Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Тема: «Наша дружная семья»
Цель: формировать навыки культуры общения и поведения:
взаимоотношения в семье.
Задачи:
1.
Учить применять правила общения
в семье
2.
Воспитывать уважение к семье, ее
членам, традициям.
3.
Развивать речь, внимание, умение
наблюдать, делать выводы.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
УУД
|
Орг.момент
|
- Давайте проверим,
все ли мы приготовили для урока, наведем порядок на рабочем месте и
настроимся на урок.
|
Регулятивные
|
Актуализация знаний
|
Повторение правил
поведения на улице и дома (фронтальная беседа).
|
Коммуникативные
|
Целеполагание и мотивация
|
- Послушайте удивительную
историю, которая произошла с мальчиком:
Жил-был мальчик
Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды он пришел в
школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске
отвечать. «Ах, если бы я стал невидимкой, чтобы меня никто не видел и не
слышал», - подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла
до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель,
вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу». Тут Толя
понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После уроков ученики
выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли
в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика.
Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось
похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому
мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту
не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел,
что мама стоит на балконе и ждет его. «Мама, вот он я!» - закричал Толя. Но
мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. «Я не
хочу быть невидимкой», - заплакал Толя. «Хочу, чтобы мама меня видела, хочу
разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок!
Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!» И Толя снова стал
обыкновенным мальчиком.
- Почему же
Толя решил, что невидимкой быть плохо?
- Действительно,
плохо человеку, когда ему не с кем общаться, поделиться своими радостями и
огорчениями. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие
для нас – это наша семья. Давайте определим тему сегодняшнего урока (запись
темы на доске - слайд).
|
Личностные
Коммуникативные
|
«Открытие» нового знания
|
- Прежде чем мы с
вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте
узнаем, а что же такое семья?
Толкование в словарях (читаю)
- Рассмотрите
рисунок в учебнике на с. 46 и расскажите, как проводят свободное время в
семье Сережи и Нади.
- Как вы думаете,
что такое культура
общения и нужна ли
она в семье?
- Семья – это семь
я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.
Рассмотрите на с. 47 (учебника) и расскажите, как взрослые помогают детям и
дети взрослым в семье Сережи и Нади.
|
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
|
Первичное закрепление (работа в группах)
|
- накройте те
картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье. Обсуди с
соседом, а что происходит у вас в семье, а тут не нарисовано.
- Поведение итогов
работы: как еще помогают друг другу в семье?
|
Личностные
Коммуникативные
|
Физкульт-
минутка
|
|
|
Самостоятель-
ная работа с проверкой
|
- Выполним задание в
тетради на с. 21 №2
(самостоятельная
работа учащихся).
- Какие еще домашние
дела вы помогаете выполнять дома своим родителям?
- Послушайте
стихотворение:
Вова плачет
тонко-тонко
И глаза трет
кулаком:
- Я вам вовсе не
девчонка,
Не пойду за молоком!
Мама смотрит без
улыбки:
- Что же,
сделаешь ошибку,
Мне не будешь
помогать,
Не пущу тебя гулять.
Постоял, подумал он:
- Ну, давай уж
свой бидон.
Вове грустно и
обидно,
Он шагает стороной:
Может так не будет
видно
Всем бидона за
спиной?
Дядя с длинными
усами,
Высоченный как отец,
Улыбнулся: «Видно
маме
Помогаешь -
молодец».
И уже не стороной -
Вова гордо шел
домой.
Хоть по лестнице
скакал,
Молоко не
расплескал.
- Мама, что ещё
купить?
Я могу ещё сходить!
- Какой же вывод
сделаем с вами о взаимопомощи в семье? (Относитесь уважительно ко всем
членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи).
|
Личностные
Регулятивные
|
Создание проблемы
|
- Отгадайте загадку:
дается человеку при рождении, пользуются им другие люди. Что это?
- Зачем человеку
имя?
- Что такое
отчество?
-Итак, имя вам дали
родители. Отчество – от отца. А фамилия – ?... от всей семьи (Во
многих языках слово фамилия – это семья). Фамилия передаётся от
одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а деду от
прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков - людей,
живших много лет назад. учителя).
|
Познавательные
Коммуникативные
|
Рефлексия
|
- В давние времена
жила удивительно дружная семья. Огромная семья - 100 человек. Молва об этом
долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда
правитель убедился, что это всё, правда, он спросил главу семьи: «Как вам
удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи
взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро
прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и то же слово. Что
это за слово, как вы думаете? «Понимание».
- А мы сейчас с вами
пустим по классу чистый листок, на котором вы напишите, что вы считаете
главным в семейных отношениях. Написав ответ, заверните строчку и передайте
дальше.
- Давайте подведем
итог нашей работы: так почему эту семью мы называем дружной, от чего это
зависит? Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные
отношения?(Зачитываются ответы учащихся).
|
Личностные
Коммуникативные
|
Подведение итогов,
самооценка
|
- Что запомнилось
вам на сегодняшнем уроке?
- О чём захотелось
узнать больше?
- Вот это большое
солнце - тепло моей души. И я хочу поделиться своим теплом с вами, чтобы в
ваших семьях царили дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Не
забывайте про улыбку!
Домашнее задание:
1. Раб.тетр.с.21 №1
|
Познавательные
|
|