Тема: С. Мауленов «О степь моя!»

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7.doc

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                          Класс 3- «Б»

 (1 четверть)

Урок 7

Тема: С. Мауленов «О степь моя!»

 

Цель: формирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать литературу, посвящённую теме «Родина»

 Задачи:- образовательная: создать условия для развития умений самостоятельной работы по литературному произведению заданной тематики.

 –воспитательная: обратить внимание на эстетическое воспитание школьников через знакомство с литературными произведениями о Родине, содействовать формированию основных мировоззрений (нравственному воспитанию, патриотизму)

-развивающая: продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса учащихся, по усилению коммуникативных свойств речи (выразительности), развивать умение выделять главное в художественном произведении .

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Тезис урока: 
Родина (страна, в которой человек родился, гражданином которой является .) Родина(уголок ,где родился, живёт каждый из нас. Это наш город, школа, дом.) 
Ход урока: 
1.Организационный момент (на стенде выставка книг о Родине

1. Психологический настрой Каждый день-всегда,везде На занятиях ,в игре Смело,чётко говорим И тихонечко сидим. Начинаем мы опять Думать ,рассуждать, смекать И учить ,и играть , И рассказы сочинять. 
2. Сообщение цели

-Сегодня у нас первый урок внеклассного чтения. Обычно, на уроках литературного чтения произведения читала вам я ,а теперь каждый из вас будет самостоятельно подбирать и читать книги по определённой тематике из моего рекомендательного списка. Это произведения о Родине ,о временах года, о детях , о дружбе, и о многом другом. –О чём же сегодня пойдёт речь на уроке, я думаю, вы уже догадались, рассмотрев нашу выставку книг на перемене. –Итак, чему посвящён наш урок внеклассного чтения? (Родине) 
Работа с выставкой прочитанных к уроку книг -Что вы прочитали об этом дома? 1.Н. Сладков «Разноцветная земля» 2.С.Мауленов «О, степь моя» 3.По М.Абылкасымовой «Родная земля» 4.М.Ауэзов «Возвращение» 5.По М.Ауэзову «Степной пейзаж» 6.У.Турманжанов «Родина –дом матери твоей» 7.Пословицы и поговорки о Родине -Что ещё вы читали о родном крае ? (Ответы детей) -Рассказ «Наша Родина –Казахстан» -Кто автор этого произведения? (М. Алимбаев) -Стихотворение «Моя Республика» Автор Т. Айбергенов (демонстрация дополнительных источников) -К каким литературным жанрам они относятся? (стихотворения ,рассказы, легенды) 
Обобщающая беседа о содержании прочитанных книг 
Составление кластера 
-Скажите ,какие ассоциации возникают у вас со словом Родина? (Ответы детей) -Родина: юрта, река(озеро),ковыль, кони ,дом, простор, мать, горы, степь -Каждый человек под словом «Родина» понимает что-то своё. С чем ассоциируется слово «Родина» у наших авторов? Пример: Юрта - М. Ауэзов «Возвращение» Мать –У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей» Кони- По М. Абылкасымовой «Родная земля» Ковыль-По М. Ауэзову «Степной пейзаж»,Н.Сладков «Разноцветная земля» Озеро –Легенда «Или и Каратал» Степь- Н.Сладков «Разноцветная земля « М. Ауэзов «Возвращение» 
Художественное слово учителя 
-Огромную территорию Казахстана занимают бескрайние степи. Для кого-то это просто сухая трава ,где растёт невзрачный ковыль и горькая полынь. –А я хочу напомнить как поэтично описывает красоту степи Мухтар Ауэзов «…Сочная тучная степь вся колышится от этого ветерка ,и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это- бескрайнее море, сказочное море… Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог,он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал: я так соскучился по тебе! Может быть , другим ты кажешься страшной –только не мне! Родная моя , милая степь!...» -Захотелось ли вам оказаться в этой степи? 
Выводится тезис урока 
-Что же такое Родина? (Родина- уголок ,где родился , это наши родные и близкие ,земля ,реки, озёра , степь.) 
Работа над пословицами 
-Ещё издревле народ передавал из уст в уста пословицы и поговорки. –Что такое пословица?(мудрое краткое изречение) -Я приготовила для вас пословицы и предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко» «Одна у человека мать, одна у него и …» (Родина) «Сладок даже дым над очагом …» (родным) «Родная земля щедра, как мать: кто о ней помнит ,тому она отдаёт всю…» (силу) -Можно ли объединить прочитанные вами произведения и эти пословицы. Докажите. (Предполагаемые ответы детей) С.Мауленов «О ,степь моя»,У.Турманжанов «Родина –дом матери твоей» (пословица «Одна у человека мать ,одна у него и Родина») М.Ауэзов «Возвращение» (пословица «Сладок даже дым над очагом родным») -А содержание пословицы «Родная земля щедра ,как мать: кто о ней помнит ,тому она отдаёт всю силу» встречается в словах дедушки в произведении М.Абылкасымовой «Родная земля» Он говорит это своей внучке. –Какие пословицы и поговорки о Родине вы приготовили дома? 
Обращение к тезису урока 
-Так что же для поэтов и писателей значит Родина? (любовь к матери, гордость за красоты земли, родной аул, голубые реки , прозрачные озёра , шелковистый ковыль) 
Дополнение , расширение и уточнение читательского опыта детей учителем 
1.Просмотр слайдов -В Казахстане есть много замечательных мест ,которыми мы вправе гордиться. Давайте обратим свои взоры на экран и насладимся увиденным. (Презентация слайдов о красоте родного края) -Одно из них – Жемчужина Казахстана – Боровое. –Кто из вас отдыхал в Боровом? -Какие чувства вы испытали , побывав там? (радость, восторг, восхищение , гордость за родной край) -Действительно Бурабай (Боровое) – край удивительных песен и легенд. 
Презентация книги «Легенды древнего Казахстана» 
Мне встретилась книга «Легенды древнего Казахстана» Её составитель-профессор Кокшетауского гуманитарно-экономического университета О.Жанайдыров. Он долгое время путешествовал по нашей прекрасной казахстанской земле. Встречался с аксакалами (старцами),которые поведали ему легенды о нашем крае. –Сегодня на уроке мы увидели ,как описывают родную землю поэты и писатели в своих произведениях. Но рассказать о Родине можно и с помощью других средств языка. –Как ещё можно воспеть родную землю? (ответы детей: музыкальные произведения, художественные полотна) -Верно . Любой человек , рассказывая о своей родной земле, может представить это по-своему. 
Творческая работа 
-Я предлагаю каждому нарисовать то ,что для вас является Родиной. (на фоне музыки )
Домашнее задание 
-Тему «Родина» мы будем продолжать рассматривать на следующем уроке внеклассного чтения. Вам предлагается дополнительный список произведений о красотах родного края. 
Итог 
НА фоне музыки в сопровождении презентации учитель читает стихотворение С. Сейфуллина «Земля моя» Земля моя! В зелёном летнем платье Ты ловишь солнце будущего дня Родимая, какое счастье, Что ты всегда со мной и для меня!