серп и лавровый венок на голове.

Гестия была одним из первых наследников, родившихся у Реи и Кроноса. По праву рождения она принадлежала к олимпийцам, но не могла находиться на горе Олимп, поэтому не протестовала, когда ее место занял Дионис – бог вина и виноделия. Несмотря на отреченность богиню почитали, и она получала лучшие жертвоприношения среди других богов.

Гестия

Гестия – является хранительницей домашнего очага и мало известна. Говорят, что присутствие богини ощущалось в любом доме, где в печи горел огонь и согревал всех вокруг своим теплом.

 

Символ Гестии – жертвенный огонь. Именно этой богине на пирах дарили первый и последний бокал вина. Ни одно действие, которое требовало сосредоточения, не начиналось без жертвоприношения в ее славу.

 

Гера – королева богов, покровительница брака и семьи, жена Зевса. Она стала символом верности и преданности одному мужчине. Остальные древнегреческие боги не отличались такими же качествами, для них было характерно многоженство.

Гера на колесницеПредставляла собой идеал, но была очень властной, мстительной и ревнивой женщиной. Она постоянно боролась с неверностью мужа. Так она наказала титаниду Лето, прокляв ее, когда та была еще беременной. Только спустя несколько месяцев скитаний она смогла остановиться в городе Делос, где родила сына Аполлона и дочь Артемиду.

ПосейдонНа Гере всегда была мантия и диадема. Передвигалась богиня на серебряной колеснице, которая была запряжена павлинами. Последний атрибут – это скипетр с кукушкой, который предвещал любовь тем, кого она благословила.

Посейдон является сыном первых богов – Кроноса и Реи.

Со временем Посейдону отошла морская стихия. До него морем управляли Нерей и Океан. Но он смог оттеснить их и занять главенствующую позицию. В мифологии представляли разъезжающим на колеснице, главным атрибутом которого был трезубец. Им Посейдон ударял о землю и вызывал бури, разбивал скалы, делал родники, из которых текла пресная или морская вода. Однажды таким ударом открыл долину в Фессалии, чтобы

 

 

река не затопила страну.

Посейдон, в отличие от своего брата Зевса, обладает тяжелым характером. Он бывает мстительным и яростным, часто напоминает стихию, воплощением которой стал. Например, Посейдон долгое время преследует Одиссея, который оскорбил бога, лишив его сына циклопа зрения.

Бог моря олицетворяет собой несокрушимую силу и власть вместе с царственным величием.

 

Афродита – считается греческой богиней любви, страсти и женской красоты. Она милосердна и добра к почитателям, поэтому часто выполняла просьбы людей при их обращении в молитве. В ее храме особое отношение полагалось девушкам, мужчинам же вход был запрещен.

Также богиню считают покровительницей морских просторов и путешествий. Она несет в себе столько любви, что пробуждает теплые чувства не только у людей, но и богов.

Атрибуты Афродиты – голуби, воробьи, другие птицы. Часто на изображениях появлялась окруженная цветами, а в руке держала чашу, наполненную вином.

 

С самого младенчества Арес противостоял великанам, которые хотели сдвинуть гору Олимп и свергнуть Зевса. Эти существа заковали мальчика, которого через год освободил Гермес. После этого его обучением плотно занялся Приап, он научил мальчика танцам. В дальнейшем уже подросшего юношу стали обучать воинским премудростям.

Красавица АфродитаАрес был мудрым, хитрым и вероломным богом, который часто применял свои знания в войнах. В его арсенале – сила, суровость, кровожадность и способность вызывать страх у любого, кто встанет на пути. За свои качества он не вызывал одобрения у собратьев.

Бог войныОн был символом мужественности и непоколебимости каким и должен быть бог войны. Его атрибутами были – копье, зажженный факел, собаки, коршун.

 

 

Афина была единственной дочерью Зевса, рожденной без матери. А произошло это так: Зевсу было предсказано, что у него родится сын, который в итоге взойдет на трон и дочь, которая превзойдет его по мудрости. Поэтому громовержец проглотил свою беременную жену Метиду.

Вскоре у него начала раскалываться голова. Зевс позвал Гефеста, который раскроил его голову топором, и на свет появилась Афина.

Афина богиня мудростиАфина стала воплощением мудрости и силы Зевса. Изображали ее в виде молодой серьезной женщины, с воинственным видом в пеплосе. Главным атрибутом был шлем и копье, а рядом священные животные богини – сова и змея.

 

Гефест – сын Геры и Зевса, которого разъяренная мать сбросила с Олимпа, потому что он был хромым. Он упал прямо в океан, но не разбился. Там его вырастили морские богини Эвринома и Фетида. Именно в море Гефест обучился кузнечному мастерству.

Бог огня ГефестВпоследствии он выковал для своей матери и отправил на Олимп в качестве примирительного подарка золотой трон. Как только Гера села на него, то тут же сработали наручники, освободить от которых ее никто не мог. Тогда на олимп пригласили Гефеста, но он отказался освобождать мать. Боги пошли на уловку и подослали Диониса (бога вина), который напоил Гефеста. Молодой бог под действием вина забыл обиду и освободил мать.

После этого построил много жилищ богов, некоторые переоборудовал. Остался на Олимпе по приглашению родителей и женился на Афродите. Все обращались к Гефесту, у которого была своя мастерская.

Является богом огня и кузнечного дела. Чаще всего изображался широкоплечим мужчиной, который с утра до ночи трудится в мастерской. Его символами были молот, наковальня и яйцевидный колпак, характерный для ремесленников. Из одежды носил короткую тунику.

 

 

 

Бог ОдинВодан (Один) – высочайшее божественное существо называется на всех языках германского корня тем словом, которое на новом немецком имеет форму gott; народ, по благоговению к этому имени, не желая произносить его слишком часто, заменял его названием allvater «отец всего», «всеотец». Этот верховный бог германцев соединял в себе качества всех других богов, которых надо считать только эманациями из него, обновлениями его; с наибольшей полнотой идея о верховном боге олицетворяется в Водане (Вуотане), скандинавском Одине, которого германцы называли, как греки Зевса, верховным правителем вселенной и царем богов. Он – проникающая вселенную, творческая сила, дающая форму и красоту человеку и всем предметам. У древних германцев он – источник поэзии; он правит войною, дает победу; от него происходит плодородие полей; он податель всех благ. Водан – «бог желания», то есть исполнитель всех благих желаний человека. Он дает волшебный жезл, который указывает человеку сокровенные богатства в недрах земли. Воинственный народ, германцы, представляли себе своего высочайшего бога в полном вооружении: в шлеме, с мечом и копьем; на белом коне он летает по воздуху и по морю. Когда Водан со свитою своих героев мчится на охоту, люди дрожать, и остаток этого верования еще хранится в нынешнем немецком поверье о «диком войске» (wildes Heer). Царь древнегерманских богов, Водан восседает в своем небесном жилище на престоле, сделанном из сияющего золота; с этого высокого седалища он из окна обозревает землю и жилища людей. В Германии остается много названий местностей, в которых уцелело имя Водана (Вуотана). Этому богу были посвящены в особенности горы, и его имя сохраняется в названиях многих немецких гор, например Годесберга (близ Бонна; Godesberg, в старину Wudinsberg, Wodansberg), Гуденсберга (близ Гейсмара; Gudensberg, в старину Wuodensberg). Днем недели, посвященным ему, была среда (в старину, Wodnesdag, «Воданов день»).

 

Водан сочетался с землею; она родила царю неба могущественнейшего из его сыновей, Донара (по-скандинавски, Тора). В мифах древних германцев о богах Донар (Тор) – помощник своему отцу; он повелевает дождем и облаками, проявляете себя молниею и громом; но хотя он очень грозен, он доброжелателен  к  людям,  помогает  им,  и  в  особенности  он  неутомимо

 

Боги Тор и Локи охраняет свою мать, землю, и возделывающих ее. Водан, по преимуществу бог героев и военного одушевления, а Донар – бог земледельца и мирного занятия хлебопашеством. Ему молились германские поселяне,  чтобы солома хлебов их была красна как медь, а колосья желты как золото. Когда рыжебородый Донар в гневе едет на своей колеснице, левой рукой управляя везущими его козлами, а в правой держа всесокрушающий молот, который бросает он и который после удара сам возвращается в его руку, то «нет такого маленького червячка, который не дрожал бы», а человек благоговейно покидает работу и еду. Так называемые «громовые стрелы», брошенные богом Донаром, и все предметы, о которые ударила молния, считались у древних германцев священными, обладающими чудотворной силой. Донару тоже были посвящены горы; весною на них зажигались жертвенные огни, кругом которых пел и плясал народ. Имя древнегерманского бога Донара до сих пор остается в названии многих гор Donnersberg и в названии четверга donnerstrag, «день Донара».

 

Бог Цио (в других немецких наречиях Тиу) скандинавский Тюр, – тоже сын Водана, был исполнитель воли его в делах войны. Он и Водан дают славу победы. Подобно греческому Аресу, римскому Марсу, этот бог олицетворяет собою ужасную сторону войны и изменчивость военного счастья. Символом его был меч. У древних германцев ему был посвящен вторник, в названии которого у немцев и их соплеменников сохранилось его имя (в нынешнем немецком названии вторника dienstag первый слог составляет имя Цио в новонемецкой форме). Бога Цио прославляли в боевых песнях, и военные пляски совершались в честь его. Сакснот («соратник воина, вооруженного мечом») – один из богов призываемых заклинанием, о котором упоминали мы, был, вероятно, Цио.

 

Большим уважением у древних германцев пользовался также Фро, скандинавский Фрейр, прекрасный бог, веселый сам, дающий и людям веселье. Он олицетворяет собою творческую силу Водана, а военных подвигов не совершает. Бог Фро покинул коня и меч, как рассказывается в одной из прекраснейших песен «Эдды», когда возгорелся любовью к прекрасной девушке, которую увидел с высокого престола своего отца. Он – бог  любви  и  мира,  брака  и  плодородия,  благословляющий  супругов

 

 

многочисленными детьми, потому на его праздниках особенно усердно молились германские девушки и женщины. Но вместе с тем Фро – бог солнца; подобно греческому Гелиосу, он дает людям солнечный свет, потому он был богом поселян, нивы и стада которых получали от него плодородие. Когда бывает повальная болезнь, Фро отвращает ее; потому, в случаях такого бедствия, зажигали костры и приносили животных в жертву этому богу. По скандинавской мифологии, в колесницу Фро был запряжен вепрь с золотою щетиною, которая освещает ночь; потому в жертву ему древние германцы приносили свиней; но приносили также лошадей и волов. Богу Фро был посвящен розмарин; священным числом его было девять.

 

Пальтар (или Бальдр), мудрый, красноречивый и кроткий германский бог, слова которого неизменны, который дал людям закон и правосудие, прекрасный бог, сияющий, как светлый день, сын Водана и его жены Фригги, жил, подобно отцу, в зале, который весь сиял золотом и серебром. В Тюрингии и в Баварии чтили его под именем Фола. Фолом называется он и в той формуле заклинания, о которой мы говорили. Мудрейший судья богов и людей, бог Бальдр решает все споры; его сыном был Форасизо («председатель»), бог правосудия, пользовавшийся большим уважением на Севере, в особенности на Гельголанде. Однажды, когда германское войско страдало от жажды, Бальдр произвел для воинов из земли ручей ударом копья или ударом копыта своего коня; потому ему были посвящены источники и колодези. Луга и рощи тоже были посвящены ему.

Хед убивает бога БальдраПо германо-скандинавским мифам, бог Бальдр погиб от коварства злого бога Локи: по совету этого врага добрых богов, один из них, слепой Гаду (скандинавский Хёд), убил его стеблем ничтожного растения, и Геллия (скандинавская Хель), ужасная богиня царства мертвых, неумолимо взяла к себе любимца всех существ. Локи спрятался; но бог Водан нашел его, и он был подвергнут за свое злодейство тяжелому наказанию, представляющему некоторое сходство с наказанием Прометея: боги приковали Локи к скале, так что три острых зубца её резали его тело; над ним повесили ядовитую змею, яд которой падал каплями на его лицо; но верная жена Локи, Сигина, стояла подле него и держала над ним чашу, которая перехватывала падающие капли яда.

 

Верования древних греков и древних германцев, до принятия ими христианства, имели много общих черт. Прежде всего, следует отметить отсутствие у этих народов единого Бога. Это значило, что и для греков, и для германцев было характерно язычество (многобожие). При этом каждое божество было «ответственным» за определенную сферу. Так, главный греческий бог – Зевс «заведовал» громами и молниями, Арей (Арес) считался богом войны, Посейдон был богом моря, Афродита – богиней любви и красоты и т.д. Схожие функции выполняли и германские боги. Верховный бог Водан считался богом плодородия, удачи и победы, Тор – богом грома и молний, Тюр – богом войны, Ньёрд – богом ветра и морской стихии, Фрейя – богиней любви. Также общей чертой можно назвать то, что религия данных народов дала толчок к возникновению целого пласта культуры, которую традиционно называют мифологией. Древнегреческие и германские (в особенности – скандинавские) мифы стали вдохновением для литературных произведений, некоторые из которых сохранились и до наших дней (например, у греков – «Илиада» и «Одиссея», у германцев – «Песнь Нибелунгов», «Беовульф», «Песнь о Сигурде»).

Однако существовали определенные различия между религиями древних греков и германцев. Во-первых, в Древней Греции вероучение было единым, общепринятым для всех греков и не только (в греческих богов верили также на территории Древней Македонии). Однако у германцев такое единство отсутствовало. Различные племена по-разному называли свои божества. К примеру, верховный бог германцев, живших на территории современных Франции и Германии носил имя Водан, а у жителей Скандинавии – Один. Во-вторых, древние германцы активно практиковали массовые человеческие жертвоприношения (чаще всего богу войны – Тюру), что не было характерно для греков (традиционно в Греции в жертву приносили животных, а людей – крайне редко). В-третьих, в германцев появились такие понятия как рай и ад, чего не было у греков. Сохранились сведения о верованиях германцев в то, что после смерти героически павшие воины попадают в Вальхаллу (аналог христианского рая) и вечно пируют наравне с богами. При этом греки верили в то, что абсолютно все люди, независимо от образа жизни и поступков, попадают в единый загробный мир – Аид.