ТЕМА: растительный и животный мир саванн.
ЦЕЛЬ: формировать представление о саванне как травянистой равнине;
об африканской саванне как территории, отличающейся уникальным и
разнообразным животным миром;
расширить знания о разнообразии растений и животных;
содействовать развитию у школьников умения устанавливать особенности
приспособления растений и животных к условиям жизни.
Оборудование: иллюстрации с изображением растений и животных саванн Африки, физическая карта полушарий, карточки с названиями животных экваториальных лесов и саванн Африки.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
-Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
- Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
- Улыбнемся и пожелаем удачи.
2. Сообщения синоптиков.
Учащиеся характеризуют погоду.
3. Проверка домашнего задания.
Сообщения об одном животном экваториальных лесов (учащиеся используют для подготовки материал учебника и энциклопедии).
4. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте тему урока.
- Какое слово вам незнакомо? (саванна)
- Какую цель поставим сегодня на уроке?
( Учащиеся формулируют цель урока под руководством учителя).
5. Изучение нового материала.
- Сегодня мы продолжим путешествие в отдаленные уголки Земли и отправимся на самый жаркий материк.
- Кто-нибудь знает, как этот материк называется?
- Да, это Африка. Здесь находится одна из самых больших пустынь - Сахара. Но Африка известна также и своими уникальными саваннами, где очень богатый и разнообразный животный мир.
- Почему саванны Африки отличаются богатым животным миром?
На это и другие вопросы поможет ответить наш устный журнал.
Прочитайте его название.
«На Африканских просторах, где живут самые большие, самые высокие, самые быстрые, самые зубастые…» (на доске)
-Как называется наша первая страничка? Прочитайте.
«Лето, зима. Почему здесь теплее, чем у нас?»
- Что нам поможет ответить на этот вопрос? (Работа с картой.)
После того как ученики покажут на карте территорию, занятую саваннами, заслушиваются их мнения. (Саванны находятся ближе к экватору, следовательно, там теплее.)
- В саваннах круглый год тепло, и, в отличие от нашего края, там всего два времени года. Какие? Узнать об этом нам поможет текст учебника «Растительный и животный мир саванн» (читается первый абзац текста).
- Чем саванны похожи на экваториальные леса? (Круглый год тепло.)
- Чем отличаются? ( В саваннах осадки выпадают неравномерно. Поэтому здесь два времени года: влажное лето и сухая зима.)
- Как погода отражается на растительности? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
- Открываем вторую страничку нашего журнала «Почему здесь такие высокие травы?».
- О чем, интересно, идет речь на этой страничке? Давайте прочитаем текст учебника, который поможет найти ответ (2-4 абзацы).
- Как вы думаете, почему здесь растут такие высокие травянистые растения?
( Круглый год тепло, влажное лето).
- Чем растительность саванн отличается от растительности степи? (Сравниваются рисунки).
- Какие деревья встречаются в саваннах?
- Почему в саваннах могут расти деревья? (Летом достаточно влаги)
- Как деревья приспособлены к засушливому периоду? Найдите в тексте и прочитайте.
- Следующая страничка устного журнала называется…, а впрочем, давайте сами дадим ей название. На этой страничке вначале идут одни головоломки. Разгадаем?!
Работа в парах.
1ряд. Прочитайте как можно быстрее высказывание.
8. можно 10. с человеком. 3. любознательны, 4. но 1. Все
5. льва 9. сравнить 6. по 7. любопытству 2. животные
2 ряд. Узнайте, какая информация скрыта в этом лабиринте
8. развивать 10. свыше 3. быстрые, 4. животные
1. Гепарды- 12. всего 9. скорость 6. равнин, 7. способные
14. секунды. 11. 90 км/час 2. самые 5. травянистых 13. за 3
3 ряд. Узнайте, какая информация скрыта в этом лабиринте.
8. высокие. 10. самые 3. крупные 4. наземные
1. Слоны- 5. животные. 6. жирафы - 7. самые 9. Страусы-
11. крупные 13. птицы. 2. самые 12. нелетающие
- Так как назовем страничку журнала? (Самые, самые…)
- Чтобы выполнить остальные задания этой странички, нужно прочитать текст учебника до конца.
Работа в группах .(три группы выполняют одно задание, три другие – второе):
1. Прочитайте текст учебника на страницах 96-100 и узнай по описанию животных.
В Африке живут:
огромные, сильные, «Длинноносые», большеухие …(слоны);
большие, толстокожие, исключительно растительноядные … (бегемоты);
пугливые, быстрые, полосатые, черно-белые, длинноногие …(зебры);
пятнистые, длинношеие, длинноногие …(жирафы);
зеленые, опасные, зубастые …(крокодилы);
пятнистые, быстрые, хищные, усатые …(гепарды);
сильные, рыжие, гривастые …(львы)
2. Решите кроссворд «Саванна». Подберите названия животных саванн Африки, которые можно вписать в клеточки кроссворда. Подсказкой служат первые буквы в названиях животных.
- Следующая страничка устного журнала называется «И снова почему?»
Из этой странички вы получите ответ, почему животный мир саванн так богат и разнообразен. Но я думаю, что мы уже можем и сами дать ответ.
(Учащиеся высказывают свои мнения).
- Сравним ваши рассуждения с выводом учебника на стр. 99.
- А теперь страничка «Для любознательных».
- Хотите её прочитать? (читают текст на стр. 100 о жирафе и баобабе)
- Что вас удивило, заинтересовало?
- А теперь послушайте немного информации о слоне. (учитель читает дополнительный материал)
- Что нового узнали о слоне?
6. Итог урока.
- Путешествие по страницам устного журнала заканчивается.
- Предлагаю вам последнее задание. Вам нужно заселить два «природных дома»: экваториальные леса Амазонии и саванны Африки на карте полушарий.(Читают название животного и прикрепляют на карту, где оно обитает).
7.Рефлексия.
- Понравился ли вам наш журнал?
-Какая страничка была самой интересной?
8. Домашнее задание:
1.прочитать текст «Растительный и животный мир саванн», ответить на вопросы;
2. по желанию – подготовить сообщение об одном из животных саванн.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.