Тема семинара «Конфликты и пути их решения».
Выступление по теме «Причины конфликтов в образовательной деятельности. Типы конфликта, стадии конфликта».
Подготовила учитель
первой квалификационной
категории – Кислова Л.Г.
«Холодной думай головой
ведь в мире все закономерно
зло, излученное тобой
к тебе вернется непременно.
Омар Хайям.
Два человека шли по пустынной дороге. Нещадно светило солнце. Повстречался им разносчик напитков.
- Не дашь ли нам немного своего божественного напитка? Нам очень хочется пить, - попросили они.
Разносчик ответил:
- Прежде чем я дам Вам попить, скажите мне Ваши имена.
- Меня зовут Откуда – Мы - Идём,- сказал первый.
- Меня зовут Куда – Мы - Идём, - сказал второй.
- У тебя прекрасное имя, Откуда – Мы – Идём, - сказал разносчик. – Я угощу тебя своим напитком. А у тебя, Куда – Мы – Идём, имя плохое. Должно быть, ты нехороший человек. И я не утолю твоей жажды.
Они заспорили и решили найти человека, который бы рассудил их. Нашли – рассказали, в чём дело. Судья выслушал и сказал:
- Разносчик, ты неправ. Прав - Куда – Мы – Идём, потому что мы не можем взять больше ничего из того, что оставили сзади. А новое мы находим только там, куда мы идём.
Разносчик согласился:
-Да, это так.
И дал своего напитка - Куда – Мы – Идём.
Хорошо, когда спор может рассудить кто-то грамотный или компетентный в определенном вопросе человек, а если такого человека нет, то возникает конфликтная ситуация или конфликт.
Причины конфликтов в образовательной организации.
Общие причины педагогических конфликтов:
· изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания
· ребенка;
· ослабление и трансформация системы ценностей и ценностных ориентаций;
· рост правонарушений;
· падение престижа педагогической профессии в обществе;
· напряженность межличностных отношений в образовательных организациях;
· частые реформы в сфере образования ;
· авторитарность школьного управления;
· невротический стиль общения во многих семьях.
·
Факторы, влияющие на возникновение педагогических конфликтов в образовательной среде:
У ПЕДАГОГОВ:
· неудовлетворенность выбранной профессией;
· повышенная ответственность за качество образования;
· ответственность за жизнь и здоровье учащихся;
· неудовлетворенность потребности в признании, уважении педагога, как со стороны учащихся, так и со стороны администрации, педагогического коллектива, родителей;
· монотонность педагогической деятельности, жесткое планирование и четкое следование ему в рамках данной педагогической системы;
· использование традиционных форм обучения и оценки;
· 95% учителей считают свою работу эмоционально и интеллектуально напряжённой,
· причём 32% полагают, что эти перегрузки весьма значительные и постоянные;
· 51% учителей считают, что их профессиональная деятельность связана со значительными физическими нагрузками преимущественного статического характера.
У УЧЕНИКОВ:
· наличие возрастных сенситивных периодов, ведущих к изменению поведения,
· реакций на происходящее;
· психологические, индивидуальные особенности личности учащегося;
· неудовлетворенность формами подачи материала;
· непонимание действий педагога.
У РОДИТЕЛЕЙ:
· повышенные требования к школе как к социальному институту образования и воспитания;
· социальные и статусные противоречия;
· отношение к школе как к продавцу образовательных услуг.
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень коммуникативной культуры, нарушение этических норм педагогом (неконструктивная критика учащихся, упреки в их адрес, упреки за неблагополучие в семье, высмеивание перед сверстниками и др.).
Традиционно возникающие в диаде «педагог – администрация» конфликты бывают связаны с проблемами власти и подчинения.
Виды конфликтов:
· Внутриличностный конфликт, это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".
· Межличностный конфликт - это самый распространённый тип конфликта - представлен двумя сторонами.
· Межгрупповой конфликт.
· Между личностью и группой.
Конфликт между личностью и группой. Известно, что неформальные группы устанавливают свои собственные нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Группа рассматривает отклонение от принятых норм как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между сотрудниками разных отделов, между неформальными группами внутри отделов, между администрацией и профсоюзом.
Совокупность конфликтов, пронизывающих образовательные организации, так или иначе связана с методами управления ими. Ведь управление — это не что иное, как деятельность по разрешению конфликтов во имя целей, составляющих суть организации.
Спор ветра с солнцем. Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».
«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В. А. Сухомлинский.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.