Тема: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
Цель:
Презентация опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций
Задачи:
1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности и представить алгоритм работы над проектом.
2. Моделирование участниками мастер-класса проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов, готовых к практическому применению.
Добрый день, дорогие коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе. Разрешите поделиться с Вами опытом работы по организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Я надеюсь, что наша совместная работа поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.
Мой выбор проектно-исследовательской технологии не случаен. Всем известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит,
50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки:
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и поддержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»
Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов и метод исследований. Все вы прекрасно знаете, какое большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь в современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Но хотелось бы отметить, что проектирование и исследование - изначально принципиально разные вещи.
Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.
То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и это требует умение отбирать главное в мире информации. Именно поэтому я уделяю большое внимание формированию информационной компетентности.
ü умение слушать, получать информацию;
ü умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией;
ü умение управлять голосом;
ü умение адресовывать свое высказывание;
ü умение выражать свою точку зрения;
ü умение договариваться, находить компромисс.
А опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
Проектная деятельность – это метод, который
- раскрепощает ребёнка,
- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,
- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.
Что такое проект?
Любой проект имеет практически одинаковую структуру.
Некоторые ученые говорят «проект – это пять «П»:
1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2. Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.
3. Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Презентация Проектного Продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.
Иными словами, проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.
В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость. С первого класса приучаем учеников к самому слову «исследование». На уроках включаются задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Были подготовлены проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая Азбука», «Азбука загадок», «Скороговорки».
«Музей букв», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные» и т.д.
Во втором классе учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
Были подготовлены проекты: «Оригами на уроках математики», «Узоры и орнаменты на посуде», «О чем может рассказать школьная библиотека», «Мой любимый детский журнал», «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», «Родной город»
и др.
В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Проекты: «Путешествие по волшебной сказке», «Богатства отданные людям», «Разнообразие родного края», «Моё имя», «театр кукол» и т.д.
Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться?
Я предлагаю рассмотреть этапы работы над проектом. Для начала мы сыграем в игру.
• Загадайте число.
• Прибавьте столько же.
• Прибавьте 10.
• Разделите на два.
• Отнимите задуманное.
•В результате у всех должно получиться число 5.
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.
Рассмотрим подробнее этапы работы над проектом с точки зрения деятельности учителя и учеников:
· 1 этап Проблема
Учитель: Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи
Ученики: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.
· 2 этап Планирование
Учитель: Предлагает организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
Знакомит с различными формами презентации результатов
Ученики: Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
· 3 этап Поиск информации
Учитель: Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов
Ученики: Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 этап Продукт
Учитель: Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
Ученики: Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
5 этап Презентация
Представление готового продукта.
Рефлексия выполненной работы.
По данной технологии я работаю в течение 7 лет и это дало следующие результаты:
Ежегодно учащиеся моего класса представляют исследовательские работы на научно-практическую конференцию. За эти годы было подготовлено 58 учащихся, 47 из них являлись победителями и призёрами школьной научно-практической конференции.
Значимыми для нас проектами во внеурочной деятельности были: «Мой город», «Письмо Деду Морозу», «Дом моей мечты», «Мы памяти дедов верны», «Прадедушкин альбом».
Результатом исследовательской деятельности можно считать активизацию познавательной деятельности развития мышления, высокий уровень формирования читательской деятельности. Возросло качество обученности по таким предметам, как литературное чтение и окружающий мир.
По словам учителей старшей школы, мои ученики отличаются креативностью и умением работать в команде.
Сейчас я покажу фрагмент занятия урока «Литературное чтение» 2 класса тема урока русская народная сказка «Каша из топора».
Предлагаю вам поработать в парах. Каждой паре я раздала памятки и листы для фиксации проекта.
1. Актуализация знаний
После чтения и анализа сказки детям предлагается вопрос.
- Как вы считаете, можно сварить кашу из топора? (нет)
2.Определение сферы исследования
- А хотите узнать, из чего варят каши?
- А узнать секрет, как сделать кашу вкусной?
3.Выбор темы исследования.
-Хотите стать исследователями и сами дать ответ на эти вопросы?
-Итак, кто объявит тему нашего исследования? ( «Каша – пища наша»)
-А какая цель нашего исследования? (Узнать, из чего делают каши и как сделать кашу вкусной.)
Какие задачи поставим перед собой?
4.Выработка гипотезы.
-А как вы думаете, из чего варят каши и как сделать кашу вкусней? (предположения детей:
1) Предполагаю, что каши варят из крупы.
2) Думаю, что разные каши варят из разной крупы.
3) Возможно, каша будет вкусней, если в неё добавить варенье или фруктов)
-Молодцы! Это ваши предположения. А ведь мы хотим знать точно, из чего делают каши.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
- Откуда мы будем добывать знания? (Дополнительные - из книг, сети Интернет, беседы с взрослыми, проводить эксперименты)
II. Основной этап.
Найдите на листочках толкование слова «каша». Где можно было найти эту информацию?
1. В толковом словаре C. И. Ожегова даётся такое толкование: КАША - Кушанье из сваренной или запаренной крупы.
- В многообразии каш и круп, из которых их готовят, нам поможет разобраться таблица, которая есть у каждой группы на столе. Прочитайте, что мы будем определять. (Растение – крупу – кашу.)
2. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай». Отгадайте мои загадки…
Игра «Угадай»
1) Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (гречка)
На моём столе находятся крупы. Кто поможет найти гречневую крупу. (находят гречневую крупу среди других круп.)
- Из какого растения получают гречку?
Каша называется -…(записывают в тетради название каши)
- Знаете ли вы, чем полезна гречневая каша?
2) Слушайте вторую загадку.
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (овёс)
-Какую крупу получают из овса? (овсяную.)
- Ещё её называют овсяные хлопья.
Каша называется -… (овсяная)
А ещё она называется «геркулес». Она придаёт силу, в ней самое большое количество витаминов. Эту кашу едят по утрам почти все англичане. Овсяной кашей питались даже римские воины.
3) Третья загадка…
В поле метёлкой, в мешке – жемчугом. (пшеница)
- Из пшеницы получают, какую крупу? (пшеничную и манную) (находят крупы) Кашу варят – пшеничную и манную
Пшеничная каша сытная, питательная и полезная. А вот в манной каше больше всего калорий. Её ели даже богатыри.
4) Какой крупой часто кормят цыплят? (пшённой)
- Как называется растение, из которого её получают? (просо)
А каша? пшённая.
- В ней много белка, она самая питательная.
Д/з:- В нашей таблице не все крупы и не все виды каш.
- Какие ещё каши вы знаете?
Я попрошу продолжить таблицу дома.
3.- Ребята, если сварить кашу из одной крупы и воды, она будет вкусной?
- Вспомните, почему получилась вкусной каша из топора? (соль, сахар, молоко, масло) Ведь недаром говорят «Кашу маслом не испортишь».
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала вкуснее?
4. Эксперимент.
- Хотите приготовить вкусную кашу?
Каша у вас уже в «тарелках» (рисунки). Подумайте, что вы в них «добавите», чтобы улучшить вкус. Нарисуйте добавками к каше.
-Какие вкусные каши у вас получились. Так и просятся в рот.
III. Рефлексия.
К концу подходит наше занятие. Давайте, подведём итог нашей работы. Удалось ли нам найти ответы на интересующие нас вопросы? Подтвердились ли ваши гипотезы?
А дома я предлагаю приготовить любую кашу с родителями. А на следующем уроке рассказать, как вы готовили, и какие добавки вы использовали.
В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:
1. Проектно- исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников
2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы все боимся организовывать проект в рамках урока. Сегодня мы убедились, что это возможно. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.
3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция (умение найти информацию, составить план работы, представить проект)
Закончить нашу работу я хотела бы, используя метод «Незаконченные предложения»
• «Я буду использовать в своей работе проектный метод, потому что…»
• « Использование метода проектов позволило мне…»
• «Для меня было новым…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.