Тема: Путешествие в космос.(2-й класс)
Программа: «Школа России».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
1. Дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю. Гагарина; познакомить с устройством космического корабля.
2. Развивать наблюдательность и интеллектуальные способности учащихся.
3. Воспитывать интерес к истории нашей страны.
Методы: словесные (беседа, обсуждение), наглядные (работа с иллюстрациями).
Средства обучения:
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута)
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
II. Введение в тему урока (3 минуты)
Учитель: Сегодня мы поговорим о путешествиях в космос. Как вы думаете, что такое космос? (Ответы детей.)
Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды. Планеты, Луна.
Звезды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определенное положение. Для удобства люди условно делят небо на области-созвездия.
Показ рисунков некоторых созвездий: Большая и Малая Медведица, созвездие Лебедя.
Солнце – это тоже звезда. Оно светит и освещает планеты. Планеты сами не светятся, а освещаются Солнцем. Они постоянно движутся вокруг Солнца. Планеты, как и звезды, имеют форму шара.
Земля – планета. Она освещается Солнцем. Когда на освещенной стороне Земли день, на другой стороне – ночь.
Луна - спутник Земли и движется вокруг нее.
Кроме Земли, вокруг Солнца вращаются и другие планеты.
Посмотрите на рисунок Солнечной системы в учебнике и прочитайте, как называются планеты. (Дети читают названия планет.)
Раньше люди считали, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Но шло время, ученые доказали, что земля обращается вокруг Солнца. А затем космонавты увидели это собственными глазами из космоса.
III. Изучение нового материала (20 минут)
1. Рассказ учителя: «Ю. Гагарин – первый космонавт»
- Кто такие космонавты?
- Когда первый человек полетел в космос? (12 апреля 1961 года.)
- Как зовут первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин.)
Вывешивается портрет Ю. Гагарина.
- Что вы о нем знаете?
Детство крестьянского паренька Юры Гагарина прошло в селе Клутино на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. Подражая отцу, бывшему мастеру на все руки, мастерил игрушечные самолетики. Но скоро в мирное детство ворвалась Великая Отечественная война. Ужасы ее Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.
После войны семья переехала в старый русский город Гжатск, который в последствии переименовали в Гагарин.
В 15 лет Юрий поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Работал в литейном цехе. А потом были индустриальный техникум в Саратове, аэроклуб, прыжки с парашютом. Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оренбурге. После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолетах; оберегая северные рубежи нашей Родины.
Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был заботливым человеком. Редко злился, как вспоминает его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.
В 1960 году начал готовиться к полету в космос в центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь - ему. Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое «Поехали!».
Совершив полный оборот вокруг планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно вернулся на Землю. Космическая эра началась.
Ликованию людей не было конца. Они восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.
После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания. Он посетил многие страны, и повсюду люди были покорены его обаятельной улыбкой, юмором, простотой.
Проложив дорогу в космос другим, первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых полетах, готовился к ним. Он окончил Военно-воздушную Академию им. Н.Е. Жуковского. К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от нее остался навсегда – и на Земле, и в космосе.
Физкультминутка (2 минуты)
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
2. «Как устроен космический корабль»
Учитель: На чем космонавты летают в космос? Что вы знаете о космическом корабле? (Ответы детей.)
Космический корабль – это и дом, и научная лаборатория. В нем живут и работают космонавты.
История полетов человека в космос невелика. Но уже создано несколько типов космических кораблей. Ю.А. Гагарин поднялся в космос на одноместном корабле «Восток». Затем были созданы корабли «Восход» и «Союз».
Американские космонавты поднимались на орбиту на кораблях «Меркурий» и «Джемини». А на Луну и на орбитальную станцию «Скайлэб» летали корабли «Аполлон».
- Как вы думаете, что такое «орбита», «орбитальная станция»? (Ответы детей.)
Уточнение значения слов по учебнику на стр. 135.
- Итак, космический корабль состоит из нескольких отсеков. Главный отсек – это кабина космонавтов. Этот отсек полностью изолирован от космической среды, губительной для жизни людей. Специальные приборы в отсеке следят, чтобы в нем было достаточное количество воздуха, чтобы были нормальные влажность и температура. Например, похолодало в кабине – и приток тепла внутрь корабля увеличивается. Источником тепла служит Солнце. Дело в том, что освещенная Солнцем сторона корабля сильно нагревается, а теневая сторона сильно охлаждается. Снаружи корабль покрывают очень теплой «шубой» - теплоизоляцией, а приборы распределяют тепло и холод. Солнце дает космическому кораблю и электроэнергию для работы приборов.
Воздух, которым дышат космонавты, вентиляторы прокачивают через такие химические вещества, которые поглощают вредные примеси и обогащают его кислородом.
В космическом корабле продукты питания хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях невесомости крошки хлеба, капельки жидкости могут доставить неприятности космонавтам. В космическом доме есть холодильник и электрическая плита.
В главном отсеке космонавты стартуют с Земли. Отсюда управляют кораблем, связываются с Землей по радио. Кабина космонавтов - единственная часть, которая возвращается на Землю. Космонавты доставляют в ней результаты своей работы: кино- и фотопленку, бортовые журналы с записями, подопытных животных. Все это будут изучать на Земле.
На корабле «Союз» есть и другой жилой отсек. Он называется орбитальным. Из своей кабины космонавты попадают в него через люк-лаз. Здесь космонавты отдыхают, проводят научные эксперименты. Через орбитальный отсек космонавты могут выйти в открытый космос.
- Как вы понимаете слова «открытый космос»? (Ответы детей.)
Уточнение значения по учебнику (стр. 135).
Орбитальный отсек на Землю не возвращается. Есть в космическом корабле и еще один отсек. В нем размещается основное оборудование корабля. Здесь располагаются двигатели и запас топлива.
Радио и телевизионные системы связывают космический корабль с Центром управления полетом.
- Как вы думаете, что такое «Центр управления полетами»? (Ответы детей.)
Читается определение в учебнике (стр. 135).
Чтобы освободить космонавтов от лишней работы, кораблем иногда управляют по радио с Земли. Но космонавты обязательно контролируют это управление и, если необходимо берут управление кораблем на себя.
Выполнив все задания, космонавты готовятся к возвращению на Землю. Космический корабль разворачивается тормозным двигателем вперед, чтобы затормозить свой стремительный полет и начать спуск на Землю. После включения тормозного двигателя корабль разделяется на две части. Ненужный теперь орбитальный отсек и отсек с приборами сгорают в атмосфере. Герметичный отсек с космонавтами продолжает спуск к Земле. На высоте нескольких километров от Земли раскрывается парашют. В самом конце полета двигатели мягкой посадки смягчают удар корабля о земную поверхность. Таким образом, завершается полет в космос.
IV. Закрепление изученного материала (12 минут)
1. Викторина
Учитель:
Предлагаю всем загадки.
Но подумайте, ребятки!
И подайте мне ответ
На космический секрет:
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд.
(Ракета)
В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится –
В зеркало глядится.
(Луна)
За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух –
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)
Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Метеорит)
- Что такое «метеорит»? (Ответы детей.)
Метеорит – металлическое или каменное тело, падающее на Землю из межпланетного пространства.
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей.
(Солнце)
Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь
Ту дорогу.
Днем она – не видна.
(Млечный Путь)
- Что такое «Млечный Путь»? (Ответы детей.)
Млечный Путь – звездное скопление в виде неяркой полосы, пересекающей звездное небо.
2. Групповая работа
- А теперь проверим, как вы знаете космическую азбуку.
Дети делятся на три группы – по рядам. Каждая группа получает по две карточки со словами:
Первая группа: «космодром», «иллюминатор».
Вторая группа: «ракета-носитель», «скафандр».
Третья группа: «спускаемый аппарат», «невесомость».
В течение нескольких минут дети обсуждают значения этих слов. Затем выходят к доске по два представителя от каждой команды, и выслушиваются ответы. Значения слов можно уточнить в учебнике на стр. 134 – 135.
- А теперь посмотрим, умеете ли вы сочинять космические рассказы?
Продолжается работа в группах. Каждая группа составляет рассказ о путешествии на космическом корабле, используя предложенные слова (карточки вывешены на доске): «космодром», «иллюминатор»; «ракета-носитель»; «скафандр»; «спускаемый аппарат»; «невесомость»; «Центр управления полетами» и другие.Затем рассказы заслушиваются, анализируются: отмечается, что особенно удалось в каждом из рассказов.
3. Кроссворд
- Пришло время разгадать «Космический кроссворд».
Вывешивается на доске кроссворд:
Вопросы к кроссворду:
1. Небесное тело, которое светится.
2. Звезда вокруг которой вращается Земля.
3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
4. Планета солнечной системы, следующая после Земли.
5. Самая удаленная от Солнца планета.
6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.
7. Пространство, окружающее Землю, звезды. Планеты.
(Ответы: 1. Звезда. 2. Солнце. 3. Планета. 4. Марс. 5. Плутон. 6. Луна. 7. Космос.)
- Какое слово получилось в выделенной строке? (Астроном.)
- Кто такой астроном? (Ответы детей.)
Астроном – это специалист по астрономии, науке о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.
V. Итог урока (1 минута)
- О чем мы вели сегодня речь на уроке?
VI. Домашнее задание (1 минута)
Нарисовать рисунок по теме: «Космос».
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПРОВЕРКА Д/З.
1)работа в рабочих тетрадях
2)рассказ о Петропавловской крепости
3)рассказ о памятнике Петру 1
3.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
- Ребята, отгадайте такую загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звезд.
(ракета)
- Правильно, это ракета. Сегодня мы совершим с вами путешествие в космос. А для этого давайте построим свою ракету.
- Как вы думаете, что такое космос? (…)
- Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты и спутники. Звезды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определенное положение. Для удобства люди делят небо на области – созвездия. Какие созвездия вы знаете? (…)
Солнце – это самая ближайшая к нам звезда, которая объединяет в свою семью 9 планет. Давайте с вами вспомним, как называются планеты. (…)
- Ближе всех к солнцу расположен Меркурий. Он очень быстро вращается.
Венера – самая яркая планета. Поэтому многие ошибочно называют ее звездой.
Третья планета от Солнца –наша Земля. Пока известно, что жизнь есть только на ней.
Ближайший сосед Земли –Марс. На нем самые высокие горы в Солнечной системе.
Пятая планета – Юпитер. Она самая тяжелая.
Следующая планета – Сатурн. Вокруг нее вращаются кольца из осколков льда и камней.
Дальше Уран. В отличие от других планет он вращается по часовой стрелке. Поэтому Солнце там восходит на западе, а заходит на востоке.
Восьмая планета – Нептун, а девятая – Плутон. Это очень холодные планеты, потому что находятся очень далеко от Солнца.
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1) – Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?
( космонавт )
- Как звали первого космонавта? (…)
- Когда он полетел в космос? (12.04.61 г.)
- Ю. Гагарин с детства был очень любознательным и, подражая своему отцу, часто мастерил игрушечные самолетики. Он очень любил небо, и поэтому поступил учиться в Военное Авиационное училище. В 1960 году Юрий Алексеевич стал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Он совершил на космическом корабле полный оборот вокруг Земли за 108 минут (1ч. 48 мин.) и в тот же день вернулся обратно.
2) – На чем космонавты летают в космос? (…)
- Космический корабль – это и дом, и научная станция. В не живут и работают космонавты. Уже создано несколько типов космических кораблей. Российские космонавты поднимались на орбиту и орбитальную станцию на кораблях «Восход» и «Союз».
- Как вы думаете, что такое «орбита», «орбитальная станция» ? (…)
-Итак, космический корабль состоит из нескольких частей. Главная из них – это кабина космонавтов. В нем космонавты стартуют с земли. Кабина космонавтов – единственная часть, которая возвращается на землю. Еще одна часть корабля – орбитальная. Здесь проводятся различные научные опыты и оттуда можно выйти в открытый космос.
-Что такое «открытый космос»? (…)
-Выполнив все задания, космонавты готовятся к возвращению на землю. Ненужные части корабля остаются в космосе и сгорают, а кабина космонавтов возвращается. На высоте нескольких метров от земли на ней раскрывается парашют и кабина плавно опускается.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- А теперь давайте с вами отгадаем космические загадки.
Предлагаю вам ребятки
Отгадать мои загадки.
И подайте мне ответ
На космический секрет.
1) Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (метеорит)
-Что такое «метеорит»? (…)
Метеорит –это металлическое или каменное тело, падающее на землю из космоса.
2) За бесчисленной отарой ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух- скрылись овцы и пастух.
(звезды и месяц)
3) По небу ходит маляр без кистей,
Краской коричневой красит людей. (солнце)
4) Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу. Днем она – не видна. (млечный путь)
-Что такое «млечный путь»?
Млечный путь –звездное скопление в виде неяркой полосы, пресекающей звездное небо.
7. ГРУППОВАЯ РАБОТА.
-А теперь проверим, как вы знаете космическую азбуку.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного ( космодрома )
Что такое «космодром»?
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом ( скафандре )
Что такое «скафандр»?
Что такое «иллюминатор», «спускаемый аппарат»?
-Давайте уточним значение этих слов по учебнику.
8. КРОССВОРД
- Пришло время разгадать «космический кроссворд».
- Какое слово получилось? (…)
- Кто такой «астроном»? (…)
Астроном –это специалист по астрономии, науке о космических телах, космосе и Солнечной системе.
9. ИТОГИ УРОКА
|
Конспект урока по окружающему миру |
Тема урока: Страна, открывшая путь в космос Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Цели урока:
Ход урока:
Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок.
Письменная проверочная работа "Великая война, великая Победа" Тест. Блиц опрос: - Когда началась Вторая мировая война? (1939 год.) - Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 г.) - Сколько городов получили звание «город-герой»? (7.) - Назовите их. (Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула.) - Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.) - Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.) - Когда советская армия перешла в наступление? (1942 год.) - Когда разгорелось сражение под Курском? (Летом 1943 года.) - Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (1944 год.) - Когда начался штурм Берлина? (В апреле 1945 года.) - Кто им руководил? (Г.К. Жуков.) - Какой день стал Днем Победы? (9мая.) - Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (Свыше 27миллионов.) - Молодцы, вы хорошо подготовились дома, поэтому вопросы не вызвали затруднений.
Слова учителя: Слайд 1 - 3 Широко известны достижения американцев в космосе. И все же первым шагнул в просторы Вселенной Советский Союз. Было это в 50-е годы, когда наша страна еще не успела залечить раны, нанесенные войной с фашизмом: восстановить города и села, наладить достаточное производство продуктов питания и других товаров. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чем-то их обогнать. Слайд 4 - 6 Однако 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Слайд 7 Вслед за первым спутником были запущены второй с собакой Лайкой, потом третий - с разными приборами для изучения атмосферы Земли и солнечного излучения. В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую-то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионных передач, спутники-разведчики. Слайд 8 А 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие - впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. Слайд 9 Старт корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным. Во время старта звучит знаменитая реплика Гагарина «Поехали». Встреча и награждение Ю. А. Гагарина. Факт того, что советский человек стал первым космонавтом Земли, воспринимался как огромное достижение. По всей стране прошли неорганизованные приветственные митинги. Гагарин идет докладывать об успешном полете главе правительства Н. С. Хрущеву. Многие обратили внимание, что у Гагарина развязались «шнурки» на ботинках. Такие детали плюс знаменитая улыбка Гагарина увеличивали его популярность среди простых людей. Слайд 10 - 15 Слайд 16 Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 года на околоземной орбите находилась станция «Мир». Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 года эта станция была затоплена в океане. В 70-80-е годы Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Условия жизни людей в нашей стране оказались гораздо хуже, чем у ряда других народов мира. Но, несмотря на это, газеты и журналы были заполнены сообщениями о новых трудовых победах. Начиная с 1985 года, прилагаются усилия исправить допущенные ошибки. Открыто, на весь мир, было сказано о нашем тяжелом положении. В большинстве стран к нашим переменам отнеслись с сочувствием и пониманием. Однако жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства, между ними возникли разногласия. В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование. Работа с учебником. - Прочитайте текст на странице 148.
- Вы, наверное, устали? - И поэтому все встали. Планеты Планеты танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывет. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землей. За ними – Юпитер, из всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны, но их отличим мы: Уран и Нептун, и кроха Плутон.
- Под каким знаком шла послевоенная история? (Борьбы за мир.) - Какое событие произошло в 1957 году? (На орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.) - Кто и когда первым побывал в космосе? (12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин.) - Как назывался его космический корабль? («Восток».) -Какие события произошли к 70-ым годам? (Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры.) - Что стало особенно цениться? (Образование.) - Назовите новые постройки. (На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская.) - Какие велись разработки природных ископаемых? (Добыча нефти и газа в Западной Сибири.) - Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду.) - С какими трудностями столкнулась экономика? (В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди.) - Что произошло в 1991 году? (Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.) - Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия.)
Стр. 147-149.Ответить на вопросы на стр.150. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «История Отечества». Литература:
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.