Тема: Таблица умножения. Закрепление. Решение задач.
Цели: Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия деления.
Задачи.
Обучающие:
- повторить таблицу умножения;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- совершенствовать умение решать задачи.
Развивающие:
- развивать внимание, память логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родной культуре, умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, (технология оценивания учебных успехов) |
||||||||
I. Актуализация знаний.
|
1. Организационный момент. Глаза смотрят и всё видят. Уши слушают и всё слышат. Сначала думаю, а потом говорю Помню, что в классе я не один, Умею слушать мнения других. 2. Какое число лишнее? По каким признакам отличаем числа друг от друга. 72, 12, 24, 16, 29, 2 (на доске) (Может быть, 16 – нет 2 в записи числа, 29 – так как не делится на 2, 2 – однозначное.) Какие ключевые принципы применяли? ( принцип равное участие, индивидуальная ответственность) 3. Найдите в каждом числе сумму десятков и единиц. – Увеличьте каждое число на 1. – Назовите для каждого предыдущее число. – Назовите соседей каждого числа. – Какие числа можно уменьшить на 2 десятка? – Запишите числа по памяти. (Учитель стирает запись на доске.)
|
Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; |
||||||||
II. Формулирование темы и целей урока. |
- Окиньте взглядом учебника на стр.68 . Чем нам сегодня предстоит заняться?
|
4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
|
||||||||
III. Систематизация и повторение.
|
1. Работа в парах. Задание № 1,с.68 (прочитайте) Записать ответы. Взаимопроверка. 2. Самостоятельная работа по вариантам. Дополнительное задание . На доске даны числа 4,5,7,8,9. I вариант – чётное число уменьши в 2 раза II вариант – нечётное увеличь в 9 раз 3. Решение задач. а) Задача № 2, стр. 68 Прочитайте задачу. (Ученики читают про себя) Разбор задачи. - Как удобно записать задачу кратко. (В таблице) -О чём говорится в задаче? (Об одинаковых наборах из чашек) - Что такое число 9? (количество наборов) -Число 54? -Что надо узнать в задаче? (Сколько чашек в 5 таких наборах?) Запишем краткое условие.
Решение задачи. -На второй вопрос задачи сами составьте б) Устная работа по рисунку. Составление задачи № 5 стр. 68. Коллективная работа. Рассмотри рисунок и скажи, во сколько раз бабочек меньше, чем стрекоз?
|
9. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.
Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулирования цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; |
||||||||
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
|
- Что сегодня получалось лучше? Над чем ещё предстоит работать? - Предположите, какое задание выполняет курочка на жёлтом фоне. |
Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; |
||||||||
V. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант).
|
Задания № 4 стр. 68.
|
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
Урок 98 (2. 62)
Тема: Уравнения (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения.
2. Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором неизвестен один множитель.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи (перекладывание палочек).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний.
|
1. Организационный момент. Н 2. 3. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего за- поминания таблицы умножения. 4. Фронтальная работа. а) Какие углы острые, а какие тупые?
б) Математический диктант. – Первое слагаемое 49, второе такое же. Найдите сумму этих чисел. – Увеличьте 77 на 9. – Вычислите сумму 69 и 6. – Уменьшите 76 на 7. – Вычислите разность чисел 65 и 28. – Из 25 вычтите это же число. Чему равна разность? – На сколько 31 больше 13? – К 34 прибавьте 9. – На сколько 15 больше 7? – Наименьшее двузначное число увеличьте на 9. – Найдите произведение чисел 3 и 6. – Найдите частное чисел 24 и 6. в) Решите задачу и придумайте к ней обратные. • Цена ластика 6 рублей. Чему равна стоимость 8 таких ластиков? |
Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); |
II. Открытие нового знания.
|
Н 6. 2. 3. Работа в парах. 1. Задание № 1, с. 22; - Найдите неизвестные числа в окошечках способом подбора через таблицы умножения. П 6. 2. 3. 2. Задание № 2, с. 22. Цель работы: самостоятельно сформулировать, на основе анализа составленного уравнения и знания правила о поиске неизвестного множителя через известный другой множитель и произведение, алгоритм решения уравнения данного вида. - Какой компонент неизвестен в уравнении? - Как его найти? Сформулируйте правило нахождения неизвестного множителя. - Составьте алгоритм решения уравнений данного вида. - Сверьте свой алгоритм с текстом учебника. 2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке. - Верно ли вы рассуждали? - Важно ли проверять найденный корень уравнения? |
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; |
III. Формулирование темы и целей урока. |
- Чему мы сегодня будем учиться? - Какие знания нам помогут? |
7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; |
IV. Первичное закрепление.
|
П 6. 2. 3. 4. Задание № 3, с. 22. - Проговаривайте друг другу свои действия при решении каждого уравнения. (Два первых уравнения можно предложить детям для решения парами в тетрадях, два последних с комментированием у доски). Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу |
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.
ТОУУ Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; |
V. Систематизация и повторение.
|
Н 2. 3. 4. 1. Самостоятельная индивидуальная работа. Задания № 4, 5 (по два выражения) с. 22. Проверка у доски. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. Н 2. 3. 4. 3. Решение задач. Фронтальная работа. Задача № 6 а), с. 22 - Прочитайте задачу, выделите известные данные, заполните таблицу (цена, количество, стоимость). - Какие данные помогут ответить на вопрос задачи? - Составьте план решения задачи. - Решите задачу. |
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
ТОУУ 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
- Чему мы сегодня учились? (Работа с рисунком на жёлтом поле.) - Помогите Вове решить уравнение. |
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; |
VII. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант). |
Задания № 4, 5 (оставшаяся часть), 8 б) с. 22. Вариант выбора: задания № 7, 8, 9, с. 23. Возможна работа с дидактическими материалами. |
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
|
Урок 99 (2. 63)
Тема: Уравнения (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения.
2. Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором неизвестно делимое.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи (таблицы с множителями).
5. Развивать умения решать задачи на работу с информацией, занесённой в таблицу (линия «Элементы стохастики»).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний.
|
1. Организационный момент. Н 2. 1. 2. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего за- поминания таблицы умножения. 4. Фронтальная работа. а) Запишите выражения. – Число a больше, чем число b. Как узнать, на сколько больше? – Число a на c единиц больше, чем число b. Как узнать, чему равно число b? б) Запишите несколько выражений. – Из суммы чисел a и b вычли число c. – Из числа a вычли сумму b и c. в) Замените каждое число произведением двух множителей: 32, 12, 25, 9, 28, 18. г) Какое выражение лишнее? 21 : 3 18 : 6 12 : 3 9 : 3 – Прочитайте, называя компоненты действия. д) Что общего у чисел? 10, 15, 20, 25, 35, 40, 45, 50 – Какого числа не хватает? е) Найдите неизвестные числа.
|
Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; |
II. Открытие нового знания.
|
Н 6. 2. 3. Работа в парах. 1. Задания № 1, 2, с. 24. Цель работы: самостоятельно сформулировать, на основе анализа составленного уравнения и знания правила о поиске неизвестного делимого через известный делитель и частное, алгоритм решения уравнения данного вида. - Какой компонент неизвестен в уравнении? - Как его найти? Сформулируйте правило нахождения неизвестного делимого. - Составьте алгоритм решения уравнений данного вида. - Сравните с алгоритмом в учебнике. 2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке. - Верно ли вы рассуждали? - Важно ли проверять найденный корень уравнения? |
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; |
III. Формулирование темы и целей урока. |
- Чему мы сегодня будем учиться? - Какие знания нам помогут? |
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; |
IV. Первичное закрепление.
|
П 6. 2. 3. 4. Задание № 3, с. 24. - Проговаривайте друг другу свои действия при решении каждого уравнения. (Два первых уравнения можно предложить детям для решения парами в тетрадях, два последних с комментированием у доски). Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу |
9. – работать консультантом и помощником для других ребят;10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.
ТОУУ |
V. Систематизация и повторение.
|
Выбираем задания и тренируемся: Н 2. 3. 4. 1. Задание № 4 с. 24 (индивидуальная работа с проверкой у доски). Н 2. 3. 4. 2. Решение задач. Задача № 5 а), с. 24 - Прочитайте задачу, выделите известные данные, выберите вспомогательную модель (схема). - Какие данные помогут ответить на вопрос задачи? - Составьте план решения задачи. - Решите задачу. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу Задача № 6, с. 24 Фронтальная работа. (Очень важное задание для развития умения «читать» таблицу!) - Какие данные указаны в столбцах таблицы? А в строках таблицы? - Подготовьте ответы на вопросы задания.
|
Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
- Чему мы сегодня учились? (Работа с рисунком на жёлтом поле.) - Помогите Пете решить уравнение. |
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; |
VII. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант). |
Задание № 5, 7 (с. 24–25). Задание № 8 (с. 25) – занимательная задача с элементами комбинаторики (перебор и подбор множителей). Возможна работа с дидактическими материалами. |
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
|
Урок 100 (2. 64)
Тема: Уравнения (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия умножения.
2. Ввести алгоритм поиска и проверки решения уравнения, в котором неизвестен делитель.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи (арифметические ребусы и логические задачи).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний.
|
1. Организационный момент. Н 2. 1. 2. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего за- поминания таблицы умножения. 4. Фронтальная работа. а) Решите задачи несколькими способами. • Утром в палатке было 90 брикетов с пломбиром. Днём продали 42, а вечером 38 таких брикетов. Сколько после этого в палатке осталось брикетов с пломбиром? • В корзине было 28 яблок и 49 груш. После того как из неё взяли часть фруктов, в ней осталось 18 фруктов. Сколько фруктов взяли? – Придумайте ещё несколько вопросов к условию последней задачи. б) Назовите: – частное: 3 : 1 = 3 72 : 9 = 8 9 : 9 = 81; – произведение: 16 · 4 = 64 3 · 8 = 24; – делитель: 32 : 4 48 : 6; – делимое: 22 : 11 180 : 90. в) Найдите частное чисел. 12 и 6 15 и 5 12 и 4 – Какие числа у вас получились: чётные или нечётные? Найдите от- вет с помощью рисунка. Какими были компоненты деления: чётными или нечётными? г) Найдите неизвестные числа.
|
Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
|
II. Открытие нового знания.
|
Н 6. 2. 3. Работа в парах. 1. Задания № 1, 2, с. 26. Цель работы: самостоятельно сформулировать, на основе анализа составленного уравнения и знания правила о поиске неизвестного делителя через известное делимое и частное, алгоритм решения уравнения данного вида. - Какой компонент неизвестен в уравнении? - Как его найти? Сформулируйте правило нахождения неизвестного делителя. - Составьте алгоритм решения уравнений данного вида. - Сравните с алгоритмом в учебнике. 2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке. - Верно ли вы рассуждали? - Важно ли проверять найденный корень уравнения?
|
4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; |
III. Формулирование темы и целей урока. |
- Чему мы сегодня будем учиться? - Какие знания нам помогут? |
9. – работать консультантом и помощником для других ребят; |
IV. Первичное закрепление.
|
Н 2. 3. 4. Задание № 3, с. 26. - Проговаривайте друг другу свои действия при решении каждого уравнения. (Два первых уравнения можно предложить детям для решения парами в тетрадях, два последних с комментированием у доски). Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу |
10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе. Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
|
V. Систематизация и повторение.
|
Н 2. 3. 1. Задания № 4, с. 26. (индивидуальная работа с проверкой у доски). - Составьте выражения по условию задач. Н 2. 3. 4. 2. Выбор для самостоятельного решения задачи № 6, с.26-27 - Прочитайте задачу, выделите известные данные. - Какие данные помогут ответить на вопрос задачи? - Составьте план решения задачи. - Решите задачу. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать? – Удалось ли правильно решить задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу 3. Задание № 7, с. 27 Фронтальная работа. |
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
|
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
- Чему мы сегодня учились? (Работа с рисунком на жёлтом поле.) - Помогите Кате решить уравнение. |
Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; |
VII. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант).
|
Задание № 4 (оставшаяся задача), № 5, 8, с. 27. Ответ к № 8: по левой дороге пойдёшь – домой придёшь, по средней дороге пойдёшь – к Кощею придёшь, по правой дороге пойдёшь – погибнешь. Решать начинаем с наиболее определённой ситуации (средняя дорога). Возможна работа с дидактическими материалами. |
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.