ТЕМА: растительный и животный мир саванн.

  • doc
  • 31.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по предмету Человек и мир, 3 класс.doc

ТЕМА: растительный и животный мир саванн.

 

ЦЕЛЬ: формировать представление о саванне как травянистой равнине;

            об африканской саванне как территории, отличающейся уникальным и

   разнообразным  животным миром;

            расширить знания о разнообразии растений и животных;

              содействовать развитию у школьников умения устанавливать особенности

              приспособления растений и животных к условиям жизни.

 

Оборудование: иллюстрации с изображением растений и животных саванн Африки, физическая карта полушарий, карточки с названиями животных экваториальных  лесов и саванн Африки.

 

 

ХОД УРОКА.

1.     Организационный момент.

         -Проверь, дружок!

         Готов ли ты начать урок?

   - Мы за парты дружно сели,

     Друг на друга посмотрели.

  - Улыбнемся и пожелаем удачи.

2.     Сообщения синоптиков.

Учащиеся характеризуют погоду.

3.     Проверка домашнего задания.

Сообщения об одном животном экваториальных лесов (учащиеся используют для подготовки материал учебника и энциклопедии).

4.     Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте тему урока.

- Какое слово вам незнакомо? (саванна)

- Какую цель  поставим сегодня на уроке?

( Учащиеся формулируют цель урока под руководством учителя).

5.     Изучение нового материала.

- Сегодня мы продолжим путешествие  в отдаленные уголки Земли и отправимся на самый жаркий материк.

- Кто-нибудь знает, как этот материк называется?

- Да, это Африка. Здесь находится одна из самых больших пустынь - Сахара. Но Африка известна также и своими уникальными саваннами, где очень богатый и разнообразный животный мир.

- Почему саванны Африки отличаются богатым животным миром?

На это и другие вопросы поможет ответить наш устный журнал.

Прочитайте его название.

«На Африканских просторах, где живут самые большие, самые высокие, самые быстрые, самые зубастые…» (на доске)

-Как называется наша первая страничка? Прочитайте.

«Лето,  зима. Почему здесь теплее, чем у нас?»

    - Что нам поможет ответить на этот вопрос? (Работа с картой.)

 

После того как ученики покажут на карте территорию, занятую саваннами, заслушиваются их мнения. (Саванны находятся ближе к экватору, следовательно, там теплее.)

- В саваннах круглый год тепло, и, в отличие от нашего края, там всего два времени года. Какие? Узнать об этом нам поможет текст учебника «Растительный и животный мир саванн» (читается первый абзац текста).

- Чем саванны похожи на экваториальные леса? (Круглый год тепло.)

- Чем отличаются? ( В саваннах осадки выпадают неравномерно. Поэтому здесь два времени года: влажное лето и сухая зима.)

 - Как погода отражается на растительности? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

- Открываем вторую страничку нашего журнала «Почему здесь такие высокие травы?».

- О чем, интересно, идет речь на этой страничке? Давайте прочитаем текст учебника, который поможет найти ответ (2-4 абзацы).

- Как вы думаете, почему здесь растут такие высокие травянистые растения?

( Круглый год тепло, влажное лето).

- Чем растительность саванн отличается от растительности степи? (Сравниваются рисунки).

- Какие деревья встречаются в саваннах?

- Почему в саваннах могут расти деревья? (Летом достаточно влаги)

- Как деревья приспособлены к засушливому периоду? Найдите в тексте и прочитайте.

- Следующая страничка устного журнала называется…, а впрочем, давайте сами дадим ей название. На этой страничке вначале идут одни головоломки. Разгадаем?!

Работа в парах.

1ряд. Прочитайте как можно быстрее высказывание.

8. можно         10. с человеком.            3. любознательны,        4. но  1. Все

5. льва            9. сравнить          6. по           7. любопытству  2. животные

 

2 ряд. Узнайте, какая информация скрыта в этом лабиринте

8. развивать             10. свыше            3. быстрые,          4. животные       

1. Гепарды-     12. всего              9. скорость          6. равнин,   7. способные

14. секунды.   11. 90 км/час       2. самые     5. травянистых     13. за 3

 

3 ряд. Узнайте, какая информация скрыта в этом лабиринте.

8. высокие.               10. самые             3. крупные          4. наземные        

1. Слоны-        5. животные.        6. жирафы -         7. самые         9. Страусы-

11. крупные             13. птицы.            2. самые               12. нелетающие

 

- Так как назовем страничку журнала? (Самые, самые…)

- Чтобы выполнить остальные задания этой странички, нужно прочитать текст учебника до конца.

Работа в группах .(три группы выполняют одно задание, три другие – второе):

 

1.     Прочитайте текст учебника на страницах 96-100 и узнай по описанию животных.

В Африке живут:

огромные, сильные, «Длинноносые», большеухие …(слоны);

большие, толстокожие, исключительно растительноядные … (бегемоты);

пугливые, быстрые, полосатые, черно-белые, длинноногие …(зебры);

пятнистые, длинношеие, длинноногие …(жирафы);

зеленые, опасные, зубастые …(крокодилы);

пятнистые, быстрые, хищные, усатые …(гепарды);

сильные, рыжие, гривастые …(львы)

 

2.     Решите кроссворд «Саванна». Подберите названия животных саванн Африки, которые можно вписать в клеточки кроссворда. Подсказкой служат первые буквы в названиях животных.

 

- Следующая страничка устного журнала называется «И снова почему?»

Из этой странички вы получите ответ, почему животный мир саванн так богат и разнообразен. Но я думаю, что мы уже можем и сами дать ответ.

(Учащиеся высказывают свои мнения).

- Сравним ваши рассуждения с выводом учебника на стр. 99.

- А теперь страничка «Для любознательных».

- Хотите её прочитать? (читают текст на стр. 100 о жирафе и баобабе)

- Что вас удивило, заинтересовало?

- А теперь послушайте немного информации о слоне. (учитель читает дополнительный материал)

- Что нового узнали о слоне?

6. Итог урока.

- Путешествие по страницам устного журнала заканчивается.

- Предлагаю вам последнее задание. Вам нужно заселить два «природных дома»: экваториальные леса Амазонии и саванны Африки на карте полушарий.(Читают название животного и прикрепляют на карту, где оно обитает).

7.Рефлексия.

- Понравился ли вам наш журнал?

-Какая страничка была самой интересной?

8. Домашнее задание:

1.прочитать текст «Растительный и животный мир саванн», ответить на вопросы;

2. по желанию – подготовить сообщение об одном из животных саванн.