Тема: Стихи-размышления. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»

  • docx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок в 3 кл..docx

Тема: Стихи-размышления. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»

Цель:  планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

         знать:

- фамилию автора и название произведения;

уметь:

- осмысливать прочитанное стихотворение, словесно воспроизводить эмоции, чувства;

- выявлять и исследовать (при помощи учителя) образные выражения;

- уметь выразительно читать стихотворение, передавая эмоциональное настроение.

Задачи личностного развития:

- способствовать формированию у учащихся навыка правильного, осознанного чтения;

- создать условия для развития воображения, эмоционального восприятия произведения; обогащения словарного запаса; для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- создать условия для  воспитания позитивного отношения к труду, людям труда.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: УМК «Литературное чтение», Воропаева В.С., 3 класс, 2012г.,  иллюстрации «Профессии людей», портрет Дж. Родари

Ход урока

         I. Организационный этап.

                            Прозвенел долгожданный звонок.

                            Он позвал нас на урок.

                            И мы время не теряем.

                            К работе дружно приступаем.

         - Ребята, подарите улыбки нашим гостям. Протяните ладошки соседу по парте. Посмотрите в глаза друг другу, пожелайте успехов работе.

         II. Мобилизующий этап.

         -Закончите фразу:

         «На уроке чтения будем читать, для того, чтобы …» (Научиться бегло читать, узнавать новое, интересное)

         «Сегодня на уроке чтения мы будем учиться задавать вопросы и отвечать на них, для того, чтобы …» (Научиться думать, рассуждать, высказывать свои мысли)

         III. Пятиминутное чтение.

         - Читаем книги для дополнительного чтения вполголоса.

         IV. Проверка домашнего задания.

         1. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Что красивее всего?» (Оценка по критериям: правильность, паузы, эмоциональность.)

         2. Творческое задание. Свои версии ответов и ответы родителей на поставленный вопрос в стихотворении.

         V. Речевая разминка.

         - Как вы думаете,  для чего мы проводим речевые разминки? (Чтобы правильно дышать, правильно произносить звуки, выразительно читать.)

         1. Дыхательное упражнение «Погасите свечу».

         2. Работа со скороговоркой.

                            Наши руки были в мыле.

                            Мы посуду сами мыли,

                            Мы посуду мыли сами,

                            Помогали нашей маме.

         - Что вы можете сказать о героях скороговорки? (Трудолюбивые.)

         - Сколько корней в слове трудолюбивые?

         - Какой звук чаще  повторяется? Дайте ему характеристику. (Звук  [м]- согласный, звонкий, непарный, твёрдый.)

         3. Работа со стихотворением.

         а) читают с понижением голоса;

         б) с повышением голоса

                            Кто рано встаёт,

                            Тот грибы себе берёт.

                            А сонливый да ленивый

                            Идёт после за крапивой!

         - Какой вывод для себя сделали, прочитав это стихотворение?

         VI. Подготовка к восприятию произведения.

         1. Антиципация.

         - Прочитайте фамилию автора: Джнн Рдр. (Джанни Родари.)

         2. Слово учителя об авторе. (Портрет поэта на доске.)

         - В 1920 году в далёкой Италии в бедной рабочей семье родился мальчик Джанни. Рос он весёлым и любознательным. Больше всего маленький Джанни любил книги. Мальчик вырос и стал работать учителем в школе. Он очень полюбил детей. Джанни Родари написал много детских сказок и стихотворений: «Приключения Чипполино», «Путешествие голубой стрелы», «Сказки по телефону».

         3. Игра «Предложение рассыпалось».

         Ремёсла, чем, пахнут («Чем пахнут ремесла».)

         VII. Сообщение темы и цели урока.

         - Прочитай тему урока. Сформулируйте цели.

         VIII. Работа над новым материалом.

         1. Словарная работа.

         - Все ли вам понятны слова? Что такое ремесло?

         Ремесло – 1). Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным способом.

         2). Профессия, занятие.

         - Слово «профессия» пришло к нам из латинского языка, что обозначает действие «объявлять». И каждый, кто обладал каким-либо навыком, мог назвать себя профессором, заявляющим: «Я умею делать то-то и то-то». Сейчас «профессорами» мы называем тех людей, которые лучше делают своё дело и учат этому других. Конечно, стать профессором нелегко. Но ещё труднее выбрать профессию, в которой ты стал бы лучшим. У вас ещё есть время познакомиться с разными взрослыми профессиями.

         2. Загадки о профессиях.

         - О каких профессиях говорится в загадках? (Иллюстрации  на доске.)

                            Кто в дни болезней

                            Всех полезней

                            И лечит нас от всех болезней? (Врач.)

 

                            Встанем мы, когда вы спите,

                            И муку просеем в сите,

                            Докрасна натопим печь,

                            Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь.)

 

                            Кто с утра хлопочет с поварёшкой,

                            Варит вкусный хлеб с картошкой? (Повар.)

 

                            Почту – письма и журналы

                            По домам разносит он.

                            Ходит он во все кварталы

                            И заходит в каждый дом. (Почтальон.)

         3. Дерево предсказаний.

         - О чём будет стихотворение? (О профессиях, о запахах и вкусах, о работе, кто как работает, как что делают, про лень, о бездельниках, о мастерах, смешные истории…)

         4. Чтение произведения учителем.

         - Какое это стихотворение: весёлое, грустное, познавательное, поучительное?

         5. Словарная работа.

         Сдоба - 1. Сахар, масло, яйца для теста. 2. Изделия из теста.

         Скипидар - жидкость с едким запахом, получаемая из смолы-живицы.

         Блуза – широкая верхняя рубаха.

         Мускатный орех - плод вечнозелёного тропического мускатного дерева. пряность.

         6. Чтение текста учащимися.

         а) Самостоятельное «жужжащее чтение».

         - Определите композицию произведения: поэтическое или прозаическое произведение, рассказ, сказка или легенда, повествование или рассуждение, написал поэт или писатель.

         б) Чтение «цепочкой».

         Вывод: это поэтический рассказ-рассуждение, который написал поэт Джанни Родари.

         7. Физкультминутка «Помогаем бабушке» (Имитация движений.)

         Стираем белье.

         Потом пополощем белье.

         Выжмем хорошо.

         Повесим сушиться.

         А теперь пойдем во двор.

         Попилим бревна.

         Поколем поленья.

         А теперь складываем  в скирду.

         Вытерли пот со лба. Присели. Отдохнули.

         8. Работа над содержанием.

         а) «Тонкие» и «толстые» вопросы.

         «Тонкие» вопросы (2 ряд)

         -Чем пахнет в булочной? В столярной мастерской? Маляр? шофёр? Рабочий? Кондитер? Доктор? Крестьянин? Моряк? Прочитайте. Чем пахнет безделье? Прочитайте.

         «Толстые» вопросы (1 ряд)

         - О каких профессиях пишет автор? Почему у каждого дела свой особый запах? В каких строчках заключен основной смысл стихотворения? Что можно посоветовать лодырю?

         б) Составление словесных портретов (работа в парах с антонимами).

         Рабочий человек: трудолюбивый, умелый, сильный, бодрый, решительный, настойчивый, добросовестный, работяга, тратит время с пользой.

         Бездельник: лодырь, неумелый, слабый, безразличный, беззаботный, обманщик, бесполезно тратит время.

         в) Рассматривание иллюстраций к стихотворению и ответы детей на вопрос:

         - К каким строкам стихотворения нарисовал художник иллюстрации? Найдите их и   прочитайте.

         г) Обобщение ответов.

         - Перевел это стихотворение для вас с итальянского языка С.Маршак. Автор хотел простыми словами рассказать вам, о том, что все работы хороши, все работы полезны. Именно труд делает человека личностью. Дж. Родари попытался  представить работу в запахе. Каждый мастер имеет свой запах: пекарь пахнет тестом и сдобой, столяр - стружкой и свежей доской и т.д. И каждый из вас тоже может выбрать профессию, которая вас чем-то привлекает. Может и запахом…

         9. Работа над выразительностью чтения. Партитура текста.

         а) Подготовка к выразительному чтению.        

         - Какие знаки препинания встретились в тексте?

         , - короткая пауза /

         .?!;:-… - длинная пауза//

         ! – повышение голоса

         логическое ударение

         б) Чтение стихотворения учащимися  вслух по логически законченным частям.

         - Найдите в стихотворении рифму.

         10. Работа с пословицами (по группам).

         - Составьте части пословиц.

ü Делу время - … потехе час.

ü Тому нет скуки, … у кого заняты руки.

ü Не откладывай дело, … откладывай безделье.

ü Кто привык трудиться, … тому без дела не сидится.

ü Не спеши языком, … а спеши делом.

ü Маленькое дело лучше … большого безделья.

ü Без труда не вытащишь … рыбку с пруда.

ü Труд человека кормит, … а лень портит

ü Птица красна перьем, … а человек уменьем.

        IX. Рефлексия.

         Составление синквейна к слову «профессия».

                                               Профессия.

                                      Интересная, полезная.

                            Обеспечивает, помогает, радует.

                     Птица красна перьем, а человек уменьем.

                                               Ремесло.

         X. Итог урока.

         - С каким произведением сегодня познакомились?

         - Назовите автора.

         -Что узнали о Дж. Родари?

         - О чем заставило вас задуматься это стихотворение?

         - Послушайте стихотворение.

                            Профессий много на земле,

                            И каждая – важна.

                            Решай, мой друг, кем быть тебе,

                            Ведь жизнь у нас одна,

                            Быть может – станешь маляром,

                            А может, инженером.

                            Возможно, будешь столяром,

                            Возможно, милиционером.

                            Профессий много на земле,

                            Но выбирай, любя,

                            Решай, мой друг, кем быть тебе.

                            Ведь каждая из них – важна.           И. Казюко

                   - Оценки за работу на уроке.

         XI. Домашнее задание.

         - Подготовить выразительное чтение стихотворения.

         - Придумать устный рассказ на тему «Я люблю эту профессию».

 

        

        

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также