ГБОУ ЛНР «Песковская СШ»
Учитель русского языка и литературы
Пронька Татьяна Владимировна
( Литература 5 класс)
Тема урока: Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованое место»
Вид урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить обучающихся с сочетанием реального и фантастического в повести «Заколдованное место», показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов.
Планируемые результаты
Предметные:
- организация деятельности учащихся по изучению художественного текста;
- формирование умений находить два параллельно развивающихся плана(реального и фантастического);
- повторение теоретических сведений и знакомство с новыми.
Метапредметные:
- умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);
- формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные УУД);
- смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные УУД).
Личностные:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности литературного произведения.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Здравствуйте. Садитесь. Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. И начать занятие я бы хотела с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте его и найдите ключевое слово.
2. Подготовка к восприятию.
Учитель читает стихотворение о кладе:
Мы сегодня под малиной три часа искали клад.
Я вскопала половину, а потом продолжил брат.
Мы сундук найти мечтали, или глиняный горшок
А нашли лишь болт из стали, червяка и корешок!
Вряд ли что-то есть в картошке - там бы дедушка нашел
Нам бы клада хоть немножко – вот бы было хорошо.
В нем оружие и слитки, и возможно, шоколад
Всё, копаем у калитки. Вот, где точно будет клад!
- Какое же слово ключевое? О чем стихотворение? (клад)
- Мечтали ли вы найти клад? Или даже находил его?
- Запишем слово клад.
- Какие слова приходят на ум, когда вы слышите слово клад?
Клад- богатство- сундук- драгоценности – деньги- приключения – опасность
- Почему клад так называется?
- Зачем прячут свои богатства?
В прошлом люди делали специальный заговор, чтобы до клада не смогли добраться те, для кого он не предназначался.
- Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе?
- Чему же будет посвящен наш урок?
Запишем тему в тетради:
Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место»
3. Актуализация
На прошлом уроке мы знакомились со статьей учебника, где говорилось о жизни и личности писателя. На дом вам задавалось выучить материал и сделать задание № 49 в своих рабочих тетрадях. Я предлагаю сейчас проверить, как вы запомнили учебный материал.
- Посмотрите на экран. Восстановите «потерянные» слова.
Николай Васильевич Гоголь родился в местечке_________________ Миргородского уезда _______________ губернии в семье__________________ . Ещё подростком Гоголь познакомился с ____________________ жизнью и бытом украинской ________________, горячо любил украинские ________________, _______________, ______________ .
В 1818 году поступил в __________________________, а затем был принят в 1821 году в ______________________________ .В 1828 году он переехал в __________________ .
В 1829 году начал работать над книгой____________________________________________ .
4. Постановка проблемы урока.
- Скажите, почему Гоголь назвал так свою книгу?
- Вспомните, что писал Пушкин об этом сборнике. (цитата в учебнике)
Само название цикла и высказывание Пушкина подчеркивают необычность этого произведения. Дома вы читали повесть «Заколдованное место».
- В чём необычность, особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?
- Легко ли было читать и понимать повесть? ( выход на язык и фантастику)
Главная особенность этого произведения – язык.
Давайте проверим, как хорошо вы знаете украинские слова.
Я предлагаю вам поработать в паре. Соотнесите слова и их лексическое значение.
Работа в парах:
Задание: соотнеси слово и лексическое значение |
||
1 |
Люлька – |
арбуз |
2 |
Кавун – |
место, засеянное арбузами и дынями |
3 |
Чумаки – |
трубка |
4 |
Баштан – |
обозники, едущие в Крым за солью и рыбой |
5 |
Свитка – |
соломенный шалаш |
6 |
Курень – |
род полукафтанья |
А вот еще одно задание: найдите «лишнее» слово:
Пищик – сопилка – гетьман
- Как вы думаете, для чего Гоголь использует столько украинских слов? (чтобы более правдоподобно, достоверно показать героев, передать национальный колорит, эта культура близка, т. к. он сам родился в Украине, как сообщалось в начале урока).
Изучение повести
А сейчас по вопросам восстановим содержание произведения.
Физминутка
Чтобы Гоголя читать,
Нужно глазки нам «размять».
Смотрим влево, смотрим вправо,
Смотрим вниз, потом – наверх.
Мы нисколько не устали,
Впереди нас ждет успех!
Мы с вами выяснили, что особенностью повести Гоголя является не только язык, но и фантастические события.
- Скажите, что мы называем фантастикой?
Работа с понятиями «реальность» и «фантастика»:
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
- Вспомните, в произведениях каких жанров мы встречали что-то необычное, фантастическое, волшебное.
-Можем ли мы утверждать, что Гоголь написал сказку?
- Давайте выясним, что в повести фантастическое, а что реальное.
- Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое? (Украина)
- О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)
- От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
- А одежда героев , предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
Наши выводы можно представить в форме таблицы:
Материал для сравнения |
Н.В. Гоголь «Заколдованное место» |
Волшебные сказки |
Место действия |
Украина |
В некотором царстве… |
Время |
Однажды весной, когда рассказчик был маленький |
Давным-давно, незапамятные времена |
Герои |
дьячок, дед, чумаки, внуки Остап, Максим |
Баба Яга, Кощей Бессмертный Иван-царевич, Василиса Премудрая |
Жизнь людей |
Курень, баштан, гумно, свитка, левада |
Очень общо, без деталей |
- Есть ли отличия повести от сказки? Какой подзаголовок имеет повесть?
(Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Почти все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
- Давайте рассмотрим иллюстрации Михаила Константиновича Клодта к произведению Гоголя.
- Какие события: реальные или фантастические изобразил на них художник?
- Какие рисунки к повести подготовили вы? Реальные или фантастические события изображены на них?
Вывод: перед нами не сказка, но Гоголь соединяет в одном произведении реальное и фантастическое. Подумаем зачем.
- О каком месте рассказывает дьячок в этой повести? (Заколдованном)
Работа с текстом (выразительное чтение и анализ)
Выразительное чтение учеником фрагмента повести “Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»(стр.181 - 183).
Анализ прочитанного:
· Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
· Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
· Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?
· Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
· Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
· Что ему чудилось (виделось и слышалось)?
· Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
· Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно?
· Какое качество подвело его? (жадность)
· Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
· Над кем смеется Гоголь?
Почему он смеется над своим героем?
Юмор или сатиру использует автор, чтобы обличить жадность деда?
Подведение итогов.
- Какой же урок дает нам Гоголь?
Запись под диктовку:
«Заколдованное место» — повесть, где автор соединяет в одном произведении реальное и фантастическое. Сатирически изображая героя, Гоголь высмеивает его жадность, желание нечистым путем добыть богатство. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам.
Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?
Рефлексия.
Чем запомнится вам сегодняшний урок?
Закончите предложения:
Сегодня
на уроке я понял…
- Мне было трудно …
- Мне понравилось…
- Я доволен
- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода; подготовьте иллюстрации к наиболее понравившемся эпизодам повести.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.