Тема урока: «Климат России» 8 класс
Оценка 4.6

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Оценка 4.6
docx
04.12.2019
Тема урока: «Климат России» 8 класс
00125229-f9383ea3.docx

 

Тема урока: «Климат России»

Дидактическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития их индивидуальных способностей.

 

Место урока: на изучение темы «Климат» в 8 классе отводится 13  часов и это итоговый урок, на котором нужно  обобщить  знания о климате России, повторить факторы, влияющие на его формирование.

 

Структура урока построена с использованием системы развивающего обучения. Так, на первых этапах урока осуществляется целеполагание и мотивация, сформулированные совместно с учащимися. Затем с целью актуализации субъектного опыта организуется беседа по изученным ранее вопросам, а так же предлагается логическое упражнение, всё это позволяет дать импульс к активной познавательной деятельности на протяжении всего урока.

При  повторении материала используется деятельностный подход и стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, а так же возможность выбрать наиболее рациональные из них.

 

Цели по содержанию:

1.     Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; закрепить знания учащихся  терминов и понятий темы,   основных факторов, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.

2.     Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.

3.     Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.

 

Тип урока:  урок-игра.

 

Ожидаемый результат:

1-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности;

2-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности; уметь определять тип климата по климатической диаграмме;

3-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности, уметь определять тип климата по климатической диаграмме; уметь составлять характеристику климата территории.

 

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

 

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический.

 

Оборудование: карты атласа,  физическая карта России, раздаточный текстовый материал, мультимедийная презентация,  компьютер, раздаточный материал.

 

Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку. Урок проводится в игровой форме, класс делится на три команды. Игра составлена на основе вопросов на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей, логического мышления. Предыдущая тема «Рельеф и недра России» дала возможность выявить некоторые климатообразующие факторы, что связало ее с последующим изучением климата страны.

Во время урока использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация с заданиями к игре. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Применение компьютерного изображения в сочетании с диалоговой формой общения позволяет закрепить и обобщить знания по  изучаемому разделу. Сама форма проведения урока – командная игра – позволяет включить в работу весь коллектив учащихся.

В ходе урока предполагается высокая активность и работоспособность учащихся, проявление интереса к изучаемой теме, положительный эмоционально-психологический настрой.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь удобно, выпрямите спину, закройте глаза. Глубоко вдохните, освободитесь от всего, что вас волнует. Сегодня вы будете учиться в игре, решая при этом важные проблемы. В игре у каждого есть свой стиль, своё место. Игра даёт ощущение спокойствия, свободы выбора и свободы творчества. (Пауза.) Откройте глаза!

Итак начнем!!

Какой раздел мы проходили все эти 12 урок (Климат России). Сегодня завершающий урок по данной теме. А когда мы   заканчиваем изучать большой раздел,  последний урок мы посвящаем чему?  (Обобщению)

II. Целеполагание.

Поэтому, цель нашего урока,  какая?  

(Учащиеся формулируют цель урока)

основными целями этого урока являются:

ü    закончить формирование представления о климатических условиях на территории России;

ü    закрепить знания по основным направлениям программы данного раздела;

ü    продолжить формирование умения составлять характеристику климатического пояса;

ü    воспитать бережное отношение природе

Работать будем как всегда в группах.  Так как современный мир – это мир рыночных отношений, поэтому расплачиваться за ваши знания буду деньгами, но чтобы они не затерялись в ваших бумажках, ваши сбережения будут хранится у меня в банке. А в конце мы узнаем – кто сколько заработал. Условия ранее оговоренные  сохраняется.

Напомню только одно из правил таких уроков:

«Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума!»

А начать я хочу с легенды о вожде индийского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа:

“Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь.

Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса.

Вождь усмехнулся: «Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы.»

Второму, принёсшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение».

Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины.

Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на пол - пути к вершине».

Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море.

Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии».

 Победа не всегда означает быть первым,

Победа – это когда ты стал лучше, чем был!

И я вам желаю успешно выполнить  все задания, и оказаться на вершине горы, и в пусть ваших глазах будет сиять победа.  И ещё одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.

У вас на столах конверты- помощники с заданиями и оценочные листы, которые капитаны команд будут заполнять, а в конце урока – вы подсчитаете свои оценки и выведите среднее арифметическое.

Возьмите оценочные листы и подпишите.

II. Актуализация знаний.

Раунд 1. Конкурс «Ромашка»: на знание климатообразующих факторов

Каждой команде вручается по «ромашке» с 13 лепестками, на которых написаны не только климатообразующие факторы, задачи команды собрать ромашку из 7-ми лепестков, на которых будут только факторы, формирующие климат.

1.     Географическое положение

2.     Выветривание

3.     Рельеф

4.     Состав горных пород

5.     Близость морей и океанов

6.     морские течения

7.     Высота местности над уровнем моря

8.     тектоническое строение;

9.     циркуляция воздушных масс;

10. деятельность человека.

11. подстилающая поверхность;

12. древнее оледенение;

13. Эрозия почв

Ответы: географическое положение

циркуляция воздушных масс

близость морей и океанов

подстилающая поверхность

морские течения

высота над уровнем моря

подстилающая поверхность

рельеф

Время выполнения задания 2 минуты, максимальное число баллов – 7.

Обсуждение каждого фактора с разъяснением, по очереди.

Капитаны команд выставляют оценки каждому    члену своей группы

Раунд 2. Термин-понятие.  Командам вручается розовый  конверт. В каждом конверте по 14 определений и 14 терминов. Команде дается 2мин на разбор задания, затем учитель бросает клубок на выбор  участнику группы, задавая вопрос. Балл зачитывается команде, если участник правильно огласит ответ. Максимальное кол-во баллов 1
Карточки и задания командам

 

Определения: “Рекорды климата на территории России”

1.     “Полюс холода”.

2.     Самая низкая температура января 

3.     Самая высокая температура июля и где? 

4.     Самая холодная зима

5.     Самая теплая зима 

6.     Самое теплое лето в России 

7.     Самое холодное лето 

8.     Где выпадает самое большое количество осадков? 

9.     Где выпадает самое малое количество осадков?

10. Изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности называют

11. Распределение июльских  температур определяет:

12.  Континентальность  климата на территории  России возрастает:

13. Какой климатообразующий фактор определяет распределение январских температур? 

14. Количество осадков уменьшается

 

Понятия “Рекорды климата на территории России”

A.   острова Северной Земли, средняя t = -1,2°С;

B.    +43°С , Астрахань, Волгоград;

C.   Прикаспийская низменность, +25,4°С;

D.   Западные склоны Кавказа и Алтая 2000 мм в год;

E.    Полупустыня Прикаспия – менее 150 мм в год, арктических пустынях – остров Кательный, Новосибирские острова – 141 мм в год.

F.    +6,1°С в Сочи;

G.   -50°С в Якутии;

H.   Оймякон–Якутия;

I.       -71°;

J.     Трансформацией

K.     (воздушные массы)

L.    географическая широта   

M.  С запада на восток

N.   с  Запада на восток

 

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

H

I

B

G

F

C

A

D

E

J

L

M

K

N

 

Раунд 3. Четкое соответствие

Обратите внимание желтые конверты, там   климатические диаграммы и предложенные ниже города России

Часть 1.

Верхоянск.GIFСочи.GIF

                                   а)                                                                    б)

 

 

Владивосток.GIF

  В)

Города:  Сочи,  Верхоянск, Владивосток.

Вопрос: установите соответствие «климатическая диаграмма – город». В каких климатических поясах находятся эти города?

Ответ: а – Верхоянск (резко континентальный климат), б – Сочи (субтропический климат), в – Владивосток (умеренный муссонный)

 

Часть 2.

1 команда

А) Какой из показанных на карте городов находится ближе всего к зоне действия антициклона?

1)   Мурманск          3) Санкт - Петербург

2)   Осло                    4) Париж

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать улучшения погоды?

1)   Санкт - Петербург       3) Ростов-на-Дону

2)   Москва                         4) Астрахань

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть2

А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне дейст­вия антициклона?   1) Тюмень       2) Серов    3) Оренбург      4) Курган

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?

        1) Серов           2) Самара                       3) Орск        4) Москва

 

                         

       Часть 2.

А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне дейст­вия циклона?

1) Барнаул      2) Тобольск       3) Омск                  4) Диксон

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?

1)   Самара             3) Новосибирск

2)   Барнаул            4) Бийск

picture

 

 

 

 

 

 

 

Раунд 4. «Предположим, что…»

Вам предлагается смоделировать ситуацию. (макс 3 балла).

 

 1 команде: Предположим, что на побережье Северного Ледовитого  океана  возникли  горные  хребты.  Как это изменит климат европейской части страны?

 2   команде: Предположим, что тихоокеанское  побережье  стало  равнинным. Как изменится климат  Восточной  Сибири (Якутии)?

 3 команде:  Предположим, что  Уральские  горы  протянулись  не  на  востоке  Европейской  части,  а  по  западной  границе  страны.  Каким  станет  климат  в  европейской  части  страны?

 

Раунд 5. Заморочки из бочки

 

1.     Видишь – «мглою небо кроет»,
Волны ходят, ветер воет:
Буря сильная на море
Лодкам маленьким на горе.
(Шторм.)

2.     Если вглубь материка

       Он забрёл из океана,

       Значит, будут облака,

       А порой и ураганы.

      К нам с дождём приходит он,

      Влажный ветреный ...

       (Циклон.)

 

3.     Снег идет, идет, идет...

А весною дождик льет...

Град нашли мы на траве

В наступившем сентябре.

А потом в свою тетрадку

Пишем: «Снова шли...

 (осадки»)

4.     Музыкальный вопрос

(1 шторм)

5.     Порядки свои установит он:
Давленье высокое, воздух сухой, 
Ветер ослабнет. Тишь и покой. 
Зимою при солнце крепчает мороз. 
Летом “на ясно” укажет прогноз.

Антициклон

 

6.     Скорость большая, площадь широкая,

А в сердцевине - давление высокое.

Если задержится долго над местностью,

Может случиться жара повсеместная.

Циклон

Что такое, не пойму?

То во сне иль наяву?

Дом не виден, дуб в реке,

Все как будто в молоке.

Сказка это? Сон? Обман?

Это утренний...

 (туман)

7.     Музыкальный вопрос

(2- метель)

8.     В тёплый день пошёл снежок,
Превратившийся в поток,
Всё вокруг засыпал он,
А принёс его - … .

(Циклон)

9.     Пробежит со скоростью большой. Летом – дождь, и снегопад – зимой.

     (Циклон.)

10. Полдневный час. Жара гнетет дыханье; 
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землёю воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто бы кипит
И тени нет. Повсюду искры, блёстки,
Трава слегла, до корня прожжена

Антициклон

11. В атмосфере снизилось давленье,
Воздух переходит в наступленье.
Сильный ветер, в тучах небосклон,
Значит, надвигается

(циклон)


         11. Под голубыми небесами,
               Великолепными коврами,
               Блестя на солнце, снег лежит,
               Прозрачный лес один чернеет,
               И ель сквозь иней зеленеет,
               И речка подо льдом блестит.

                А.С.Пушкин    Антициклон


12.Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идёт с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Дождик знобящий и серый
Всё моросит, моросит...


(циклон)


 

Физминутка

 

IV.  Создание проекта лэпбук  «Климат России»

 

V. Рефлексия

Послушайте  притчу.

Случилось это в Средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.
Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
– Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня – сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
– Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать – ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работ



– Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее – улыбнувшись, ответил третий каменщик.
На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

 

Что являлось целью изучения на уроке? Достигли ли мы цели?

Просит учащихся оценить свои знания по изученной теме следующим образом:

1) «Я все понял и смогу объяснить этот материал другому».

2) «Я понял материал и могу объяснить другому, но при помощи учителя».

3) «Я понял материал частично».

4) «Я ничего не понял».

VI. Итоги.

VII. Домашнее задание: составить кроссворд «Климат России»

 


 

1.     Видишь – «мглою небо кроет»,
Волны ходят, ветер воет:
Буря сильная на море
Лодкам маленьким на горе.

2.     Если вглубь материка

       Он забрёл из океана,

       Значит, будут облака,

       А порой и ураганы.

      К нам с дождём приходит он,

         Влажный ветреный ...

Снег идет, идет, идет...

А весною дождик льет...

Град нашли мы на траве

В наступившем сентябре.

А потом в свою тетрадку

Пишем: «Снова шли...

3.     Музыкальный вопрос

 

4.     Порядки свои установит он:
Давленье высокое, воздух сухой, 
Ветер ослабнет. Тишь и покой. 
Зимою при солнце крепчает мороз. 
Летом “на ясно” укажет прогноз.

5.     Скорость большая, площадь широкая,

А в сердцевине - давление высокое.

Если задержится долго над местностью,

Может случиться жара повсеместная.

Что такое, не пойму?

          То во сне иль наяву?

          Дом не виден, дуб в реке,

         Все как будто в молоке.

         Сказка это? Сон? Обман?

         Это утренний...

6.     Музыкальный вопрос

 

7.     В тёплый день пошёл снежок,
Превратившийся в поток,
Всё вокруг засыпал он,
А принёс его - … .

8.     Пробежит со скоростью большой. Летом – дождь, и снегопад – зимой.

9.     Полдневный час. Жара гнетет дыханье; 
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землёю воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто бы кипит
И тени нет. Повсюду искры, блёстки,
Трава слегла, до корня прожжена

10. В атмосфере снизилось давленье,
Воздух переходит в наступленье.
Сильный ветер, в тучах небосклон,
Значит, надвигается

 

11.                Под голубыми небесами,
               Великолепными коврами,
               Блестя на солнце, снег лежит,
               Прозрачный лес один чернеет,
               И ель сквозь иней зеленеет,
               И речка подо льдом блестит.

12. Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идёт с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Дождик знобящий и серый
Всё моросит, моросит...

 

 

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс

Тема урока: «Климат России» 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2019