Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Сухоложский многопрофильный техникум»
Тема проекта: «Социально – педагогическое сопровождение
обучающихся из числа детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».
Выполнил:
социальный педагог
О.И. Попова
первая квалификационная
категория
Ключевые слова: дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социально-педагогическое сопровождение, взаимодействие субъектов социально - педагогического сопровождения, социализация.
Актуальность: вхождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник учреждения для детей - сирот, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: решение жилищных вопросов, организация быта, досуга, умение распоряжаться деньгами, взаимодействие с широким социумом и другие. Молодые люди оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы.
В связи с этим необходимо оказывать поддержку в виде социально – педагогического сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Помощники и опора таких детей – те взрослые, которые с ними взаимодействуют в детской и образовательной организации. В свою очередь, успех решения указанных проблем зависит от того, как взаимодействуют взрослые, педагоги, специалисты, сопровождающие ребенка в этот период.
Проблема социально-педагогического сопровождения детей-сирот, их подготовка к самостоятельной жизни была и остается в настоящее время одной из наиболее сложных социальных проблем, требующих взаимодействия различных социально-педагогических организаций и координации имеющихся административных ресурсов.
Цель проекта: совершенствование организации системы межведомственных взаимодействий с учреждениями, заинтересованными в защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи проекта:
· Определение направлений деятельности по организации системы межведомственного взаимодействия.
· Совершенствование системы межведомственных взаимодействий для организации процесса социально-педагогического сопровождения обучающихся из числа детей сирот;
· приведение в соответствие организации процесса социально-педагогического сопровождения и поддержки детей сирот с требованиями ФГОС.
Объект исследования - социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - особенности и специфика социально-педагогического сопровождения обучающихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально – педагогическое сопровождение осуществлялось по четырём направлениям: социально – информационная помощь, социально – правовая защита обучающихся, социально – педагогическое сопровождение, развитие творческой активности обучающихся.
Целью социально – информационной помощи является своевременное информирование детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки.
В соответствии с целью и задачами проектной деятельности содержание работы по обеспечению детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки определяется технологией информирования индивидуального характера, беседы с обучающимися, из числа детей – сирот и наблюдения носят диагностический характер, позволяют выявить уровень социально-правовой информированности, ведётся работа, способствующая развитию общих компетенций: эмоционально-психологических, регулятивных, аналитических, коммуникативных через групповые консультации как с обучающимися вновь поступившими, так и с педагогами и мастерами. Содержание консультаций направлено на повышение социально-правовой информированности субъектов образовательного процесса и повышение компетентности обучающихся в рамках регулятивных компетенций.
В ходе информационно-социальной помощи осуществляются взаимосвязи с социальными инфраструктурами и заинтересованными учреждениями по защите прав и интересов ребенка.
Результатом деятельности по данному направлению является: положительная динамика социально-правовой информированности обучающихся и возможность применения ими усвоенных знаний на практике, что позволяет предполагать о повышении уровня развития общих компетенций в рамках требований ФГОС, в частности организация социально – коммуникативных компетенций.
Целью социально – правовой защиты обучающихся является соблюдение прав детей – сирот, содействие в реализации правовых гарантий обучающихся выше указанных категорий, правовое воспитание детей по жилищным и гражданским вопросам.
Работая в данном направлении, мною разработана модель взаимодействия с социальными структурами, заинтересованными в защите прав детей – сирот, тех территорий, откуда прибыли обучающиеся из числа – сирот, которая способствует эффективному оказанию правовой помощи обучающимся.
Результатом работы по данному направлению является оказание обучающимся из числа сирот информационной и правовой помощи и поддержки. Все права и интересы обучающихся соблюдены.
Целью социально – педагогического сопровождения является создание условий социально-педагогического сопровождения всех целевых групп.
Реализация процесса социально-педагогического сопровождения направлена на профилактическую работу с обучающимися и осуществляется через взаимодействие с организациями для детей - сирот на основании соглашения, предусматривающего соблюдение прав и обязанности сторон. Заключены двухсторонние соглашения со всеми организациями, из которых обучаются дети.
В результате взаимодействий определяются эффективные формы социально-педагогического сопровождения на каждого вновь поступившего в образовательное учреждение. В рамках данной работы разрабатываются и реализуются проекты, направленные на обеспечение адаптации при индивидуальном образовательном маршруте обучающихся из числа – сирот.
Деятельность по развитию творческой активности обучающихся направлена на создание условий для развития творческих способностей учащихся с целью их успешной социализации в информационном обществе.
Работая над развитием творческой активности детей, можно заметить, как у них появился устойчивый интерес к творчеству. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. Увеличилось количество обучающихся, участвующих в конкурсах различного уровня.
Анализ работы по организации социально – педагогического сопровождения обучающихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что мною были достигнуты поставленные цели и задачи. Определены направления работы, создана система межведомственного взаимодействия, процесс организации социально-педагогического сопровождения и поддержки детей сирот приведён в соответствие с требованиями ФГОС.
Реализация данного проекта позволила мне организовать свою деятельность на высоком уровне.
Считаю, что моя работа имеет практическое применение, которое могут использовать в своей деятельности социальные педагоги образовательных учреждений.
Список литературы.
1. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога,-М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога,-М.:
Издательский центр «Академия», 2002
3. Дормаш С.В. Социальный педагог,-МН.: Изд. ООО «Красико - принт», 2004
4. Сластенин В.А., Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога. - М., 2006
5. Толстых Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.