Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 7
Тема: С. Мауленов «О степь моя!»
Цель: формирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать литературу, посвящённую теме «Родина»
Задачи:- образовательная: создать условия для развития умений самостоятельной работы по литературному произведению заданной тематики.
–воспитательная: обратить внимание на эстетическое воспитание школьников через знакомство с литературными произведениями о Родине, содействовать формированию основных мировоззрений (нравственному воспитанию, патриотизму)
-развивающая: продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса учащихся, по усилению коммуникативных свойств речи (выразительности), развивать умение выделять главное в художественном произведении .
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Тезис урока:
Родина (страна, в которой человек родился, гражданином которой
является .) Родина(уголок ,где родился, живёт каждый из нас. Это наш город,
школа, дом.)
Ход урока:
1.Организационный момент (на стенде выставка книг о Родине
1. Психологический настрой Каждый день-всегда,везде На
занятиях ,в игре Смело,чётко говорим И тихонечко сидим. Начинаем мы опять
Думать ,рассуждать, смекать И учить ,и играть , И рассказы сочинять.
2. Сообщение цели
-Сегодня у нас первый урок внеклассного чтения. Обычно, на
уроках литературного чтения произведения читала вам я ,а теперь каждый из вас
будет самостоятельно подбирать и читать книги по определённой тематике из моего
рекомендательного списка. Это произведения о Родине ,о временах года, о детях ,
о дружбе, и о многом другом. –О чём же сегодня пойдёт речь на уроке, я думаю,
вы уже догадались, рассмотрев нашу выставку книг на перемене. –Итак, чему
посвящён наш урок внеклассного чтения? (Родине)
Работа с выставкой прочитанных к уроку книг -Что
вы прочитали об этом дома? 1.Н. Сладков «Разноцветная земля» 2.С.Мауленов «О,
степь моя» 3.По М.Абылкасымовой «Родная земля» 4.М.Ауэзов «Возвращение» 5.По
М.Ауэзову «Степной пейзаж» 6.У.Турманжанов «Родина –дом матери твоей» 7.Пословицы
и поговорки о Родине -Что ещё вы читали о родном крае ? (Ответы детей)
-Рассказ «Наша Родина –Казахстан» -Кто автор этого произведения? (М. Алимбаев)
-Стихотворение «Моя Республика» Автор Т. Айбергенов (демонстрация
дополнительных источников) -К каким литературным жанрам они относятся?
(стихотворения ,рассказы, легенды)
Обобщающая беседа о содержании прочитанных книг
Составление кластера
-Скажите ,какие ассоциации возникают у вас со
словом Родина? (Ответы детей) -Родина: юрта, река(озеро),ковыль, кони ,дом,
простор, мать, горы, степь -Каждый человек под словом «Родина» понимает что-то
своё. С чем ассоциируется слово «Родина» у наших авторов? Пример: Юрта - М.
Ауэзов «Возвращение» Мать –У. Турманжанов «Родина-дом матери твоей» Кони- По М.
Абылкасымовой «Родная земля» Ковыль-По М. Ауэзову «Степной пейзаж»,Н.Сладков
«Разноцветная земля» Озеро –Легенда «Или и Каратал» Степь- Н.Сладков
«Разноцветная земля « М. Ауэзов «Возвращение»
Художественное слово учителя
-Огромную территорию Казахстана занимают
бескрайние степи. Для кого-то это просто сухая трава ,где растёт невзрачный
ковыль и горькая полынь. –А я хочу напомнить как поэтично описывает красоту
степи Мухтар Ауэзов «…Сочная тучная степь вся колышится от этого ветерка ,и
волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это- бескрайнее море, сказочное
море… Абай не может оторвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в
вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог,он охватил бы её всю,
прижался бы к ней и шептал: я так соскучился по тебе! Может быть , другим ты
кажешься страшной –только не мне! Родная моя , милая степь!...» -Захотелось ли
вам оказаться в этой степи?
Выводится тезис урока
-Что же такое Родина? (Родина- уголок ,где родился
, это наши родные и близкие ,земля ,реки, озёра , степь.)
Работа над пословицами
-Ещё издревле народ передавал из уст в уста
пословицы и поговорки. –Что такое пословица?(мудрое краткое изречение) -Я
приготовила для вас пословицы и предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко»
«Одна у человека мать, одна у него и …» (Родина) «Сладок даже дым над очагом …»
(родным) «Родная земля щедра, как мать: кто о ней помнит ,тому она отдаёт всю…»
(силу) -Можно ли объединить прочитанные вами произведения и эти пословицы.
Докажите. (Предполагаемые ответы детей) С.Мауленов «О ,степь моя»,У.Турманжанов
«Родина –дом матери твоей» (пословица «Одна у человека мать ,одна у него и
Родина») М.Ауэзов «Возвращение» (пословица «Сладок даже дым над очагом родным»)
-А содержание пословицы «Родная земля щедра ,как мать: кто о ней помнит ,тому
она отдаёт всю силу» встречается в словах дедушки в произведении
М.Абылкасымовой «Родная земля» Он говорит это своей внучке. –Какие пословицы и
поговорки о Родине вы приготовили дома?
Обращение к тезису урока
-Так что же для поэтов и писателей значит
Родина? (любовь к матери, гордость за красоты земли, родной аул, голубые реки ,
прозрачные озёра , шелковистый ковыль)
Дополнение , расширение и уточнение
читательского опыта детей учителем
1.Просмотр слайдов -В Казахстане есть много
замечательных мест ,которыми мы вправе гордиться. Давайте обратим свои взоры на
экран и насладимся увиденным. (Презентация слайдов о красоте родного края)
-Одно из них – Жемчужина Казахстана – Боровое. –Кто из вас отдыхал в Боровом?
-Какие чувства вы испытали , побывав там? (радость, восторг, восхищение ,
гордость за родной край) -Действительно Бурабай (Боровое) – край удивительных
песен и легенд.
Презентация книги «Легенды древнего Казахстана»
Мне встретилась книга «Легенды древнего
Казахстана» Её составитель-профессор Кокшетауского гуманитарно-экономического
университета О.Жанайдыров. Он долгое время путешествовал по нашей прекрасной
казахстанской земле. Встречался с аксакалами (старцами),которые поведали ему
легенды о нашем крае. –Сегодня на уроке мы увидели ,как описывают родную землю
поэты и писатели в своих произведениях. Но рассказать о Родине можно и с
помощью других средств языка. –Как ещё можно воспеть родную землю? (ответы
детей: музыкальные произведения, художественные полотна) -Верно . Любой человек
, рассказывая о своей родной земле, может представить это по-своему.
Творческая работа
-Я предлагаю каждому нарисовать то ,что для
вас является Родиной. (на фоне музыки )
Домашнее задание
-Тему «Родина» мы будем продолжать рассматривать
на следующем уроке внеклассного чтения. Вам предлагается дополнительный список
произведений о красотах родного края.
Итог
НА фоне музыки в сопровождении презентации
учитель читает стихотворение С. Сейфуллина «Земля моя» Земля моя! В зелёном
летнем платье Ты ловишь солнце будущего дня Родимая, какое счастье, Что ты
всегда со мной и для меня!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.