1.Тема программы внеурочной деятельности «Работа с историческими источниками» (8 ч)
2.Планируемые результаты внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
Активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в
профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
Отбирать необходимый материал из
нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи;
Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками;
Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то
же событие;
Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в
историческом документе;
Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию,
обобщать и анализировать;
Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких
исторических документов.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности (8 ч)
Модуль 1 - (1ч) Введение. Общая характеристика курса. История как наука. Роль истории в жизни людей. Понятие «исторический источник».
Цели и задачи занятий по программе.
Форма организации: беседа, практическая работа.
Виды деятельности: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда или викторины.
Модуль 2 - (2ч) Вспомогательные науки, их виды и приёмы работы с ними, их роль в изучении истории. Основные понятия и термины: (палеография, геральдика, сфрагистика, хронология, антропонимика, метрология, нумизматика, генеалогия).
Форма организации: работа в группах, учебный проект
Виды деятельности: просмотр видеофильмов о старинных рукописях, о происхождении и разновидности гербов, археологических раскопках и коллекции монет и др; проектная работа – презентационное сообщение об одной из вспомогательных дисциплин (по выбору).
Модуль 3 (2ч) Общая характеристика исторических источников, история коллекций, коллекционирование. Исторические источники прошлого. Исторические источники XX века: звуковые записи, кино-фото-видеоисточники и их роль в изучении истории. Известные мировые коллекции и их владельцы.
Форма организации: беседа, практикум.
Виды деятельности: участие в поисково - исследовательской деятельности в соответствии с тематикой, выполнение индивидуального поисково - исследовательского задания.
Модуль 4 - (2 ч) Исторические документы, их роль в изучении истории. Повествовательно-описательные исторические документы, их роль в изучении истории (летописи, хроники, мемуары, письма, описания). Актовые документы - юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) документы. Литературные источники, исторические источники на уроках литературы.
Историческая беллетристика на уроках истории.
Форма организации: лекция, практическая работа, семинар
Виды деятельности: читают документы, участвуют в обсуждении характерных признаков исторических документов, рассуждают, анализируют и извлекают информацию, определяют общие и отличительные черты разных видов исторических документов, оценивают значение документов прошлого и настоящего.
Модуль 5 - (1ч) Приёмы анализа письменных источников. Основные стадии работы с источником. Первичные и вторичные письменные источники. Определение внешних особенностей источника. Установление происхождения источника. Интерпретация или истолкование текста; выяснение смыслов текста; правильное его понимание. Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности.
Форма организации: выполнение заданий ГИА
Виды деятельности: установить подлинность, достоверность и полноту источника, обработка и анализ данных, содержащихся в источнике, выяснить его информационные возможности, для ответов на какие вопросы он может быть привлечен в историческое исследование, какие темы представляется возможным изучить на его основе, дать оценку источнику с точки зрения его научно-познавательной ценности.
4. Тематическое планирование с учетом программы воспитания обучающихся.
№
|
Тема занятия |
Формы организации, обеспечивающие активную деятельность учащихся |
Виды деятельности учащихся |
Количество часов |
1.
|
Введение.
|
беседа, практическая работа. |
ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда или викторины. |
1
|
2. |
Вспомогательные науки, их виды и приёмы работы с ними, их роль в изучении истории |
работа в группах, учебный проект |
просмотр видеофильмов о старинных рукописях, о происхождении и разновидности гербов, археологических раскопках и коллекции монет и др; проектная работа – презентационное сообщение об одной из вспомогательных дисциплин (по выбору). |
2 |
3.
|
Общая характеристика исторических источников, история коллекций, коллекционирование |
беседа, практикум
|
участие в поисково - исследовательской деятельности в соответствии с тематикой, выполнение индивидуального поисково - исследовательского задания. |
2
|
4. |
Исторические документы, их роль в изучении истории |
лекция, практическая работа, семинар |
читают документы, участвуют в обсуждении характерных признаков исторических документов, рассуждают, анализируют и извлекают информацию, определяют общие и отличительные черты разных видов исторических документов, оценивают значение документов прошлого и настоящего. |
2 |
5. |
Приёмы анализа письменных источников. Основные стадии работы с источником |
выполнение заданий ГИА |
установить подлинность, достоверность и полноту источника, обработка и анализ данных, содержащихся в источнике, выяснить его информационные возможности, для ответов на какие вопросы он может быть привлечен в историческое исследование, какие темы представляется возможным изучить на его основе, дать оценку источнику с точки зрения его научно-познавательной ценности. |
1 |
Всего: |
8 часов |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.