Конспект урока обучения грамоте в 1 Г классе
Тема: «Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости».
Нижний Новгород
2017
Тема: «Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости».
Цель: формирование навыка каллиграфического письма на основе общеучебных умений.
Задачи:
1.Предметные: уметь отражать характеристику звука, формировать навык правильного чтения.
2.Метапредметные: развитие речи, развитие внимания учащихся, развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля, развивать навыки каллиграфического почерка, умение анализировать и обобщать
3.Личностные: привить интерес к уроку, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Средства обучения: компьютер, экран
Оборудование: презентация, прописи
План урока:
1.Мотивация учебной деятельности (2 мин)
2.Актуализация знаний (5 мин)
3.Постановка учебной задачи (3 мин)
4.Решение учебной задачи (7 мин)
5.Закрепление и обобщение.(8 мин)
6.Рефлексия (5 мин)
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
1.Мотивация учебной деятельности
|
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. - Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Витальевна, и сегодня я буду вести у вас урок письма. - Сегодня к нам в гости пришла Мудрая Сова и принесла интересные задания. Ей интересно посмотреть на то, как вы работаете на уроке. Докажем Сове, что мы с вами все можем? Тогда начнем. |
Дети приветствуют учителя.
Да, докажем. |
Личностные УУД: психологический настрой. Готовность к деятельности на личностно-значимом уровне.
|
2. Актуализация знаний |
- Для начала давайте вспомним -Что такое звук? -Что такое буква? - На какие 2 группы делятся все звуки нашей речи? -Что вы знаете о гласных звуках? -Какие буквы могут обозначать 2 звука? -Когда эти буквы будут обозначать 2 звука? -Что вы знаете о согласных звуках? -На какие группы делятся согласные звуки? - С какими буквами вы познакомились на последних уроках? - Какие звуки они обозначают? - Что вы про них знаете? - Молодцы, ребята. - А сейчас послушайте меня, я прочитаю вам предложение, а вы мне скажете, правильно ли я говорю. Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку. - В чем ошибка? - Какие звуки перепутались? - Как правильно? -Совершенно верно. Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?
|
Звук произносим и слышим, а буквы видим, можем прочитать и написать
На гласные и согласные. Они тянутся, поются, не встречают преграды, когда их произносят. я, е, ё, ю. После гласной, в начале слова. Они состоят из шума и голоса Глухие, звонкие, твердые и мягкие. Ударные и безударные «Д» и «Т» [д] , [д`] ; [т] , [т`] Они согласные
Мы не можем поставить в конце дочку. Звук [д] перепутался со звуком [т] Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил точку.
Звуки [д] и [т]. |
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Коммуникативные УУД: умение вести диалог, слушать собеседника.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные УУД: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
3. Постановка учебной задачи |
- Ребята, так о чем мы сегодня будем говорить, какая тема нашего урока? - А какую цель мы перед собой поставим? - Правильно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о парных звуках [д], [т]. |
Парные звуки [д] и [т].
Научиться определять звонкий или глухой звук. |
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу |
4. Решение учебной задачи |
-Давайте откроем прописи на странице 4 и выполним задания, которые приготовила для нас Мудрая Сова. - Нашли все строчку с буквами Д и Т, пропишите буквы, чередуя заглавную со строчной. - Закончили? - Что вы необычного заметили, когда прописывали буквы? - Что это значит? - Совершенно верно.
- Прочитайте в следующей строчке имя мальчика. - Как вы считаете, какая из моделей подойдет к слову «Дима»? - Давайте проверим. -Какой 1 звук у нас в слове Дима? Д` има - Он звонкий? - Подходит первая схема к слову Дима? - Посмотрите внимательно, на схеме обозначен только один звонкий звук? - А что это значит? - Правильно, ребята. - Посмотрите на 2 модель. Чем она отличается от первой? - А что это значит? - А какая пара по звонкости глухости есть у звука [д`]. -Правильно, значит мы с вами букву «Д» поменяем на «Т» и какое слово у нас получится? - Совершенно верно. Записываем это слово. - А с какой буквы вы запишите слово Тима? - Почему? - А слово Дима, почему у нас записано с заглавной буквы? - Молодцы, ребята!
-Смотрим на 2 пару. Здесь у нас с вами слово «тело», какая схема соответствует слову, как вы думаете? - Давайте проверим. Какой первый звук в слове т`ело? - Он глухой или звонкий? - Подходит 2-я модель? - Правильно. - Обратите внимание, что в этой модели колокольчик стоит на месте звука [л] -Что это значит? Правильно, молодцы. - Смотрим на 2 модель. Что у нас здесь? - Что это значит? - Какая пара по звонкости глухости у звука [т`]? - Значит мы букву «т» заменим на букву…? -Какое слово у нас получается? - Правильно, записываем.
- Смотрим 3 пару. - Здесь нам дано слово дома - Звук [д] у нас звонкий или глухой? - Какая модель соответствует этому слову? - Смотрим на 2 модель, что мы видим? - Что это значит? - Правильно, на какую букву мы заменим букву Д? - Какое слово у нас получится? - Правильно, записываем. -И у нас с вами осталась последняя пара, попробуйте сами заменить буквы, а потом мы проверим. - И так, ребята, какое слово у вас получилось? - Какую букву вы поменяли? - Правильно, молодцы.
-А теперь давайте с вами немного отдохнем. Покажем Сове, какие мы с вами активные. Все встаём из-за парт.
У оленя дом большой, Он глядит в свое окно. Заяц по лесу бежал, В дверь к нему стучал. Тук - тук –тук, - дверь, открой. Там в лесу охотник злой. Заяц, заяц, забегай, лапу подавай. (2 раза)
- Отдохнули немножко? -Хорошо. Продолжаем.
|
Дети пишут. Да.
Над буквой «д» есть колокольчик.
Значит, что звук «Д» звонкий.
Дима.
Первая.
[д`] Да
Да. Нет, 2.
Это значит, что звук [м] тоже звонкий.
Над первым звуком нет колокольчика. Это значит, что первый звук глухой.
[т`] Тима С заглавной Потому что это имя мальчика. Потому что это тоже имя мальчика.
Вторая.
[т`] Глухой. Да
Что звук [л] тоже звонкий.
Над первым звуком стоит колокольчик. Звук звонкий.
[д`] На букву «д» Дело. Дети пишут.
Звонкий Первая Над первым звуком нет колокольчика Что 1 звук глухой. На букву Т. тома.
Дети выполняют самостоятельно.
денёк
Букву «т» на «д»
Дети делают физкультминутку. |
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. |
5. Закрепление и обобщение |
Теперь давайте посмотрим на задание ниже. Что там дано? Да правильно, давайте прочитаем эти слова. Молодцы, а как вы думаете, по какому принципу мы будем распределять слова в эти две строчки, где у нас буквы «д» и «т» Да, правильно. Слово дом, мы в какую строчку с вами запишем? А почему? Правильно, записываем в 1 строчку, пишем с маленькой буквы, пропись положили под наклоном, сидим прямо, записываем. А второе слово, туман, мы куда запишем? Правильно, записываем. Прочитайте 3 слово. В какую строчку мы его отнесем? Правильно, записывайте. Попробуйте остальные слова распределить сами, а потом проверим. Давайте теперь проверим, назовите мне слова которые вы записали в первую строчку. Правильно, молодцы. А теперь те слова, которые вы записали во вторую строчку. А почему слово Таня написано с заглавной буквы? Правильно, молодцы ребята. - Открываем страницу 5. - Смотрим на задание сверху. - Что мы должны сделать в этом задании? - Совершенно верно. Смотрим на первое слово в первом предложение. -Что вы заметили? - Что это значит, ребята?
-Конечно, и какую букву мы с вами вставим? - Пишем. - Какое слово у нас с вами получилось? - Хорошо, смотрим второе слово. - Что мы видим здесь? - Правильно, какую букву мы вставим? - Пишем. - Какое слово у нас получилось? - А теперь давайте прочитаем предложение, которое у нас получилось. -Хорошо. Смотрим следующее предложение. - Какая буква пропущена у нас в 1 слове? -Почему буква «Д»? - Пишем. - Какое слово у нас получилось? Молодцы, ребята. - Попробуйте вставить букву в следующее слово самостоятельно. - Какую букву вы вставили? -Почему «д»? - Правильно. Давайте прочитаем предложение, которое у нас с вами получилось. - Смотрим 3 предложение. Нашли слово с пропущенной буквой. - Что вы заметили? - Совершенно верно. А что это значит? - Какую букву мы с вами вставим в слово? - Верно, ребята. Но в этом слове у нас пропущена не одна буква, какую букву мы с вами вставим здесь? - Почему «т»? - Какое слово у нас с вами получилось? - Смотрим на второе слово. Какая буква пропущена здесь? - Почему «т»? - Какое слово у нас с вами получилось? - А с какой буквы мы напишем это слово с заглавной или строчной ? - Почему с заглавной? - Совершенно верно, ребята, пишем. - Смотрим на 3 слово, попробуйте вставить пропущенную букву сами. - Какую букву вы здесь вставили? - Какое слово у вас получилось? -Молодцы, ребята - Давайте прочитаем предложение , которое у нас получилось. - Хорошо, ребята, ещё с одним заданием Мудрой Совы справились. - Давайте посмотри следующее задание, что у нас здесь? - Давайте их прочитаем. Первое предложение. - Давайте теперь напишем это предложение письменными буквами. - Закончили? - Теперь прочитаем второе предложение. -Пишем письменными буквами. - Закончили? - Молодцы, справились со всеми заданиями Мудрой Совы.
|
Слова и буквы «д» и «т»
Дети читают: дом, туман, Дима, люди, Таня, трактор, утята. Если есть эти буквы в словах.
В первую.
Потому что там есть буква «д»
Во 2 строчку, там есть буква «т» Дима В первую строчку. Дети пробуют сами распределить слова.
Дом, Дима, люди.
Туман, Таня, трактор, утята.
Потому это имя девочки.
Вставить пропущенные буквы в слова. Над пропущенной буквой стоит колокольчик. Что звук пропущенной буквы звонкий. Букву «д» Сделал.
Над пропущенной буквой тоже стоит колокольчик, это значит , что она звонкая. Букву «д» дело. Сделал дело - гуляй смело.
Буква «Д». Потому что над ней стоит колокольчик. Денис. Дети пробуют вставить букву сами.
«д» Потому что над ней колокольчик. Денис на озере удил карасей.
Здесь нет колокольчика над пропущенной буквой. Что звук пропущенной буквы глухой. Букву «т».
Букву «т». Потому что над буквой нет колокольчика, значит звук глухой. Тети. Буква «Т» Нет колокольчика. Тони. С заглавной. Потому что Тоня это имя.
Букву «д», потому что есть колокольчик. друзей. У тёти Тони много друзей.
Предложения.
Дети пишут. |
Познавательные УУД : строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
6. Рефлексия |
-Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? -Какую цель мы ставили в начале нашего урока? -Достигли ли мы цели в ходе урока? -Возникали ли трудности при выполнении заданий? -Кому было легко сегодня на уроке, он с легкостью выполнял все задания, поднимите желтый кружочек. - Кому было трудно на уроке, он затруднялся при выполнении заданий, поднимите красный кружочек. |
|
Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные УУД: контроль, коррекция, саморегуляция Познавательные УУД: Рефлексия
Коммуникативные УУД: умение выстраивать диалогическую и монологическую речь |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.